TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


23.07.2021
11:40

Хорошо недоумевать…

    Я уж полкниги прочёл “Егор Абозов” (1916) Алексея Толстого, а ничего не понимаю. Зачем он книгу писал? Всех и всё ненавидит и наслаждается своим умением показывать . . .

22.07.2021
07:20

Умер Меньшов

    А мне предстоит развенчать (в своей системе ценностей) любимый фильм его, “Любовь и голуби” (1984). Когда-то, слушая Александра Михайлова (игравшего Васю), что . . .

21.07.2021
09:12

На засыпку

    Если я прав, что Шишкин отличался от большинства передвижников, плакавших о русском народе, тем, что чуял таинственный рост его сил до могучей степени, то это . . .

20.07.2021
09:31

Народ напрягся, а потом выдохнул

    Всё-таки оригинальные люди – писатели. Вот я читаю “Спутники” (1946) Веры Пановой. Там есть трус Супругов. Неприятный тип. Но сколько нюансов этой неприятности . . .

19.07.2021
09:55

Изысканная сделанность

    Когда-то я имел удовольствие пойти с лучшим своим товарищем в музей. И он обратил моё внимание на мастерство художника Маккарта в “Альпийском пейзаже”, сумевшего . . .

18.07.2021
12:50

Цветаевское цветение

    Наконец, я наткнулся на нечитабельную книгу – Цветаевой, “Повесть о Сонечке” (1937). Это для меня ценность. Потому что в таких книгах чаще бывает та странность, какая указывает на подсознательный идеал автора. – Считайте меня за то извращенцем. Но я – за тонкость.

    Я начинаю писать об этой повести, недалеко продвинувшись от её начала. Я быстро устал от этой сплошной лавы чувств, извергаемой на читателя автором. Полез смотреть, что пишут другие об этой повести. Ходасевича – который свёл Сонечку к типу этакой эфемерной красоты, коротко живущей. В другом месте я прочёл, что Цветаева бросилась писать об этой Сонечке Голлидэй, когдатошней, 20 лет назад, когда узнала о её смерти. То есть скорая смерть героини (ну что такое 20 лет для человеческой жизни!) витала над писательницей. – И я вспомнил…

    Это было в Каунасе, в музее, наверно, в 60-е годы, на какой-то выставке. Я наткнулся на небольшую картину. На ней, почти всю её занимая, был изображён красивейший, огромный мотылёк. Кажется, вечером. И он, - подумалось, - не знает, ни того, насколько он красивый, ни того, что жить ему, однодневке, осталось от силы час. – Я не заплакал. Но вспомнил, как я убежал из комнаты на улицу, в темень, чтоб, если буду плакать, никто не видел. – В чём дело? – Я услышал из нашего мизерного “Москвича” начало, как потом оказалось, 40-й симфонии Моцарта. Самые-самые первые звуки. Трепетные. Я представил этого мотылька-однодневку, что потом увидел на выставке, и мне стало безумно жалко, что он умрёт. Особенно остро болело, что он не как мы, люди, понятия не имеет о смерти и о близости её к нему. Я шёл в темноте по улице и беззвучно рыдал, чтоб не обращали внимания прохожие.

    Вот так же и эта Сонечка.

    И сходится, что стихи-то Цветаева писала – ницшеанские. А это то мироотношение, что мир плох, раз в нём присутствует смерть, и раз, следовательно (для индивидуалиста, впрочем), жизнь бессмысленна. И бежать от ТАК устроенного мира можно только в метафизическое иномирие, где нет причин и следствий. И в том подсознательный идеал художника-ницшеанца. И Цветаевой в том числе.

    И на этот идеал указывает такая странность, как задыхающийся какой-то ритм прозы.

    "(Но почему Вера, когда Сонечка? А Вера – корни, доистория, самое давнее Сонечкино начало. Очень коротенькая история – с очень долгой доисторией. И поисторией.)

    Как Сонечка началась? В моей жизни, живая, началась?

    Был октябрь 1917 г. Да, тот самый. Самый последний его день, то есть первый по окончании (заставы еще догромыхивали)”.

    Чувствуете? “Я”-повествователь – где-то витает душою, и слова лишь кое-как обозначают, где и когда находится его тело и мысли. И плохо получается. – Октябрь "тот самый” - это 25 октября 1917, когда грянула Октябрьская революция. А "догромыхивали” - это Октя́брьское вооружённое восста́ние в Москве́ — вооружённое выступление большевиков в Москве, проходившее с 25 октября (7 ноября) по 2 (15) ноября 1917 год во время Октябрьской революции” (Википедия). – Но всё равно не понятно, что это за "первый по окончании”. – Цветаева, наверно, думает, что в ноябрь восстание не перешло. Это объективно неверно, что субъективно не важно. Важно, что читателю не понятно. Как и обособление "живая”, намекающее, что теперь Сонечка уже мёртвая. Как и эта каша с "история… с… доисторией… поисторией”. И при чём тут Вера?..

    Всё ясно, если знать, что имеем дело с жизнью, которая бессмыслица, раз есть смерть.

    .

    Позор в том, что дальше можно, собственно, не читать, если для тебя главное – угадать сперва наличие, а потом содержание подсознательного идеала автора, что и есть художественный смысл повести.

    .

    Чтоб не стыдиться, занимаются эстетической (не художественной, по-моему) ценностью – что есть представление – по противоположности художественной ценности (бессмысленности жизни) – жизни через как бы увеличительное стекло: всё – на крайней степени возбуждения.

    "Цветаева придает своим рассказам о людях, с которыми ей приходилось встречаться, силу и выпуклость художественного произведения… что составляет естественное следствие изощренной наблюдательности, которая в свою очередь есть некая дань любовного, почти влюбленного восхищения и удивления Сонечкой” (Ходасевич. https://e11enai.livejournal.com/21043.html).

    О литературной технике речь, а Ходасевич применяет слово “художественного".

    "Передо мною маленькая девочка. Знаю, что Павликина Инфанта! С двумя черными косами, с двумя огромными черными глазами, с пылающими щеками.

    Передо мною – живой пожар. Горит все, горит – вся. Горят щеки, горят губы, горят глаза, несгораемо горят в костре рта белые зубы, горят – точно от пламени вьются! – косы, две черных косы, одна на спине, другая на груди, точно одну костром отбросило. И взгляд из этого пожара – такого восхищения, такого отчаяния, такое: боюсь! такое: люблю!”.

    Тот самый красивейший мотылёк.

    .

    Но я через позор нечтения решил переступить и перейти сразу к суждению наведшего меня на эту повесть Дмитрия Быкова. Повесть обсуждена им в книге “Время потрясений. 1900-1950”. М., 2018. Сам Быков не способен к художественному суждению (тому, что для меня не эстетическое, а выше). И эта неспособность отдельно интересна.

    Я не сильно рискую, только начав читать повесть и бросив, что сам вляпаюсь в неправду. Я ж обсужу только художественное безвкусие Быкова.

    .

    "Как и большинство советских писателей в 1936-1939 годах, в этот страшный промежуток большого террора отвлекается от реальности, вспоминая своё детство, так Цветаева от кошмара своего положения, от своего одиночества – она спасается воспоминанием о самом счастливом своём времени, о 1918-1920 годах, воспоминании о Сонечке Голлидэй” (С. 403-404).

    Неправда в том, что Цветаева стала ницшеанской задолго до революции (см. тут и тут), и, будучи ею с тех пор всегда, не могла иметь за счастье воспоминание “о 1918-1920 годах”.

    29 июня 2021 г.

15.07.2021
09:54

Новый Левитан

    Я оцепенел от такого пейзажа. Ефошкин. У озера. Тишина. 1993. Это ж, как “Тихая обитель” Левитана, только без монастыря на том берегу и всё тёплым колоритом вместо . . .

14.07.2021
09:10

Басов не наследник Шишкина

    Прочитав у Маркиновой, что Басов наследник Шишкина, я усомнился. Многоцветные они какие-то у Басова. Красявые. Ну вот. Шишкин. Лесные дали. 1884. Аж яркий жёлтый цвет . . .

13.07.2021
13:29

Опять о «Тангейзере»

    Я подумал, что какая-то часть России теперь (а у России вообще – традиционализм) похожа на какую-то часть Германии времён “Тангейзера”. Учение Ницше в Германии . . .

12.07.2021
13:13

Порассуждаем!

    Я с самого начала подозреваю, что призыв порассуждать не может относиться к произведению художественному в том смысле, в каком художественность понимаю я: . . .

11.07.2021
09:47

Странности

    Я прочитал рассказик Ашота Газазяна “Из Парижа с любовью" и вспомнил, как молодой Выготский описывал “Гамлета” Шекспира… "Прежде всего, трагедия удивительна по . . .

10.07.2021
12:07

Сталин не ошибся, оказывается

    Я начал читать повесть Платонова “Впрок” (1931). Перегибщик (левый) на перегибщике там все в начале. Читать начал из-за мнения, что индукция ненадёжная операция. Вот . . .

09.07.2021
09:17

Почему русские на матрёшку не обижаются, а на Манижу обижаются

    На матрёшку русские не обижаются, потому что она образ изобилия людей у русского народа. По этому признаку некий Токвиль в 19 столетии видел на планете два великих . . .

08.07.2021
09:57

Чудо

    Был такой художник Иван Владимиров. Была б моя воля, я б его художником не называл. Потому что я в своём экстремизме слово с корнем “худож” принялся использовать . . .

07.07.2021
08:33

Сокуров извратитель Платонова

    Название я дал до смотрения фильма “Одинокий голос человека” (1978) Сокурова, - от предвзятости своей. От мысли, что не может не извратить прокоммуниста Андрея . . .

06.07.2021
09:42

Наобум Лазаря

    Уважаемый читатель! Я прошу о снисхождении. Я не знаю, о чём писать, взявшись писать о “Споре” (1968) Пименова. Пименов. Спор. 1968. Но полувековой опыт говорит мне, что . . .

05.07.2021
09:50

Я должен извиниться

    Я должен извиниться за то, что опять обращаюсь к Борхесу. Впрочем, немыслимо подумать, что есть другой человек, кроме меня самого, перед которым надо извиняться . . .

04.07.2021
11:45

Простота сложного

    Подсознание поселилось ещё в предлюдях. И это было особое сочетание звуков, какие издавал вожак, приказывая внимать себе зачем-то. А все предлюди были с большой . . .

03.07.2021
23:48

Как морить с помощью Моризо

    Есть такой канал на Дзене “Картина маслом”. Устроен там тест на знание импрессионизма. Я так там возразил: “После первого же вопроса перестал дальше читать . . .

02.07.2021
18:02

Контра

    Название – от воспоминания об анекдоте таком советском. Пришёл один устраиваться на работу в милицию. Его спрашивают: “Что ты умеешь?” – “Всё”. – “Можешь . . .

<< 31|32|33|34|35|36|37|38|39|40 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100