TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


17.01.2019
14:17

Быков и Гоголь

    Происхождением этой статьи я обязан Д. Быкову и тому факту, что я ещё не разбирал “Страшную месть” (1831) Гоголя. Быков нечто высказал, используя цитату из “Страшной . . .

16.01.2019
18:08

Вредина

    Это я про себя – вредина. Понравилась картина – Кораблёва. Зимний вечер. 2018. Холст, масло. ну так хвали. Я было поначалу и вознамерился. Стал всматриваться, чем это . . .

14.01.2019
20:54

То же, но в чём-то не то.

    Я вынужден повторяться. Потому что имею слишком оригинальное воззрение на искусство и слишком неизвестен, вообще-то, а публикуюсь в ограниченном количестве эл . . .

11.01.2019
19:05

Искренний Юдин

    На днях в фейсбуке у меня случился такой разговор: "- …народ и Сталина любил. Попробовал бы он не любить. - Воображения у вас не хватает. Сталина любили. Вы, . . .

10.01.2019
13:14

Духовное или душевное?

    Идеалистом, наверно, можно считать того, кто повышенно ценит духовное. Именно духовное, а не душевное. Потому что душевное не относится крайне негативно к грехам . . .

08.01.2019
17:06

Разлетелись

    От лицезрения провалов революций в XIX веке в Западной Европе и так и не начавшейся революции в России некоторые художники пришли в ТАКОЕ отчаяние, что стали . . .

04.01.2019
14:38

Вы как хотите...

    Вы, как хотите, а на меня эти слова Александрова производят как бы гипнотическое действие: "…неживое в модерне живёт активно, а живое мертвеет и застывает . . .

03.01.2019
14:33

Гоголь в трансе

    Близится Новый Год. Как его встречать? – Надо попробовать писать статью о гоголевской повести “Ночь перед Рождеством”. Я не уверен, что я её читал, но почти . . .

02.01.2019
16:41

Лишь Россия живёт вопреки или со всеми что-то неладно?..

    С реставрацией капитализма в России я заметил, что стал не моден историзм. Наверно, из-за свержения с пьедестала почёта исторического и диалектического . . .

25.12.2018
17:16

Живописные аналоги победного Высоцкого

    Хоть плачь… Когда я иллюстрировал мысль о мажорной пастозности художника Игоря Попова (тут), меня поразило, насколько он схож с художником Стожаровым. Аж . . .

21.12.2018
22:14

Тонус

    Честный критик, выступая перед аудиторией, обязан честно признаться: “Господа! Сегодня по случаю юбилея Шекспира я хочу поговорить о себе...” Фридесберт Туглас . . .

21.12.2018
13:05

Эх, тоска, тоска!.. (Опыт медленного чтения)

    — А почему “Петербург Достоевского”? — спросил Т. — Что это у вас, то Толстой, то Достоевский? — Ревнуете? — усмехнулся Ариэль. — Напрасно. Главная культурная . . .

20.12.2018
14:27

Много-много почему

    Я нашёл много ответов на вопрос “почему” об элементах в новгородской иконе “Чудо Георгия о змие” (конец XIV в.). Почему в пасть змея колет Георгий. – "Поскольку . . .

19.12.2018
20:33

Слепой я

    — Подымите мне веки: не вижу! Гоголь. Вий. Точно! Это ж, как Чехов! Ничего не происходит. Читать скучно. Счастья нет. Виновных – тоже. Так устроен Этот мир . . .

17.12.2018
16:53

О бедном поэте замолвите слово

    Как ни дико это звучит, иномирие существует объективно. То, что вне нашей Вселенной, есть иномирие. И им является физический вакуум. В каждой частичке этого . . .

15.12.2018
21:23

Вот я и дочитал...

    Вот я и дочитал до конца книгу Шаргунова “Свои” (2018). Последний рассказ – о Катаеве времени после написания им романа “Алмазный мой венец”. Ницшеанского (см. тут). . . .

14.12.2018
13:34

Незамеченный церковью бунт Караваджо

    Когда воевали Контрреформация и Реформация, каждая сторона выступала со своими догматами. Для католиков главным было, что представитель Христа на земле – папа, а . . .

12.12.2018
14:36

Сал-ах, какой хороший художник!

    Две недели тому назад Таиру Салахову исполнилось 90 лет. А два года тому назад в Третьяковке впервые открылась персональная выставка его работ. Наверно же, он . . .

09.12.2018
11:16

Чары Клода Лоррена

    B>

    Вы будете смеяться, но я, наконец, нашёл удовлетворяющее меня описание “прибрежных” картин Клода Лоррена. У Сапронова – http://summa.rhga.ru/edin/pers/detail.php?rraz=&ELEMENT_ID=5125.

    Меня не устраивало всеми принятое для них слово идиллия. Идиллия никуда не влечёт. А Лоррен считается представителем классицизма. Классицизм же в моей, для себя придуманной упорядоченной систематике, является неким повторением идеала Гармонии. Идеала типа Высокого Возрождения. А такой идеал – для меня – подразумевает ожидание свершения идеала в историческом будущем. И идиллия тут не к месту.

    Лоррен. Пейзаж с отплытием святой Урсулы. 1641.

    А Сапронов мне открыл, в чём изюминка созданий Лоррена. В чрезвычайной постепенности изображения воздушной перспективы. Хоть он так и не написал.

    Гляньте на розовое двухбашенное здание. Дальняя башня бледнее ближний. Уж, казалось бы, как они недалеко друг от друга, и могли б быть одного цвета. – Нет! И тут – тончайшая градация. Мало того. Градация есть даже в цвете листьев дерева, что справа. Которые больше просвечиваются солнцем (где уже не густо), они бледно-зеленовато-розовые. Где чуть гуще – зелени побольше. Где ещё больше густоты – одна зелень. Где уже глубокая тень – коричневое появляется. – А гляньте на красные флаги на кораблях. Как дальний чуть-чуть бледнее ближнего! – То же с мачтами. Казалось бы, совсем не намного дальше отстоит от левого по центру корабля правый по центру. А уже мачты правого бледнее. – Или тень от них и от лодки, что между ними, на воде. Насколько тень от левого (поскольку она ближе к нам подходит) гуще, чем тень от лодки и от правого по центру корабля. Причём от лодки гуще, чем от того корабля. – То же с тенями от ступеней под двумя правыми колонами! Кругом, кругом тончайше проработана воздушная перспектива.

    Это как бы приглашение, что историческое ослепительное будущее – пошагово достижимо!

    А так и тянет продолжать рассматривать градации… Насколько светлее левое дерево по сравнению с более близким правым.

    В левом по центру корабле корма бледнее носа.

    А как понемногу от приближения к нам темнеют уступы набережной, что в тенях.

    А то же с волнами.

    Я уж не говорю о небе.

    Целая бесконечность, в которой хочется не переставая купаться. И можно понять, что таких картин можно написать множество, и смотреть на них никогда не надоест.

    Причём, это не туман. Это воздух какой-то влажности. Я не исключаю, что такая влажность только около Рима и бывает. И это может объяснить, почему Лоррен не смог из Рима уехать на родину.

    Интересно, что по преданию путешествие Урсулы кончается трагически. Но Лоррен, как настоящий художник, в том числе не без того, чтоб через наоборот выразить свой оптимистический идеал. (Мог бы и иначе назвать свою картину.)

    Впрочем, тут работает классицистский канон. (И Лоррен ему подчинился, может, с ехидством – в одном названии, способном навести тень на этот ослепительно начинающийся день в картине.) Пейзаж тогда считался низким жанром. Высоким был исторический. Героев надо было изображать. “Ну так нате вам”, - как бы сказал Лоррен названием. А изображением дал образ исторического оптимизма. Судьба абсолютизма в его родной Франции представлялась уже безоблачной.

    "Как ни парадоксально, но по окончании Религиозных войн Франция стала сильнее. Высшие феодалы перестали бунтовать против королевской власти. Франция превратилась в сильнейшее европейское централизованное государство и оставалось таким более двухсот лет” (http://chtooznachaet.ru/religioznye-vojny-vo-francii-kratko.html).

    Достоевский не зря дал Версилову из “Подростка” плениться одной из картин Клода Лоррена, сделав своего героя бесплодным дворянским идеалистом. Сам-то Достоевский свершение своего идеала – религиозного социализма – отнёс в свехбудущее, а не в историческое будущее.

     

    Ну и как моя идея-фикс? Есть тут след подсознательного идеала? – По-моему есть. Вот эта тщательнейше выписанная воздушная перспектива настолько увлекала себя бесконечно разнообразно осуществлять, как запой (а это требовало сознательного рационализма), что движущая сила этого действа могла спокойно прятаться в подсознании.

    14 октября 2018 г.

Что говорят об этом в Дискуссионном клубе?
340989  2018-12-09 17:27:15
Sweetheart
-

06.12.2018
09:51

Пощёчина? - Или я отвечу?

    На днях я впервые столкнулся с Веронезе (см. тут) и истолковал его, как представителя Позднего Возрождения, трагического героизма, надеющегося на скорейшую победу . . .

<< 61|62|63|64|65|66|67|68|69|70 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100