TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
-->
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад?

| Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?
Rambler's Top100
Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


11.02.2023
14:03

Я восторженно смеялся, читая Ольгу Несмеянову

    Потому что очень подозревал, что Дали нас надул. Но и Несмеянова, по-моему, допустила нечёткость: "Каждый стиль поэтому имеет устоявшийся, утвержденный в . . .

10.02.2023
14:30

Бессилен перед всесилием

    Я ничего с собой не могу поделать, и у меня стоят в глазах слёзы от такого припева. В пол-неба пламя, В пол-неба смог, Донбасс за нами И с нами Бог! В полнеба пламя, . . .

07.02.2023
19:09

Удивляют меня жители Западной Европы

    Они как-то подвержены поветриям симпатий. На грани XIX и ХХ веков они подпали под влияние формалистов в искусстве. Центр этого влияния был Париж. И там взяли и . . .

05.02.2023
17:20

Цветаева о белогвардейцах

      Кто не смотрит российское ТВ: Шейнин – один из политологов, ведущий в программе “Время покажет”. Воевал в Афганистане. Сержант. Осталось у него от той войны . . .

03.02.2023
23:24

Ура! Болезнь

    Я сам несчётно повторяю поговорку: убогий – у Бога. Что-то не тае, мол, с художниками слова и кисти и вообще всех. Особенно – если выражают экстремистские идеалы . . .

02.02.2023
12:27

Анатолий Зверев изохулиган в квадрате?

    У Эфроса есть замечательные слова: "Художник вообще не умеет думать. Более того, он не обязан думать. В искусстве надо думать с осторожностью. По правилу ум здесь . . .

01.02.2023
21:26

Что не по мне в Концепции гуманитарной политики Российской Федерации за рубежом

    "5. Российская культура во все исторические эпохи была символом России и российской нации. Её уникальность демонстрировали миру… Д. Д. Шостакович…”. У меня . . .

31.01.2023
23:56

Не зная броду, суюсь в воду

    Не без задней мысли: попаду в затруднительное положение, попробую выкрутиться, и вдруг выход окажется новостью. Читаю Дроздову. Эфрос убедил меня, что "мир Юона . . .

30.01.2023
18:23

Барская война

    Передо мной щекотливая задача. Я знаю по многим примерам, что Пименов с подначкой писал как бы совершенно советские картины. И вот… Я взялся было писать диктант . . .

29.01.2023
19:44

Как же я виноват перед Розановой…

    Вообще-то, ошибки именно у меня закономерны. Я зол на тех искусствоведов, которые, чтоб не поймали их на ошибке в будущем, очень мутят относительно художников, . . .

28.01.2023
16:14

Про позор

    Сперва про мой. Которого, впрочем, никто не видел. Я два раза надолго прерывал письмо маслом. Научил меня институтский одногруппник Алька Чудинов. Все мне . . .

27.01.2023
19:08

Провал Филонова

    Что я, эстетический экстремист, называю провалом живописца? Если он не вдохновляется (то есть не активизируется его подсознательный идеал), а воодушевляется (то . . .

26.01.2023
15:50

Против всякой логики

    А просто потому, что хочется… Чую нутром, что не принял Чупятов Октябрьскую революцию, а попал в ученики к Петрову-Водкину, который её принял. Что не принял, мне . . .

25.01.2023
15:38

Вымучиваю что-нибудь к 85-летию Высоцкого

    А мне хорошо б, чтоб спорить. И Высоцкий в принципе благодарный субъект: он был левым диссидентом, а те, с кем я контачу по поводу него, ВСЕ считают его правым . . .

22.01.2023
16:23

Как верно меня критикуют

    О любви не го-во-ри, а молчать не в силах — пой. Лабковский Начну издалека. Ну с себя, как у меня заведено. (Я ж ловлю в произведении искусства “текстовые” . . .

22.01.2023
16:22

Как верно меня критикуют

    О любви не го-во-ри, а молчать не в силах — пой. Лабковский Начну издалека. Ну с себя, как у меня заведено. (Я ж ловлю в произведении искусства “текстовые” . . .

21.01.2023
16:48

Ну не могли бубновалетовцы совершенно покориться советской власти

     

    Это я возражаю Ельшевской, искусствоведу-либералке:

    "Общество московских художников — это в основном бывшие “бубновые валеты”: Кончаловский, Машков и прочие. В своем манифесте они отстаивают права обычной картины, которые отрицают производственники, — так что здесь они консерваторы. Но говорят, что эта картина, конечно, не может быть прежней: она должна отражать реалии сегодняшнего дня и отражать их без формализма — то есть без излишней сосредоточенности на художественных приемах, идущей якобы в ущерб содержанию. Характерно, что до дискуссии о формализме, которая даст повод репрессиям против творческих профессий, еще около десяти лет, но слово уже употребляется с негативным оттенком, и поразительно, что произносят его бывшие скандалисты и возмутители спокойствия. Бороться с формализмом — это своеобразное почвенничество: у нас примат содержания, а эксперименты с формой — это западное. Общество московских художников оставит за собой традицию так называемой московской школы — густого, тяжелого письма, а бывшие “валеты” идеально придутся ко двору в соцреализме” (https://arzamas.academy/materials/1203).

    Я не первый раз пишу о том, что в заголовке (см. тут). Протест, мол, против советскости есть и побег в живописание просто красивого, которое внеисторично. Кончаловский в 1933 году аж осмелился на это намекнуть названием своего натюрморта – Сирень в корзине (“Героическая”). – Героическое время течёт в СССР, а чихать: я не его выражаю, как подлизы.

    И есть соблазн, что то же можно сказать о южных красотах Машкова (другого валетовца).

    Машков. Алупка. Парк отдыха. 1920.

    Но нет ли тут чего-то чудовищного?

    Что переизбыточно тут всё, наверно, не вызовет возражения.

    Два личных переживания, может, помогут понять, чудовищность.

    В юности мы с мамой жили здорово бедно. Но мама исхитрилась и разрешила мне купить самый дешёвый фотоаппарат “Смена”, а увеличитель я сделал сам из маминого довоенного “Фотокора” (мама до войны была ретушёром). Со “Сменой” я поехал на первую студенческую практику, а оттуда в Крым. Красота его меня поразила. А чуть не главной заботой по возвращении при проявлении и печатании снимков было обеспечить при всё же контрастности ту нежность воздушной перспективы в Крыму, от прелести которой завывать хочется.

    У Машкова нет воздушной перспективы. И всё как-то нарочито грубо.

    Другое переживание, через 13 лет.

    Я женился, привёз жену к себе в город и, желая её ублажить (а она была не просто любительница трудных туристических походов и даже альпинисткой стала, а считала это тренировкой мужества, без которого не обойтись при строительстве коммунизма в условиях всё усиливающегося вещизма и стремлени к комфорту, но я тогда этого о ней не знал), я организовал вылазку на выходные на озеро в каких-то десятках километров от города. Она позвала двух своих сослуживиц-практиканток на работе. Я позвал двух товарищей, а те – своих женщин. Мы ехали в автобусе, потом пришли на то озеро к вечеру, устали, поели и легли спать. А утром стали роскошествовать. И всё у нас было. И еда, и выпивка, и шахматы, и бадмингтон, и волейбол, и ласты, и маски с трубками, чтоб рассматривать дно. И от пресыщенности кто-то стал пить чай, погружённым в прохладу воды по горло.

    И я вдруг испугался.

    Этого изобилия (жена чуяла, за кого выходит замуж, и не ошиблась).

    И мне кажется, что Машков тоже испугался чего-то подобного.

    Машков. Вид на санаторий Красные зори. 1920.

    Машков. Бахчисарай. 1920.

    Машков. Берег Крыма. 1920.

    Машков. Грузия. Казбек. Вид на гору Кабарджино и аул. 1920.

    Машков. Грузия. Казбек. Вид на Дарьяльское ущелье. 1920.

    Машков. Грузия. Казбек. Шат-гора и аул. 1920.

    Машков. Грузия. Тифлис. Река Кура. 1920.

    И начался испуг от супержизни у Машкова в Западной Европе, куда он в 1913 году на выставку поехал.

    "Уже в феврале 1913 г. усилились выступления немецких газет против Франции. Пуанкаре и стоявшее за ним правительство республики германская пресса обвиняла в том, что они собираются отменить изданный в 1905 г. закон о двухлетней воинской повинности и заменить его законом о трех годах обязательной военной службы. Действительно, Пуанкаре этого желал. Но в палате и в стране еще не была надлежащим образом подготовлена почва для восстановления этой тяжелой для всего населения меры. Эту почву и создало германское имперское правительство. Дело в том, что дружное выступление германской империалистской прессы знаменовало новое грандиозное мероприятие Германской империи по усилению своей сухопутной армии.

    Германская армия на мирном положении, по утверждению экспертов Антанты, состояла в 1913 г. из 724 тысяч человек (официальные немецкие данные уменьшали эту цифру до 530 тысяч). Теперь было предположено увеличить армию минимально на 60 тысяч человек, максимально — на 140 тысяч человек, и германское правительство заявило рейхстагу о необходимости получить для немедленного осуществления этой реформы сверхсметную чрезвычайную расходную сумму в 1 миллиард марок. Чтобы получить эту сумму, требовался единовременный прибавочный подоходный налог в 10–15 % сверх обыкновенного, уже функционировавшего обычного подоходного налога (довольно высокого). Этот прибавочный, неожиданный налог для некоторых категорий плательщиков был равносилен конфискации части их достояния, так как уплатить новый налог из “доходов” они фактически не могли. Когда в начале марта (1913 г.) официозная газета “Norddeutsche Allgemeine Zeroing” возвестила об этом налоге для нужд новых чрезвычайных вооружении, то она прибавила, что Вильгельм II принял это решение “еще в январе”. Французы сейчас же подхватили это сообщение и сочли его доказательством, что инициатива новых вооружений исходит от Германии, так как о переходе к трехлетней службе вместо двухлетней во Франции заговорили только в феврале. Но это уже было неважно. События развивались безостановочно и все в одном направлении” (https://history.wikireading.ru/81554).

    И т.д.

    А кругом – мирная супержизнь, которой оставалось существовать месяцы.

    Машков. Италия. Нерви. Пейзаж с акведуком. 1913.

    Было отчего подсознательному идеалу бегства из страшной жизни в какую-то нирвану продолжить существовать.

    Материалистичная направленность всей жизни в СССР лишь подстёгивала это бегство.

    Машков. Колхозница с тыквами. 1930.

    Надо ли разжёвывать, в чём ужасность этой суперженщины?..

    То есть манифесты – одно (им не надо верить, они таки подлизывались к власти), а жизнь настоящего художника – другое. И она не "примат содержания”, не "почвенничество”, но и не прозападные "эксперименты с формой”, а слитность того и другого. В чём и заключается настоящесть.

    27 августа 2022 г.

     

20.01.2023
16:12

Лукавый попутал

    Я думал, что хорошо когда-то придумал: при обнаружении ошибки в статье её не исправлять, а ставить красную звёздочку в самом неправильном месте и в сноске каяться . . .

19.01.2023
18:35

Неисповедимы ли…

    Меня это не очень мучает… У меня получилось, что в XIX веке несколько самых громких имён в искусстве: Тургенев, Чайковский, Суриков, - оказались ницшеанцами. На . . .

18.01.2023
19:53

Интернет как инструмент для открытия смысла того, что претендует называться произведением искусства

    По-моему, при слове “искусство” все молчаливо думают о произведении неприкладного искусства (в котором есть ЧТО-ТО, словами невыразимое), а не о произведении . . .

1|2|3|4|5|6|7|8|9|10 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100