TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


09.10.2022
19:04

Меня самого иной раз смущает моё просветительство

    Благо, формализм свирепствует, и я как-то подпитываюсь энергией ненависти к нему. Ну вот смотрите, что несут формалисты на вот такую душепротивность. Арефьев . . .

08.10.2022
23:44

Вась-вась

     

    "О чём я мечтаю больше всего, это об искусстве равновесия, чистоты, спокойствия, без сюжетов сложных и мятежных, которые были бы неизменно хороши, как для интеллигентного работника, так и для делового человека и писателя; смягчая и успокаивая мозг, они будут аналогичны тому хорошему креслу, которое дает ему отдых от физической усталости” (Доронченков. https://arzamas.academy/courses/52/4).

    Это слова Матисса. А я ему приписал самое крайнее из крайних разочарование в Этом скучном-прескучном мире – ницшеанство как подсознательный идеал, то есть принципиально недостижимое метафизическое иномирие. Гоген, мол, тоже ницшеанством вдохновлённый, протестовал против мелкого мазка импрессионистов широким мазком (и это было корёжение натуроподобия), Матисс такой же идеал, такой крайний протест выразил целыми большими однотонными территориями. – Всё логично и на идеальном и на материальном уровне.

    Я даже берусь объяснить, откуда в сознании берутся такие благостные слова, как я процитировал. Ведь большие однотонные плоскости это ещё большее корёжение натуроподобия. Сознание ж не велит руке подчиняться шёпоту подсознательного идеала, валяй, мол, как это ни не принято. Так если подсознательному шёпоту этому рука всё же подчинится, то подсознательный идеал прекратит же свой напор. И что ощутит сознание? – Благодать. Конец напряжения. – Художественные натуры люди несколько детские. Не их уму копаться в себе, что именно произошло. В сознании подсознательного идеала нет. Вот и пишет Матисс словами тишь, гладь и божью благодать.

    А кругом свирепствуют формалисты. А большие однотонные площади это ого, какая новизна. А в моде стала именно она, новизна. – Всё! Слава приобретена. Пусть и не без сопротивлявшихся поначалу.

    Мне б только найти что-то медицинское, что до ТАКОЙ Скуки Матисса довело, что он подсознательно аж из Этого мира побежал.

    И я нашёл такое медицинское:

    "В 1889 году в возрасте 21 года Матисс страдал от острого аппендицита. Врачи смогли сделать ему операцию и снять воспаление, но восстановление продолжалось длительное время. Для борьбы со скукой, мать подарила…” (https://dzen.ru/media/artist/anri-matiss-7-faktov-biografii-hudojnika-5b5309f39b38ef00a9d99dad).

    Не важно, что мать подарила ему коробку с красками, никогда до того им не пользуемыми. Можно думать, что от отчаяния, что сын очень уж унывает, а болезнь не отпускает. И тогда всё становится вась-вась.

    Хотя… Он же не сразу дошёл до сногсшибательного дикого декоративизма, вспоминающегося при имени Матисса.

    Матисс. Мастерская Гюстава Моро. 1894-5.

    И так далее. Вплоть до, пожалуй, такого.

    Матисс. Пейзаж, розовая стена. 1898.

    И что делать с временным разрывом в придуманной мною логичной истории?

    Делать можно, но невероятное. Что с самого начала у него было то, к чему он пришёл потом. Но из-за полнейшей несусветности все обругали, и он не сохранил. Но чувство полного освобождения запомнилось, и он стал стремиться к его повторному достижению.

    Или в принципе приемлемая идея?

    Ещё надо бы – ницшеанцы так невольно делают – обнаружить прямой образ иномирия, который жутковатый. Например, в знаменитом “Танце”.

    Матисс. Танец. 1910.

    Репродукция, думаю, хорошая: из Википедии, со ссылкой на Эрмитаж.

    Словами же Матисс просто врёт:

    ""Фовизм был для меня испытанием средств: как воедино разместить рядом синий, красный и зеленый цвета. Исходный пункт фовизма – возвращение к красивым красным, красивым желтым – первичным элементам, которые будоражат наши чувства до самых глубин" – Цит. по: Турчин В.С. По лабиринтам авангарда. М., 1993. С.56”.

    Картина была б такая, если б по его словам и если б выражалась только светлая радость, как хотело его сознание.

    Что фовизм Матисса в глубине души происходит от чего-то негативного, намекает и натурокорёжение фигур. Не может у второй слева так торчать её правая лопатка, особенно, обращая внимание, что её правая грудь опущена ниже левой. У неё же вряд ли б было, как в натуре, возможно такое истончение ляжки в месте соединения той с ягодицей. У неё же немыслимой толщины её левая икра. У неё же, возможно, слишком коротка длина левой ступни (1/6 роста). У третьей слева какой-то непорядок с левой ягодицей, правая ляжка у неё толще левой в полтора раза. Разной толщины ляжки и у четвёртой слева. Самое смешное у первой слева: большой палец её правой ноги оказался на месте мизинца. Ну и безгрудая она.

    Чего образы это корёжение натуроподобия? – Думаю, крайней непереносимости скуки Этого мира, сделанного по правилам и законам. То же выражают и какие-то неблагообразные позы этого танца. Непереносимость – такой силы, что мы видим как бы предвзрыв, предполагающий взрыв такой силы, что он вышвырнет смотрящего и сочувствующего и вообще всех в иномирие, вон из Этого мира.

    Без искажения анатомии

    Жерар Рансино. Танец в честь Матисса. Париж. 2009. Фотография.

    сила предвзрыва ощущается гораздо слабее. Фотография оказывается слабой иллюстрацией ницшеанства Матисса, может, и околоискусством. Тогда как у Матисса это художественное произведение, т.е. выражающее подсознательный идеал (ницшеанства), т.е. ЧТО-ТО, словами невыразимое у обычных людей, и могущее быть словами выражено лишь приблизительно специалистом по интерпретации или талантливым зрителем.

    И все перечисленные корявости Матиссом сделаны невольно, в угоду своему подсознательному идеалу, осознаваемому лишь как вдохновение неведомо чем. И вдохновение это исчезает, превращаясь в наслаждение (каким бы ужасным ни было содержание идеала, неведомого сознанию), только после того сознание сдастся подсознательному идеалу и разрешит руке сделать то, что невнятно шепчет подсознание (у него ж слов нет!).

    Отсюда, кстати, муки слова у литераторов и плохие варианты у живописцев.

    Матисс. Танец. Первый вариант.

    Тут, вроде, и корёженния анатомии меньше.

    Но видно, как в главном варианте он и сознанию потрафил, аналогией "тому хорошему креслу”. Женщины ж – это красота. Так тут у него силуэты плоские с обозначенными грудями и с рожами, а в главном – рельефы форм там и сям, лиц не разберёшь. И какое-то неуловимое изящество.

    Вот где красивее?

    Слева. И не только потому, что справа правая нога растёт откуда-то из непонятно чего. А ещё потому, что слева – без груди – получается особенно размашистая дуга.

    А тут?

    Опять слева. Потому что ритм согнутых в колене правых ног меньше перебит.

    Сознание Матисса вдвойне удовлетворено: и неясное вдохновение разрядилось корёжением натуроподобия, и изящество достигнуто.

    .

    Не стыдно ли мне так улетать в эмпиреи, когда впервые после Великой Отечественной войны мобилизация в стране? – Именем будущего не стыдно. В искусстве люди будут жить. Не в развлечениях – те пустышка. Не в труде – роботы будут работать. Не в спорте, он всё существо, подсознание включая, не захватывает. А неприкладное искусство – захватывает. Испытывает сокровенное человека и тем поддерживает его в человеческом состоянии. В пику нашим врагам, идущим по пути превращения людей в киборгов и в манипулируемых. Тем, кто умеет открывать всегда скрытый художественный смысл произведения неприкладного искусства, не поманипулируешь.

    23 сентября 2022 г.

07.10.2022
16:43

Как я оторвался от масс

    Я почему-то жил граждански активным человеком. А то было время, - после шестидесятничества, - когда все привыкли, что гражданская активность только формально . . .

06.10.2022
09:27

Читаешь, все слова русские, а ничего не понятно

    Это я опять в претензии к искусствоведу. Мне в самом начале эстетического самообразования повезло – попалась книга Гуковского “Изучение литературного . . .

04.10.2022
09:30

В отчаяньи он написал…

    У антисоветчицы Яхиной в очень вкусно написанном романе “Дети мои” есть такое замечание: несмотря на репрессии 30-х годов и общий молчаливый страх взрослых дети . . .

03.10.2022
20:04

Расслабиться хочется, что ли…

    Ошиваясь среди филологов, я узнал, что такое красивое слово как эссе является у них ругательным словом – за пониженную ответственность выводов или нахождения . . .

02.10.2022
14:35

А не замахнуться ли нам на Александра Сергеича, понимаете ли, нашего Ципко?

    А что: болгер я или не блогер, если у меня есть канал в Яндекс-Дзене? К тому же я отношу себя к глубинному русскому народу, который, пишет Ципко: "с поразительным . . .

01.10.2022
17:52

Невольная подлость Евгения Добренко (Великобритания)

    Начну с обычных воспоминаний. Отроческих. В какие-то надцать лет мне бабушка по папе подарила скрипку. И я мучил инструмент, а возможно, и уши соседей по . . .

30.09.2022
17:50

Надо же…

    Надо же… Читал-читал стихотворение Шпаликова и в конце вдруг слёзы накатили. По несчастью или к счастью... По несчастью или к счастью, Истина проста: Никогда не . . .

29.09.2022
19:12

Ещё одно объективное проявление подсознательного идеала художника

    Большинство таких проявлений как бы субъективны – “тестовые” странности для времени создания вещи. Ведь от меня зависит, правильно ли я определю нестранное . . .

27.09.2022
22:43

И фамилия-то какая – Поперштейн

    Его фамилия Пивоваров, но он себе взял такой псевдоним. . Я недавно признался, что иногда ненавижу себя за вмешательство словами в созерцание картины. Так вот об . . .

26.09.2022
19:52

Что такое ломография, или Как австрийцы Путина развели на патриотизм

    Это было, когда Путин при Собчаке работал в Питере по каким-то связям с заграницей. Но сначала немного теории. Прочтя “Психологию искусства” Выготского, когда она . . .

25.09.2022
09:41

Вечная тоска

    У меня был один почитатель… Говорил, что все знакомства его – так, пустяк, и только со мной это что-то особенное. По несчастью, я уехал из того города. А когда через . . .

24.09.2022
21:19

Иногда я себя ненавижу

    За вмешательство в смотрение произведений изобразительного искусства своими словами. Когда хочется на пейзаж, скажем, смотреть и молчать от удовольствия . . .

23.09.2022
15:14

Нищета духа

    К Репину я обращался не систематически, натыкаясь. И, помнится, каждый раз удивлялся. Потому что каждый раз Репин являл себя реалистом в истинном значении этого . . .

23.09.2022
15:14

Нищета духа

    К Репину я обращался не систематически, натыкаясь. И, помнится, каждый раз удивлялся. Потому что каждый раз Репин являл себя реалистом в истинном значении этого . . .

22.09.2022
21:11

Ненавистный биографизм

    С тех пор, как я стал персоной нон грата в одном журнале, где меня привечали, я стал оголтелым. Выгнала меня редактриса, имевшая образование психолога. Формально . . .

21.09.2022
17:36

Причина заморочки со спиралью в живописи

    Сперва художников просто считали общающихся с . . .

19.09.2022
12:31

Эмпиреи

    Предположим, что Луначарский прав (самому мне судить не пристало, я музыкально не образован), и целью Мусоргского было: "…величие содержания, глубина . . .

18.09.2022
15:35

Хочется жаловаться, жаловаться и жаловаться

    И в процессе этих жалоб посеять некоторые намёки, если случится на них набрести. Жаловаться хочется на столь многое, что а растерянности я: с чего начать. И стыдно . . .

<< 11|12|13|14|15|16|17|18|19|20 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100