TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Научный форум
-->
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Нас посетило 38 млн. человек | "Русскому переплёту" 20 лет | Чем занимались русские 4000 лет назад?

| Обращение к Дмитрию Олеговичу Рогозину по теме "космические угрозы": как сделать систему предупреждения? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?
Rambler's Top100
Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


14.11.2018
20:27

Отчаяние - это иногда наиивный оптимизм.

    Вы подумали, что такое название – абсурд? – Ошибаетесь. Вот наслал Бог змей на взбунтовавшихся против Него из-за голода в пустыне евреев при исходе из Египта. И . . .

12.11.2018
13:29

А что если?..

    А что если Рязанов не менялся? И в 1966-м, когда снял “Берегись автомобиля”? Ну посмотрите на последние кадры… Ну ненормальный же этот Деточкин. И фамилия . . .

11.11.2018
21:25

Домысел.

    Мне надо объяснить себе, почему у Феофана Грека Иисус Вседержитель грозный, Феофан Грек. Спас Вседержитель. 1378. Роспись. а у его ученика в “Преображении” (1403) в . . .

08.11.2018
15:16

Схватка в фейсбуке.

    Окончившаяся, как это часто бывает в фейсбуке, не приспособленном для истины, стиранием того комментария, который невозможно оспорить. Косым шрифтом – мой . . .

07.11.2018
15:03

Индикоплов.

    С. Воложин. Индикоплов. Лишь несказа`нное может быть содержанием литературного, как и всякого другого художественного произведения. Вейдле Есть шанс набрести . . .

06.11.2018
16:29

Пётр Голощапов и Владислав Рослякоа.

    Я начну издалека. А по дороге попробую понять Владислава Рослякова, убившего себя и 20 человек. По-моему, прав и не прав Путин, виня глобализм в той дикой трагедии. А . . .

01.11.2018
22:40

Вечное ницшеанство.

    Мне грустно.

    Когда-то я бросил писать о “Станционном смотрителе” Пушкина, потому что почувствовал, что меня тянет в фальшь. Я снова бросился о нём писать через 10 лет. Когда меня вдруг озарило нечто, которым можно, я чуял, объяснить каждую мелочь в этой повести. Это мистика какая-то. Это похоже на рассказ Моцарта о том, как он сочиняет симфонию. Он сказал, что вдруг знает её всю. И ему остаётся теперь её просто записать. – Я почувствовал Нечто и поспешил домой, потому что знал каким-то образом, что мне теперь достаточно просто сесть за стол, чтоб писать. И всё у меня сойдётся.

    Вообще-то это имеет название: сходимость анализа к одной идее, идее всего произведения. Такими словами это назвал Гуковский.

    Я и место, где это со мной случилось запомнил навсегда, и какая была погода. Тем более что в том месте я был впервые и что там и случилось кое-что впервые. Плюс 10 лет прошло от озадачивания до решения.

    А теперь у меня такие штуки случаются с быстротой, доходящей до нескольких минут. И понимаете, как я эмоционально обеднел.

    Я несколько минут назад почувствовал себя в колоссальном тупике. И. Через минуту-другую вывернулся.

    Одна из идей, заимствованных мною (у Шмита со слов Прокофьева), является синусоидальное изменение идеалов от эпохи к эпохе. От античности к Средневековью и дальше до Нового времени.

    В античности у меня получалась – личная вседозволенность (с римскими оргиями, в частности). В Средневековье, наоборот, благое для всех сверхбудущее (в частности – в Царствии Божием на небе в виде бестелесных душ). Далее – Возрождение (особенно Раннее), вернувшее почти в античность.

    И вдруг я сел на мель, читая такие слова:

    ""Невидимое делать видимым” — так сформулировала задачу живописи поздняя античность устами Филострата Младшего. Живописец идет по пути от незримого к зримому и увлекает за собой зрителя: “Смотри!”

    В эпоху средневековья направление этого процесса кардинально изменяется. Изображение истолковывается как посредник на пути от зримого к незримому, и, соответственно, та же ориентация предписана восприятию зрителя” (Даниэль. https://studfiles.net/preview/3736238/page:4/).

    Возник вопрос: как увидеть вседозволенность в формуле "Невидимое делать видимым”?

     

    Тут у меня минипроблема. Я ницшеанство понимаю радикальнее, чем обычное “над Добром и Злом”. Я это место называю иномирием. Метафизическим и принципиально недостижимым. Но удовлетворяющим исповедующего это тем, что ему, исповедующему, удаётся в акте сотворения произведения искусства выразить это иномирие.

    (Ну вот, я, кажется, и эту минипроблему решил, сумев, вроде, молниеносно-кратко всё объяснить.)

     

    Далее проще всего мне процитировать самого себя (о Гомере статья, см. тут):

    “Ведь жизнь “предполагает некоторую предопределённость стремления, действия, переживания (некоторую смысловую безнадёжность)” (Бахтин. Эстетика словесного творчества. М., 1986. С. 110).

    Мы ж не можем не добывать себе еду. Иначе умрём. И сотни и тысячи действий мы делаем по необходимости. У древних греков даже боги подчинены Року. Но те всё-таки свободнее в своём поведении.

    Так хитроумный древний грек извернулся и с богами и тут сравнялся.

    “…действительное, роковое, рискованное абсолютное будущее преодолевается ритмом <…> Ритм <…> в точном смысле этого слова <…> не выражает переживания, не обоснован изнутри его” (Там же)”.

    Это вседозволенность! А максимум – умение попадать в принципиально недостижимое иномирие.

    С поэмами Гомера имеем умение "Невидимое делать видимым”. Гомер умеет сочинить и спеть, а слушатели умеют к этому чуду приобщиться.

    Чудо в том, что ритм – это ж то, что не существует в обычном, изрядно страшненьком мире, условность. Ан, смотри-ка, может отвлечь от всего на свете.

    А живописец (и скульптор) сотворяет чудо, превращая условность в как живое. Венера Милосская вот-вот успеет придержать рукой соскальзывающее с её бёдер одеяние. Дискобол вот-вот бросит диск. Для оживляжа статуи красили. Только краска сошла за века, и мы думаем, что античные скульптуры белые. Не сохранилась и живопись. Но принцип “как живое” ясен.

    А шатнувшееся от римского разврата в христианство искусство возжелало, наоборот, принципа, как бы “как мёртвое”, потустороннее. То самое "от зримого к незримому”.

    И всё у меня стало на место.

    3 октября 2018 г.

28.10.2018
10:44

В связи с юбилеем Марка Захарова.

    Для меня, человека не театрального, Захаров существует как антисоветчик, сжёгший перед телекамерой свой партбилет, когда это было уже не страшно сделать. (Его . . .

27.10.2018
12:36

Стыдно.

    Сегодня я впервые получил возражение по сути своего, если можно так выразиться, творчества. Суть – это что я объявил себя вправе считать неожиданность чего-то в . . .

26.10.2018
10:10

Настырье.

    Такого слова, может, и нет, но “Настырность” я уже применял для названия статьи. Я запомнил, как передо мной раскололась дама, сидевшая при книге отзывов о . . .

22.10.2018
10:31

Что теперь патриарх Константинопольский Варфоломей так спешит с новым расколом?

    В моей жизни было по крайней мере одно видение. На Украине. Я не считаю случай миража. (Я его ребёнком увидел, будучи в Средней Азии, на горизонте в виде цепи облаков . . .

20.10.2018
13:17

Снова и снова

    Каждый про себя знает, что, если что забыл и хочешь вспомнить, надо думать о чём-то около, и – вспомнится забытое. Представляется, что что-то подобное происходит с . . .

19.10.2018
14:12

Шаргунов со мной, наверно, не согласится.

    Уж не помню, к каким выборам это было… Коммунисты Зюганова собрались на съезд. Его транслировало ТВ в прямом эфире. Я слушал и возмущался. Ну к революции призывают . . .

16.10.2018
09:14

Вопрос на засыпку.

    Ко дню рождения С. Г. Люблю себя ставить в трудные положения с толкованием живописных произведений. Ну вот, например, с какой стати такая жизнерадостная . . .

12.10.2018
19:54

Мазохизм Жилинской.

    Плохая у меня память… Я помню, когда и где я обнаружил, что я слишком оригинальный, и что это плохо. Это было на первом курсе института. На выходе из зала, который . . .

11.10.2018
10:23

Тошно. (Что хотел сказать своим фильмом Серебренников)

    Мне хочется начать, как часто со мною бывает, с себя. Вспомнилось, как мне стало тошно от пресыщения. Вспомнилось от песни Науменко “Лето” (песня для Цоя 1982, . . .

09.10.2018
22:32

Ой, я, кажется, попал!

    Я, наверно, сначала расскажу, как я попал… Мне понадобилось получить образование, кто такой Лентулов. Я стал читать и прочёл: "Возникновение подобной живописи . . .

04.10.2018
21:11

Не спится.

    Быстро заснул, вскоре проснулся и не спится. К окну. Луна в небе. Небо всё в сиянии от неё – влажность большая. – Ох уж этот рационализм… Прочёл на днях соображение . . .

03.10.2018
15:50

Имею ли я право?

    Имею ли я право писать, если у меня нет развёрнутого толкования музыкального произведения (плюс у меня нет музыкального образования)? Мне, видите ли, хочется . . .

30.09.2018
11:29

Нерастраченная сила, неразгаданная грусть.

    Какой-то юбилей (или не знаю, что) Татьяны Дорониной. Смотрю какую-то о ней передачу по ТВ. И поражаюсь. Насколько никто не может высветить, чем её игра отличалась от . . .

<< 11|12|13|14|15|16|17|18|19|20 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100