TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
-->
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад?

| Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?
Rambler's Top100
Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


11.02.2023
14:03

Я восторженно смеялся, читая Ольгу Несмеянову

    Потому что очень подозревал, что Дали нас надул. Но и Несмеянова, по-моему, допустила нечёткость: "Каждый стиль поэтому имеет устоявшийся, утвержденный в . . .

10.02.2023
14:30

Бессилен перед всесилием

    Я ничего с собой не могу поделать, и у меня стоят в глазах слёзы от такого припева. В пол-неба пламя, В пол-неба смог, Донбасс за нами И с нами Бог! В полнеба пламя, . . .

07.02.2023
19:09

Удивляют меня жители Западной Европы

    Они как-то подвержены поветриям симпатий. На грани XIX и ХХ веков они подпали под влияние формалистов в искусстве. Центр этого влияния был Париж. И там взяли и . . .

05.02.2023
17:20

Цветаева о белогвардейцах

      Кто не смотрит российское ТВ: Шейнин – один из политологов, ведущий в программе “Время покажет”. Воевал в Афганистане. Сержант. Осталось у него от той войны . . .

03.02.2023
23:24

Ура! Болезнь

    Я сам несчётно повторяю поговорку: убогий – у Бога. Что-то не тае, мол, с художниками слова и кисти и вообще всех. Особенно – если выражают экстремистские идеалы . . .

02.02.2023
12:27

Анатолий Зверев изохулиган в квадрате?

    У Эфроса есть замечательные слова:

    "Художник вообще не умеет думать. Более того, он не обязан думать. В искусстве надо думать с осторожностью. По правилу ум здесь вреден. Хорошо думать меньше, еще лучше не думать совсем” (https://thebooks.su/read/358804-profili.html).

    Для меня они тем замечательны, что косвенно возводят в сверхценность то, что рождено подсознательным идеалом.

    А имеется ли вообще идеал у маленьких детей? Всезнающий интернет молчит. А я предполагаю, что не имеется. И, если здорово умеющий рисовать ребёнок хулиган и таким – ребёнком и хулиганом – остаётся навсегда, то мы и получаем Анатолия Зверева. Впрочем, его детскость, пишут, психическая болезнь, которая сколько-то уравновешивалась (!) непрерывным пьянством.

    То есть всё его творчество – прикладное, приложено к задаче изохулиганить. А то, что он хулиганил на фоне нонконформистского искусства, которое в лучших своих проявлениях рождалось подсознательным идеалом настоящего социализма, преданного коммунистами, лишь сбивает с толку насчёт Зверева. Его восхищало противоречие, что его, бомжа, ценят коллекционеры авангардного искусства. Он им угождал. Ничего более глубокого. Таковы же и его стихи. "Сталин кристален!.. Чист как чекист!.. Полина - полынья!.. Таню в баню!.. Снег - нег!.. Шутя до дождя!.. Враг коньяк!.. Вокзал знал!.. Харакири в квартире!.. Берут Бейрут!.. Оба из гроба!.. Адам, не дам!.. Порог у ног!.. Купался и попался!.. Рак - дурак, а пиво - диво!.. Балдел не у дел!.. Старуха - муха!..”.

    Рисовал чем попало на чём попало:

    "Анатолий работал стремительно. Вооружившись бритвенным помазком, столовым ножом, гуашью и акварелью, напевая для ритма: “Хотят ли русские войны, спросите вы у сатаны”, - он бросался на лист бумаги, обливал бумагу, пол, стулья грязной водой, швырял в лужу банки гуаши, размазывал тряпкой, а то и ботинками весь этот цветовой кошмар, шлёпал по нему помазком, проводил ножом 2 – 3 линии, и на глазах возникал душистый букет сирени…” (Плавинский).

    “Он побежал на кухню и притащил три соусницы: коричневый ткемали, зеленый ткемали из молодых слив и красный сацибели. Разложил лист на столе и начал рисовать. Он обмакивал пальцы в соус и очень точными, профессиональными движениями наносил мазки на бумагу. Когда нужно было очистить “кисть”, просто облизывал пальцы. Распылял ртом. Иногда промахивался, и тогда соус летел на зрителей… Пошли в дело горчица, перец и соль. В результате этой магии через полчаса из хаоса пятен материализовался портрет брата. Чтобы заметить хорошую картину, нужно разбираться в искусстве. Заметить шедевр может каждый. Этот портрет был шедевром” (Там же)

    Вообще-то все художники сколько-то ненормальны, но этот – особо.

    Зверев. Портрет А. Румнева. 1961.

    Зверев. Портрет Игоря Маркевича. 1963.

    Зверев. Портрет О. М. Асеевой. 1968.

    Зверев. Автопортрет. 1957.

    Сказать, что сколько-то похожи изображаемые, нельзя. Тем паче – что уловлен характер. Искусствоведы, как почти всегда, начав о ком-то из художников писать, только и делают, что хвалят персонажа их сегодняшнего описания.

    Разве что в портрете Фалька уловлена флегма из-под полуприкрытых век этого, как у меня получилось при разборе, пробуддиста.

    Зверев. Портрет Роберта Фалька. 1957.

    В пейзажах его нарочитая небрежность, - если себе внушить, - похожа тоже на выражение пробуддизма, пока он придерживается изображения какой-то нематериальности.

    Даже и здесь, где краски очень много.

    Зверев. Зеленая осень.1962.

    Тем паче, если краски как бы мало.

    Зверев. Пейзаж. 1957.

    Здесь вообще вместо материальности изображено время. Мерным ритмом тёмных клякс. Это, конечно, имеются в виду деревья с теневой стороны. Но что с тенями сталось в остальном лесе? Они исчезли… Процарапанные острым торцом ручки кисточки мол-стволы деревьев как-то усиливают впечатление нематериальности.

    Когда тёмной краски на картине мало, нематериальность торжествует.

    Зверев. Церковь. 1959.

    Зверев. Церковь в Коломенском. 1965.

    Зверев. Николина Гора. 1968.

    Здесь. Видно, художника занесло в явно выраженную материальность. “И что делать? – спросил, наверно, он себя при окончании. – Не выбрасывать же?” И нашёл выход: обратной стороной кисточки стал процарапывать красочный слой до белого грунта. – На сколько он преуспел в дематериализации, судить вам, читатель.

    Ну и, похоже, художник сделал вывод и в следующем заходе при изображении этой же Горы на материальность сосен не налегал.

    Зверев. Николина Гора. 1968.

    То же и со стволами берёз.

    Зверев. Купола. 1981.

    Это уже явное самоповторение.

    Что мотив уменьшения материальности не моя выдумка, особенно внятно говорит такая картина.

    Зверев. Ваза и кот. 1971.

    Хотите – верьте, хотите – нет, но я долго не мог найти кота.

    .

    Ну и что в результате? – Некая настойчивость мотива не есть хулиганство. И надо в заглавии ставить вопросительный знак? Так вернее будет?

    Он, бедный, боялся, что его или посадят в сумасшедший дом, или накажут как-то за тунеядство. Потому в квартире своей не жил, только у знакомых ночевал или на улице. От этой вечной тревожности в подсознании его вполне мог зародиться подсознательный идеал малочувствия, бегства из Этого мира, который он и выражал в пейзажах.

    6 сентября 2022 г.

01.02.2023
21:26

Что не по мне в Концепции гуманитарной политики Российской Федерации за рубежом

    "5. Российская культура во все исторические эпохи была символом России и российской нации. Её уникальность демонстрировали миру… Д. Д. Шостакович…”. У меня . . .

31.01.2023
23:56

Не зная броду, суюсь в воду

    Не без задней мысли: попаду в затруднительное положение, попробую выкрутиться, и вдруг выход окажется новостью. Читаю Дроздову. Эфрос убедил меня, что "мир Юона . . .

30.01.2023
18:23

Барская война

    Передо мной щекотливая задача. Я знаю по многим примерам, что Пименов с подначкой писал как бы совершенно советские картины. И вот… Я взялся было писать диктант . . .

29.01.2023
19:44

Как же я виноват перед Розановой…

    Вообще-то, ошибки именно у меня закономерны. Я зол на тех искусствоведов, которые, чтоб не поймали их на ошибке в будущем, очень мутят относительно художников, . . .

28.01.2023
16:14

Про позор

    Сперва про мой. Которого, впрочем, никто не видел. Я два раза надолго прерывал письмо маслом. Научил меня институтский одногруппник Алька Чудинов. Все мне . . .

27.01.2023
19:08

Провал Филонова

    Что я, эстетический экстремист, называю провалом живописца? Если он не вдохновляется (то есть не активизируется его подсознательный идеал), а воодушевляется (то . . .

26.01.2023
15:50

Против всякой логики

    А просто потому, что хочется… Чую нутром, что не принял Чупятов Октябрьскую революцию, а попал в ученики к Петрову-Водкину, который её принял. Что не принял, мне . . .

25.01.2023
15:38

Вымучиваю что-нибудь к 85-летию Высоцкого

    А мне хорошо б, чтоб спорить. И Высоцкий в принципе благодарный субъект: он был левым диссидентом, а те, с кем я контачу по поводу него, ВСЕ считают его правым . . .

22.01.2023
16:23

Как верно меня критикуют

    О любви не го-во-ри, а молчать не в силах — пой. Лабковский Начну издалека. Ну с себя, как у меня заведено. (Я ж ловлю в произведении искусства “текстовые” . . .

22.01.2023
16:22

Как верно меня критикуют

    О любви не го-во-ри, а молчать не в силах — пой. Лабковский Начну издалека. Ну с себя, как у меня заведено. (Я ж ловлю в произведении искусства “текстовые” . . .

21.01.2023
16:48

Ну не могли бубновалетовцы совершенно покориться советской власти

      Это я возражаю Ельшевской, искусствоведу-либералке: "Общество московских художников — это в основном бывшие “бубновые валеты”: Кончаловский, Машков и прочие. В . . .

20.01.2023
16:12

Лукавый попутал

    Я думал, что хорошо когда-то придумал: при обнаружении ошибки в статье её не исправлять, а ставить красную звёздочку в самом неправильном месте и в сноске каяться . . .

19.01.2023
18:35

Неисповедимы ли…

    Меня это не очень мучает… У меня получилось, что в XIX веке несколько самых громких имён в искусстве: Тургенев, Чайковский, Суриков, - оказались ницшеанцами. На . . .

18.01.2023
19:53

Интернет как инструмент для открытия смысла того, что претендует называться произведением искусства

    По-моему, при слове “искусство” все молчаливо думают о произведении неприкладного искусства (в котором есть ЧТО-ТО, словами невыразимое), а не о произведении . . .

1|2|3|4|5|6|7|8|9|10 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100