TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


26.07.2022
09:34

Что можно сказать против похвальных слов Бродского о Высоцком

    Вот эти слова: "Принято в общем относиться к поэтам-песенникам с некоторым, мягко говоря, отстранением, предубеждением, если угодно. И это в общем до Высоцкого, . . .

23.07.2022
13:18

Рабочий муравей

    Это я о себе. Стал читать о новом для меня художнике, Арсении Семёнове, и как-то ударили по сознанию слова: “Ленинградская школа живописи”. Даже расшифровка дана . . .

21.07.2022
10:16

Из пальца сосал?

    Мне фамилия художника Андрияка казалось знакомой. Я полез искать, не писал ли я о нём. Оказалось, что писал, но ещё не опубликовано. Перечитал. Раскритиковал я там . . .

20.07.2022
14:02

Неужели открытие?!.

    Одно колоссальное наблюдение я за собой числю: что на картине А. Иванова “Явление Христа народу” никто Христа не видит. Теперь у меня появилось подозрение, что . . .

19.07.2022
18:08

И опять… Как пластинку заело

    И опять мне служба рекомендации подсунули дзеновскую горе-искусствоведшу. Она выдала россыпь картин Моне, только одна из которых была привязана к тексту. И . . .

17.07.2022
10:08

Ну-ка! Ещё раз на засыпку…

    Только что у меня был удачный опыт похвалы произведениям прикладного искусства. За экстраординарность. И как-то так случилось, что из-за этого мне захотелось . . .

15.07.2022
23:31

Про издевательство над плакатом «Родина-мать зовёт!»

    Сам объект издевательства, если кто не знает – вот. Тоидзе. Родина-мать зовёт! 1941. Прочитав, что солдаты, отступая из города, срывали этот плакат и уносили с собой, . . .

14.07.2022
23:11

Если быть принципиальным в канун 9 мая

    Речь пойдёт о прикладном искусстве, то есть об искусстве второго сорта, если первым сортом считать неприкладное, рождаемое подсознательным идеалом и у . . .

13.07.2022
11:40

Но как я получил по сусалам…

    Искусствоведы, особенно плохие, часто некритически берут некое положение другого искусствоведа. Я пал жертвой этого правила и получил: "Только скользящие по . . .

12.07.2022
09:22

Чем хороши вечера с Владимиром Соловьёвым?

    Тем, что мировоззрением тем занимаются. Сам Соловьёв 5 мая 2022 вывел коллективизм российской цивилизации из того, что полгода тут мороз 30 градусов. Из плохих . . .

11.07.2022
20:43

Обнаглел

    Последние несколько недель я занимаюсь тем, что беру из списка принимаемых в Третьяковскую галерею художников современного искусства очередное имя, разыскиваю, . . .

10.07.2022
17:42

На автомате

    Наткнулся на симпатичное стихотворение. Эпиграф к нему – пушкинское “Что в имени тебе моём?”. "Написано 5 января 1830 г. в ответ на просьбу красавицы польки . . .

07.07.2022
14:16

О-за-дачен

    Я был так благополучен, когда лично обнаружил искажения пространства у Сезанна (искусствоведы как-то это словом “искажения” не называют). Я думал, что . . .

06.07.2022
19:52

Был такой художник – Домашников

    И есть у него одна картина, совсем не домашняя по пафосу. Другие тоже о том событии картины писали, но ни один не написал такую… мистическую. В связи с нею мне . . .

05.07.2022
19:02

Украина чему учит? – Не торопись!

    Недавно я открыл для себя новый вид экспрессионизма. Если у старого корёжение натуроподобия было горькое, так сказать, то у нового оно приторно сладкое. Вот . . .

04.07.2022
21:25

Интеллигент – это непониматель

    Чрезвычайное мало коснулось меня в жизни. В войну я был слишком мал. Мама говорила, что я не понимал, зачем при бомбёжке надо выбегать из дома и падать на землю под открытым небом, откуда летят бомбы, когда в доме есть потолок и крыша, и я вскакивал и удирал в дом, а ей приходилось меня догонять, валить на землю и закрывать своим телом, не столько от осколков, сколько, чтоб я опять не вскочил и не побежал в дом. И я этого всего не помню. Бабушка в эвакуации умерла на моих глазах. Мы с нею дома были одни. Я ничего не понял – она сидела и просто перестала отзываться. Как ушёл из жизни папа, он умер от тифа, я тоже не понял – меня как-то отделили и от болезни его, и от смерти. Я не уверен, что меня взяли на похороны, хоть, помню маму к могиле водил я, она не могла найти. Дедушкину смерть и похороны от меня тоже отделили, хоть мне уже было 11 лет. И я как-то не переживал. Только смерть мамы меня потрясла. Мне было 48, но я не понимал, как теперь жить. А смерть жены вообще как бы деревянным меня сделала. Я и всегда мало участвовал в жизни, а теперь совсем стал не от мира сего.

    Поэтому бомбардировка американцами Хиросимы и Нагасаки кажется коснувшейся меня лично. Мне было 7 лет, бабки пацанов вспомнили про Апокалипсис, а пацаны пересказывали, привязывая мировую катастрофу к не пережившей войну развалинам церкви, что за нашим двором. Я аж Божий суд на небе увидел раз во вспышке зарницы.

    В общем, в детстве в меня была заложена способность как бы позитивно относиться к крайне негативному.

    А искусство – в качестве испытания сокровенного – как раз имеет дело с некими крайностями: с идеалами. И персонажи там бывают как-то сплошь на взводе. Мне раз привелось читать партитуру “Свадьбы Фигаро” Моцарта – я был удивлён: там на каждой строчке словесного текста восклицательные знаки.

    А потом мне открылось, что идеал бывает исключительным (и как бы негативным) даже и в сравнении с другими идеалами, которые по определению есть крайности.

    Такими исключительными – и как бы не вполне позитивными (ибо посмертными) – являются и христианоподобные идеалы сверхбудущего, благого для всех. Но они всё же и как бы позитивные. И всё более-менее нормально. Особенно для религиозно не верующих. И посмертность с собой как-то не связывающих. – На смерть пошедшие герои – кто-то, а не я. (Мне, например, и в армии практически не пришлось служить. А что могло глаза выбить, если неаккуратно заправлять бикфордов шнур в капсюль-детонатор или при разминировании ночью, в “присутствии” противника, учебной противотанковой мины… Так это ж на виду у всех и можно войти в роль бесшабашного – и сходит для внутреннего потребления.) И работа была такая, что опасность смерти была немыслима.

    На таком фоне атомная бомбардировка в детстве как-то выделилась. И я стал чувствительным к выражению крайнего негатива в искусстве сравнительно с другими людьми. То есть могу повышено не негативно реагировать на то, что другим очень не нравится из-за крайней негативности.

    А в конце XIX века наступило время катастрофического разочарования. Как когда рабство возникло в Древней Греции. Южнее, где нужна была ирригация, рабство было страшнее, и более задушенное. А в Древней Греции рабом мог стать любой свободный (и даже бог) – за долги. И ужас было кому выразить. Выразить бегством в иномирие красоты, в действительности не существующей. Следующее бегство – в иномирие религий спасения – было как бы с позитивным настроением, пусть и с как бы корёжением действительности в качестве образа позитивного иномирия. А спустя ещё тысячи лет новое страшенное корёжение действительности как образа расщепилось. 1) Для спасения (а на самом деле – самообмана) в сверхбудущем – в символизме и экспрессионизме. 2) Во имя трезвости – бегство в принципиально недостижимое метафизическое иномирие ницшеанства (начиная с постимпрессионизма через фовизм, кубизм и другие “измы”, кончая абстракционизмом). 3) Для изживания негатива в прогрессе – в футуризме.

    И всех угораздило попасть в крайний формализм (в хвастание новизной того, ЧЕМ выражено – “текстовым” корёжением натуроподобия). Выпендрёж стал таким сверхценным, что могло терять в отдельных случаях глубину, то ЧТО выражено. Кривляния стали именовать красивыми словами: авангардизм (хоть за прогресс за пределами искусства были только футуристы), новое искусство, современное искусство, производственное искусство, экспериментальное искусство… Что-то стали присобачивать к социальной революции… Хоть за коммунизм были только футуристы, и их коммунизм (то ультрацентрализованный, то, наоборот, без центральной власти) был врагом советской власти, а футуристы – за не данностью этого идеала их сознанию – сознанием своим считали себя с советской властью заодно.

    Полная каша. И длится с тех пор и длится.

    Нет. Я понимаю, когда подсознательный идеал прогресса без изъяна, изображая и воспевая бешеную скорость мотоциклиста, невольно же вынужден как бы закусив губу до боли – сколько жертв породил мотоцикл как таковой! – вынужден страшно искажать хвалимую натуру.

    Джакомо Балла. Скорость мотоцикла. 1913.

    И появляется на свете футуризм с его повторением одной и той же детали много раз как образом изъяна прогресса, а не как образ прогресса без изъяна. Но я против применения этого повторения вне темы прогресса. Ибо тогда это уже формализм.

    Больше скажу. Если тема выдержана и повторение длится какое-то долгое время после первого применения (пусть и изменённое сколько-то),

    Деперо. Искусство езды на велосипеде. 1923.

    то я тоже против. Это ж эпигонство.

    И я могу понять, если кто заразился венерической болезнью, и что-то она не вылечивается, а душевная организация – тонкая, и хочется, подсознательно, вообще вон из Этого мира с самой его причинностью (из-за которой болезни существуют) бежать в принципиально недостижимое метафизическое иномирие.

    Пикассо. Авиньонские девицы. 1907.

    И появляется на свете кубизм с его видением геометрии даже там, где её нет в реальности. Иномирия ж тоже нет. Вот и пусть одно будет образом другого. И это я понимаю.

    Но я не понимаю, как можно – если по сути – оптимистов-всё-же футуристов соединить с ультрапессимистами кубистами в кубофутуризм.

    ""ПОРТРЕТ ЖЕНЫ ХУДОЖНИКА”, позволяет говорить о том, что Пуни присоединился к направлению, которое в середине десятилетия получило наименование кубофутуризма…

    Русские живописцы соединили футуристическую энергию, волю к движению с конструктивностью, которую содержал в себе кубизм…

    …футуристический опыт преломился в многоаспектности восприятия мира, в соединении разновременных и разнопространственных планов… Правда, <…> он [Пуни] не так последовательно разработал эту многоаспектность, но зато постарался сохранить сложность живописного постижения реальности, пусть разложенной на составные части…

    …отточена и изысканна в своих цветовых соотношениях… картина — “ПОРТРЕТ ЖЕНЫ ХУДОЖНИКА”. Портретная задача расходится здесь с изобразительной, приобретая метафорический характер. Соответствия модели художник ищет в цветовых и ритмических сочетаниях, а не в воспроизведении реального человека…

    …Он [Пуни] демонстрировал некоторые детали картины — “линию кувшина, линию венского стула”… Линии женской фигуры или лица в картине угадываются с большим трудом,

    хотя многие детали и формы что-то напоминают, могут вызвать ассоциации с различными предметами. Скорее, это намек на некий мир вещей, окружающих “модель”.

    …Пуни удалось соединить живописную изысканность с принципом алогичного, абсурдного воплощения образа, типичного для кубофутуристических картин…

    …нет главной героини…

    Цвет и мазок становятся главным средством его пластической концепции. Желтые, коричневые, зеленые краски как бы колеблются, приближаясь друг к другу или отдаляясь и предопределяя то подвижное равновесие, которое в целом характерно для “портрета”. Но главную роль берут на себя серо-синие (местами — голубые) и розовые. Синие составляют основу фона; они рассыпаны по всему холсту; они рисуют знаки — кружки, некие подобия букв, “линию кувшина” — и покрывают большую часть поверхности холста. Розовым обозначен лишь вытянутый треугольник в центре холста, выделяющийся прозрачной чистотой цвета. Можно предположить, что он-то и составляет смысл цветовой метафоры” (https://magazineart.art/book/dmitrij-sarabjanov-ivan-puni/).

    Пуни. Портрет жены художника. 1914.

    Есть такое явление – позитивизм. Не надо, мол, углубляться. И тогда всё как бы понятно. Но можно ли это понимание относить к интеллигентам, иначе называемым понимателями? – По-моему, можно, если приравнять интеллигентов к баламутам. Что несправедливо по отношению к настоящим интеллигентам.

    Настоящий же интеллигент докапывается до сути. То есть отбрасывает всё, что не суть, отказывается понимать, пока не докопался.

    Всё, что вы только что прочли, является прелюдией к открытию в прозе Геннадия Гора этого вот нового экспрессионизма. О чём продолжение этой статьи.

    2 мая 2022 г.

03.07.2022
23:04

Вот что это такое?

    Я должен повиниться: всё чаще начинаю писать, не зная, что писать. Расчёт не на авось, а на то, что повторится чудо прошлых подобных случаев: раз имя художника . . .

02.07.2022
09:37

Какой кошмар на российском ТВ

    У меня в семи статьях громится Марк Захаров (см. тут, тут, тут, тут, тут, тут и тут). А на российском ТВ дело плохо (см . . .

30.06.2022
14:07

Все названия для статей исчерпал

    Я не смог в интернете найти слова Луначарского 1906 года о пролетарском реализме, о пролетарском искусстве, от которых-де произошёл термина социалистический . . .

28.06.2022
16:35

Однажды сам Пушкин пролетел

    В этот раз у меня не будет новизны. Я просто проакцентирую написанное Ю. Манном в 1988 году в его книге “Поэтика Гоголя”. Новым будет только нюанс, что он, Манн, . . .

<< 21|22|23|24|25|26|27|28|29|30 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100