TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Научный форум
-->
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Нас посетило 38 млн. человек | "Русскому переплёту" 20 лет | Чем занимались русские 4000 лет назад?

| Обращение к Дмитрию Олеговичу Рогозину по теме "космические угрозы": как сделать систему предупреждения? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?
Rambler's Top100
Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


14.11.2018
20:27

Отчаяние - это иногда наиивный оптимизм.

    Вы подумали, что такое название – абсурд? – Ошибаетесь. Вот наслал Бог змей на взбунтовавшихся против Него из-за голода в пустыне евреев при исходе из Египта. И . . .

12.11.2018
13:29

А что если?..

    А что если Рязанов не менялся? И в 1966-м, когда снял “Берегись автомобиля”? Ну посмотрите на последние кадры… Ну ненормальный же этот Деточкин. И фамилия . . .

11.11.2018
21:25

Домысел.

    Мне надо объяснить себе, почему у Феофана Грека Иисус Вседержитель грозный, Феофан Грек. Спас Вседержитель. 1378. Роспись. а у его ученика в “Преображении” (1403) в . . .

08.11.2018
15:16

Схватка в фейсбуке.

    Окончившаяся, как это часто бывает в фейсбуке, не приспособленном для истины, стиранием того комментария, который невозможно оспорить. Косым шрифтом – мой . . .

07.11.2018
15:03

Индикоплов.

    С. Воложин. Индикоплов. Лишь несказа`нное может быть содержанием литературного, как и всякого другого художественного произведения. Вейдле Есть шанс набрести . . .

06.11.2018
16:29

Пётр Голощапов и Владислав Рослякоа.

    Я начну издалека. А по дороге попробую понять Владислава Рослякова, убившего себя и 20 человек.

    По-моему, прав и не прав Путин, виня глобализм в той дикой трагедии. А исхожу из собственного мнения, что русский менталитет хорошо выразила урезанная (мною) цитата из Феофана Затворника: "Дело не главное в жизни, главное – настроение сердца". А так же исхожу из слуха (в передаче "Право знать"), что на Валдайском форуме Мединский говорил об отказе от русского мессианства. Он, подозреваю, подпевает путинской установке на стабильность. Мессианство же предполагает пассионарность народа, и какая при этом стабильность?..

    Но это, думаю, - идти против народного менталитета.

    Я подозреваю, что холодный климат приложил руку к страстному темпераменту русских. Да ещё и история позаботилась, чтоб страна почти всегда жила вопреки. Пришлось отстать, защищая, получается, Западную Европу от татаро-монгольского нашествия. Пришлось догонять потом. Что предопределило судьбу стать слабым звеном капитализма и спровоцировало разведать дорогу в коммунизм. Чуть при этом не погубив себя. А потом ещё раз чуть себя не погубив, когда дала себя знать ошибочность разведываемого пути (силового).

    Отбил ли страну последний случай катастрофы от жизни вопреки? – По Мединскому – да. По рейтингу Путина, стоящему за стабильность – тоже да. А по тому, как готовится страна к бунтам (какие законы принимает, как росгвардию организует), - не совсем да. Не исключено очередное массовое изменение настроения сердца.

    И, хоть страна всё ещё очень бедна (18 миллионов живут на доход, ниже прожиточного минимума), но это какая-то не совсем бедная бедность. Вон, бабушка Владислава Рослякова скопила на похороны 20 тысяч (а внук украл, чтоб ружьё купить). А мама, санитарка, обеспечила ему возможность играть в компьютерные игры. Мир катится к гибели от перепроизводства и перепотребления. Швейцарцы, вон, пока отказались (референдумом) от гарантированного дохода. Их ещё пьянит эра Потребления. Но иным это скучно. Скучно – с большой буквы. Русские и ментально-то народ бытийный, не имущественный (у немецких детей головы имеются, а у русских они есть), к бедности привычный, от не совсем бедности и бесцельности жизни по большому счёту предпочитают, иные, пить. Что и сделал отец Владислава.

    Я вспоминаю себя в конце войны и в первые месяцы после победы… – Я любил рисовать. А бумаги не было. Я рисовал на газетах. Которые не помню как оказывались в доме. Война отца убила. Мать работала ретушёром в фотографии. Прокормить зарплатой себя, меня и дедушку не могла. Повесила объявление на улице возле дома: "Фотография" и стрелу. И частным образом подрабатывала после работы. Ночами проявляла и печатала. Материалы, наверно, тащила с работы. На это, видно, смотрели сквозь пальцы и начальство, и милиция. Я не знал. Но усвоил, что надо быстрее и получше выучиться и вырасти, чтоб маме дать спать по ночам. Мне было не до скуки.

    Дедушка, правда, удирал от беды в молитву. Пацаны во дворе были под влиянием религиозных бабушек. Были сброшены атомные бомбы. Говорили, что подошёл конец света.

    Религиозным я не стал. Но чутким к Абсолютам – сделался. И теперь обожаю ницшеанство. Оно для меня только на поверхности тем является, чем для всех – "над Добром и Злом" (аморально, то есть), а в глубине – это для меня ТАКОЕ неприятие злого мира (точнее, скучного), что за счастье видится побег в принципиально недостижимое иномирие. Во вневременье какое-то. В исчезающий миг, как образ вневременья. Оттого ницшеанцы не боятся смерти. И могут на неё нарываться и других убивать. Но меня пленяет метафизичность этого мироотношения. И оба в чём-то сродни упомянутому настроению сердца.

    Так если сердце занято страстью из-за жизни России вопреки – не до метафизики и не до смерти. А вот если скучно… И это уже не только российская болезнь. Вот Великий Отказ, контркультура молодёжи и возникла в эру Потребления.

    Так можно представить, как вживается художник в эту проблематику и как жалеет впавших в бунтарство поневоле, получается. Волею судьбы. Этих рабов Свободы.

    Голощапов. Многоликий город. 2006-2007. Керамика, металл. Фрагмент.

    Жалеет… ну, хоть бы тем, из чего делает свои скульптуры – из отбросов.

    Свободные-то сами себя считают сверчеловеками. Вон, тот же Росляков. Надел чёрную кожаную перчатку на правую руку, отправившись на расстрел соучеников, военные ботики, чтоб не поскользнуться на крови, майку с надписью "НЕНАВИСТЬ" (на заказ ему сшили?). Он, наверно, считал себя выше этого праха человеческого, смолоду согласившегося (всего лишь в техникум поступили) ограничить себя какой-то мизерной жизнью: жить, чтобы есть, и для того – работать.

    Голощапов. Многоликий город. 2006-2007. Керамика, металл. Фрагмент.

    А художник – жалеет, жалеет. Какими-то помоями облил лицо. Плохо-де им.

    А вот те, кого они презирают.

    Голощапов. Зима в Москве. Многоликий город. 2006-2007.

    Художник тоже согласен, что мещане – люди второго сорта. Но и бунтари от всех недалеко ушли. И поместил он "ирокеза" среди этих отбросов общества. И сделал, в общем, не отличающимся его от них.

    Странное отношение… К себе, получается, такому же отвергаемому сверхчеловеку. Осталось только сделать саморазрушающееся произведение.

    Но пока он делает образ саморазрушающегося мира.

    Голощапов, Симатова. Внутренняя тайга. 2013.

    Или хуже – уже разрушенного цивилизацией (параболические антенны справа), а вместо него подсунут муляж. Вон, видны следы брака: вдруг изогнувшийся бетонный столб слева (от нас), вдруг бугор на стволе сосны, вдруг одинаково изогнувшиеся тени от деревьев по центру, вдруг обнаружившие свою искусственность иглы хвои справа. А что за белые овалы с красным ободком? Один обнаруживает, что он приклеен не только к какому-то потолку, но и к какой-то стене.

    Пока я-рационалист лишь мыслью улетаю в предупреждение, что все мы, человечество, умрём от неограниченного материального прогресса, и зову в коммунизм, где люди будут жить искусством (и это уравновешивает во мне тёмный и сладкий ужас ницшеанского иномирия), не имеющие устремлённости в коммунизм, вон, рисуют какие ужасы или убивают, как Росляков.

    Надо, надо национальную идею России. Она должна быть достойна вековечным глобальным амбициям народа. – Указать человечеству, КАК спастись, должна Россия: каждому – по разумным потребностям. Жить в искусстве: творцом или сотворцом. А не – мещанами. Вопреки эре Потребления. Не то Швейцария на следующем референдуме отнимет приоритет.

    А не пенять на глобализацию.

    21 октября 2018 г.

Что говорят об этом в Дискуссионном клубе?
340928  2018-11-06 18:12:03
Sweetheart
-

01.11.2018
22:40

Вечное ницшеанство.

    Мне грустно. Когда-то я бросил писать о “Станционном смотрителе” Пушкина, потому что почувствовал, что меня тянет в фальшь. Я снова бросился о нём писать через 10 . . .

28.10.2018
10:44

В связи с юбилеем Марка Захарова.

    Для меня, человека не театрального, Захаров существует как антисоветчик, сжёгший перед телекамерой свой партбилет, когда это было уже не страшно сделать. (Его . . .

27.10.2018
12:36

Стыдно.

    Сегодня я впервые получил возражение по сути своего, если можно так выразиться, творчества. Суть – это что я объявил себя вправе считать неожиданность чего-то в . . .

26.10.2018
10:10

Настырье.

    Такого слова, может, и нет, но “Настырность” я уже применял для названия статьи. Я запомнил, как передо мной раскололась дама, сидевшая при книге отзывов о . . .

22.10.2018
10:31

Что теперь патриарх Константинопольский Варфоломей так спешит с новым расколом?

    В моей жизни было по крайней мере одно видение. На Украине. Я не считаю случай миража. (Я его ребёнком увидел, будучи в Средней Азии, на горизонте в виде цепи облаков . . .

20.10.2018
13:17

Снова и снова

    Каждый про себя знает, что, если что забыл и хочешь вспомнить, надо думать о чём-то около, и – вспомнится забытое. Представляется, что что-то подобное происходит с . . .

19.10.2018
14:12

Шаргунов со мной, наверно, не согласится.

    Уж не помню, к каким выборам это было… Коммунисты Зюганова собрались на съезд. Его транслировало ТВ в прямом эфире. Я слушал и возмущался. Ну к революции призывают . . .

16.10.2018
09:14

Вопрос на засыпку.

    Ко дню рождения С. Г. Люблю себя ставить в трудные положения с толкованием живописных произведений. Ну вот, например, с какой стати такая жизнерадостная . . .

12.10.2018
19:54

Мазохизм Жилинской.

    Плохая у меня память… Я помню, когда и где я обнаружил, что я слишком оригинальный, и что это плохо. Это было на первом курсе института. На выходе из зала, который . . .

11.10.2018
10:23

Тошно. (Что хотел сказать своим фильмом Серебренников)

    Мне хочется начать, как часто со мною бывает, с себя. Вспомнилось, как мне стало тошно от пресыщения. Вспомнилось от песни Науменко “Лето” (песня для Цоя 1982, . . .

09.10.2018
22:32

Ой, я, кажется, попал!

    Я, наверно, сначала расскажу, как я попал… Мне понадобилось получить образование, кто такой Лентулов. Я стал читать и прочёл: "Возникновение подобной живописи . . .

04.10.2018
21:11

Не спится.

    Быстро заснул, вскоре проснулся и не спится. К окну. Луна в небе. Небо всё в сиянии от неё – влажность большая. – Ох уж этот рационализм… Прочёл на днях соображение . . .

03.10.2018
15:50

Имею ли я право?

    Имею ли я право писать, если у меня нет развёрнутого толкования музыкального произведения (плюс у меня нет музыкального образования)? Мне, видите ли, хочется . . .

30.09.2018
11:29

Нерастраченная сила, неразгаданная грусть.

    Какой-то юбилей (или не знаю, что) Татьяны Дорониной. Смотрю какую-то о ней передачу по ТВ. И поражаюсь. Насколько никто не может высветить, чем её игра отличалась от . . .

<< 11|12|13|14|15|16|17|18|19|20 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100