TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


09.11.2022
16:36

И опять о Дюшане

    Я вывел сверхисторический оптимизм (в виде коммунизма) в качестве подсознательного идеала Дюшана только на том основании, что очень уж этот художник гневался на . . .

08.11.2022
14:15

Как был не сброшен Пушкин с парохода современности

    Начну, как почти всегда, с себя. – Почему меня прямо-таки отвращала любая карточная игра, и чем азартнее, тем больше? – Думаю, от дальних следствий того, что . . .

07.11.2022
18:43

Каюсь

    Каюсь Чёрт меня попутал… Начав более 60 лет тому назад с простого коллекционирования толкований искусство- и литературоведами произведений искусства через . . .

06.11.2022
10:42

Какая ещё одна странность у Джотто указывает на его подсознательный идеал

    Подсознательным идеалом Джотто было соединение несоединимого: высокого и низкого (см. тут, тут). Любой подсознательный идеал выдаётся странностями для времени . . .

04.11.2022
21:38

Господи! Помоги.

    Проблема ещё и в том, что я атеист. И мне даже некак взмолиться, если хочется. Как атеист я вполне могу и не то сказать… Мне иной раз кажется, что я похож на . . .

03.11.2022
16:36

Магия искусства

    Это началось на “Вечере с Владимиром Соловьёвым”. Маргарита Симоньян прочла двустишие: напиши про любовь, не пиши про печаль, напиши, что я взял Мариуполь. Я . . .

02.11.2022
11:30

Так тяжкий млат, дробя стекло, куёт булат

    Война с неизбежностью способствует формированию политической (не этнической) нации украинцев. Приближение к войне – тоже. Это знал националист Корчинский, ещё в . . .

01.11.2022
09:29

Вот что это такое?

    Беру и стенографирую свои действия и мысли. Ну не без того, чтоб по памяти написать самое первое, что было, – я ж не знал сначала, что захочется стенографировать. Я . . .

31.10.2022
21:26

Трактует произведения очень странно

    Это “фэ” мне в финале статьи о картинах Шебеко одной мадам, находящей оправданное удовольствие в том, чтоб из красивых картиночных и позитивных словесных . . .

28.10.2022
13:39

Чувствую, что получил щелчок по носу, а в чём он – не понимаю

    Всё – из-за метаний моих по формулам коммунизма. Мне кажется, что они скрыто влияют на подсознательные идеалы художников во времена перемен. Сейчас я посмотрел . . .

26.10.2022
10:25

Обязаловка

    Может ли быть моему читателю интересно то, про что я вменил себе в обязанность писать? Вменил. Не, как обычно: что-то забрезжило – и я бросаюсь фиксировать . . .

25.10.2022
19:17

Небывальщина

    Словами можно всё испортить… И я что-то побаиваюсь начинать говорить про живопись… Визбора. (Да-да! Он, оказывается, ещё и рисовал.) Очень лично мне дорого это имя . . .

19.10.2022
16:16

Яндыганов – звенеть этой фамилии

    Почему? Потому что он продолжил живопись подсознательно недовольных судьбой России в 21 веке. Он продолжатель тех подсознательно недовольных судьбой СССР, . . .

17.10.2022
14:10

Страдания по родине

    Начать мне хочется совсем с другого страдания. Я как-то так устроен, что область знания у меня должна быть систематизирована. Вот когда я работал, у меня на столе . . .

16.10.2022
15:26

Интимность

    Невозможно не восхититься тонкости оценки живописи как таковой у Эжена Фромантена в его книге “Старые мастера”. Предположим, он говорит о Делакруа: . . .

15.10.2022
18:53

Проклятье формализма

    Один многозначительный разговор: Художник: “Я всегда думал: что мне не нравится в Саврасове, в его грачах? Вроде бы детали великолепно прописаны. А оказывается, . . .

13.10.2022
09:28

Честность и нечестность

    В чём нравственная вина многих и многих искусствоведов, получивших специальное образование и не получивших его, а подумавших, что можно получившим как-то . . .

11.10.2022
12:37

Разгадка двух загадок Альфонса Мухи

    Мне аж противна моя изворотливость… Альфонс Муха прославился работами в стиле модерн. Это выражение подсознательного идеала крайне разочаровавшегося во . . .

10.10.2022
10:39

Зачем козочка

    По привычке начинать с себя начинаю с себя… На меня иногда находит что-то… хандра не хандра, и тогда я беру и смотрю фильм Фоменко “Почти смешная история”. И . . .

09.10.2022
19:04

Меня самого иной раз смущает моё просветительство

     

    Благо, формализм свирепствует, и я как-то подпитываюсь энергией ненависти к нему.

    Ну вот смотрите, что несут формалисты на вот такую душепротивность.

    Арефьев. Прометей прикованный. 1963.

    Арефьев. Прокруст. 1960-е годы. Холст, масло.

    "Для Арефьева Эрмитаж не был школой мастерства. Ленинградский художник учился здесь энергии искусства, динамике формы, весомости жеста. Неслучайно античность в исполнении Арефьева совсем не похожа на винкельмановскую аполлоническую — его “Прометеи” и “Прокруст” гораздо ближе дионисийскому античному духу Ницше” (Соколов).

    Слова-то какие шикарные: "энергии искусства, динамике формы, весомости жеста… дионисийскому античному духу Ницше”.

    Что дионисийский дух – это дух убийства греками бога в виде козла в первый день праздника-оргии, - об этом как-то молчат… Что это – дух вседозволенности и аморальности – тоже.

    Особое зло берёт, что Ницше тут не при чём, ибо тот – индивидуалист, а экспрессионизм Арефьева происходит из коллективизма. Безусловно, подсознательного характера, ибо то гиганстское, что я могу выудить для обоснования такого крайнего корёжения натуры, происходит не просто от “фэ” послевоенной действительности:

    "…был выстрадан самой жизнью, её дремучим, бедным, полным лишений бытом, людьми, пережившими страшную войну, голод, блокаду. После войны – нищета, расцвет уголовщины, драки, поножовщина, кражи, изнасилования, бандиты и шпана; и тут же инвалиды, люди, покалеченные физически и духовно, огрубелые, потерявшиеся, спивающиеся…” (https://arterritory.com/ru/vizualnoe_iskusstvo/recenzii/17471-iskusstvo_kak_sudba/).

    Беда была в другом – в том, что жизнь в СССР возвращается в своё обычное, бедное русло. Тогда как могло б начаться движение в постиндустриальное общество. С большой ролью масс интеллигенции. Чего страшно боялась партийная номенклатура. И переход в это общество оградила.

    А художники типа Арефьева, страшно далёкие от проблем научно-технической революции, тем не менее, каким-то сверхчутьём почувствовали начавшуюся новую беду в стране и завыли, - как почти 100 лет назад, - на экспрессионистский лад от ужаса, что бог коммунизма нас оставил.

    При чём тут Ницше?

    Только при том, что тот тоже взвыл 100 лет назад, но – от скуки-благополучия, а не от нищеты материальной и духовной, прорезавшейся как будущее советского народа. Прорезавшейся где? – В области материального прогресса ж!

    Я стал тогда на острие критики в своём заводском коллективе, будучи таким же далёким от проблемы, как сами художники-бунтари. – На комсомольском собрании технологического отдела завода я выступил против культа личности Хрущёва как автора при принятии новой формулы социализма: коммунизм есть советская власть плюс электрификация промышленности и химизация народного хозяйства. Я был против кампаний, организовываемых сверху. Я был за самоуправление снизу. Спецам внизу лучше знать, что нужно. – Я поставил свой вопрос на голосование. Я не дал его с голосования снять. Я оказался единственным, проголосовавшим против культа личности Хрущёва. Что вошло в протокол. Дошло до горкома комсомола. А там меня однокурсники знали как бунтаря ещё с института. И, как и прежде, чтоб не портить мне карьеру, опять спустили дело на тормозах. А я понял, что из комсомола надо валить.

    Но, если б меня угораздило выразить это умонастроение живописно, я б не расковался б так против натуроподобия, как я это разрешил себе как честный комсомолец. На моей стороне было молчаливое общественное мнение отдела технологов. Коммунисты же были не в чести, хоть тоже молчаливо. Я мог рассчитывать, скажем так, что наверху тоже скоро надоест это сплошное враньё про то, что мы строим коммунизм, и тоталитаризм будет в один прекрасный день отменён. Ядерный паритет уже был достигнут, и можно было позволить себе расслабиться. Я был наивный оптимист. Как все, исповедующие идеал трагического героизма. Для таких идеал благого сверхбудущего, предполагаемый у экспрессионизма, был слишком пессимистичен. Нас было большинство, а Арефьевых – меньшинство. Мы б их не поняли, если б тогда увидели их мазню.

    А теперь она мне тоже противна, но я включаю знание истории. И что? Понять, значит простить?

    Но душепротивность же не отменишь…

    26 июня 2022 г.

<< 11|12|13|14|15|16|17|18|19|20 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100