TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


08.02.2018
14:18

Кикландские статуэтки.

    Это будет продолжение статьи (см. тут), в которой я отторг от первосортного искусства пещерную живопись и так называемых мадонн палеолита. Кто меня не впервые . . .

06.02.2018
16:55

Что к чему.

    Так случилось, что мне захотелось почитать роман Гладкова “Цемент” (1925). Это, вроде, так называемый производственный роман стиля так называемого . . .

02.02.2018
17:04

Зачем рисовали в пещерах.

    Вы знаете, что такое мозговой штурм? – Это (по своему опыту рассказываю) когда собирают нескольких самых головастых инженеров и озадачивают их некой . . .

29.01.2018
09:40

Я озадачен.

    Я уже привык к тому, что, какую вещь Чехова ни возьму, мне везде видится, что он –ницшеанец. То есть автор, до такой крайней степени не переносящий скуку Этого мира . . .

27.01.2018
16:37

Полюбить отчуждение.

    В “Нелюбви” (1917) Звягинцева я почувствовал своё вожделённое ЧТО-ТО, но не обрадовался. Какой-то нехороший осадок мешал радоваться. Мне крепко непонятны были два . . .

25.01.2018
16:25

Ну что сказать?

    За что на Руси любили юродивых? – За то, что те вместо людей принимали на себя повышенную обязанность быть верным Богу. Та ж требует самоотречения. Юродивые даже нарочно себя истязали, раз земная жизнь – не главная по сравнению с загробной. Они, считалось, с переизбытком замаливали грехи. И на всех хватало. И всем можно было грешить без опаски наказания Божьего.

    Подобно, по моему понятию, жил Высоцкий. Себя не жалел. Рано умер. Сознательно на это шёл. И уж точно хотел, наверно, чтоб так думали все. А не, что он слабак – просто спился и перекололся.

    И, артист же, через наоборот силу свою выразил – слабостью. – Так мне выглядит его последнее стихотворение.

    Последний приют.

     

    Спасибо друг, что посетил

    Последний мой приют.

    Постой один среди могил,

    Почувствуй бег минут.

    Ты помнишь, как я петь любил,

    Так распирало грудь,

    Теперь ни голоса, ни сил,

    Чтоб губы разомкнуть.

    И воскресают, словно сон,

    Былые времена,

    И в хриплый мой магнитофон

    Влюбляется страна.

    Я пел, и грезил, и творил —

    Я многое успел,

    Какую женщину любил!

    Каких друзей имел!

    Прощай, Таганка и кино!

    Прощай, зеленый мир!

    В могиле страшно и темно,

    Вода течет из дыр.

    Спасибо, друг, что посетил

    Приют печальный мой.

    Мы здесь все узники могил,

    А ты — один живой.

    За все, чем дышишь и живешь,

    Зубами, брат, держись,

    Когда умрешь, тогда поймешь,

    Какая штука — жизнь…

    Прощай! Себя я пережил

    В кассете “Маяка”.

    И песни, что для вас сложил,

    Переживут века!

    Написал 23 июля 1980 года.

    Умер 25 июля 1980 года.

    Всё стихотворение, кроме последнего куплета, есть прославление жизни и анафема смерти. И, соответственно, в предпоследнем куплете – совет посетившему его могилу не жить, как он – так, что умер раньше времени. Последний же куплет – как пришей кобыле хвост. Он, собственно, противоречит всему остальному. – Или нет. Лишняя черта слабости: вот – непоследователен даже (что с такого слабака взять). И соответствует слабости невнятность, за что же именно он жизнь отдал.

    Люди, да, использовали его песни как отдушину. Компенсаторная функция – называется. Что-то их в обществе не устраивало. Выражать было опасно или неудобно для их благополучия. А Высоцкий брал это на себя. И – становилось легче.

    Что хотели люди: возврата к капитализму или к настоящему социализму (когда самодеятельности каждый день больше – за счёт государства, и так – до самого коммунизма, когда государство отомрёт), - они и отдать отчёта себе не могли. Высоцкий им и в этом помогал: не прояснял (а то б шарахнулись, может, прочь). – Нравилось и всё. – "в хриплый… магнитофон / Влюбляется страна”.

    Не юродивый. С тем ясно, за что и против чего.

    И автор не настаивает на уточнении. – Тоже слабость?

    И всё – минус-приём. Есть такое учёное обозначение авторского полного молчания о том, что всем известно. – О героизме Высоцкого.

    Я идеал такого типа называю трагическим героизмом. Или, словами Высоцкого: вот-вот и взойдёт (про солнце в одной его песне, а персонаж, собственно, солнце и поднимает, и сам умрёт).

    Последнее стихотворение об этом всём молчит. Из-за этого – ложное впечатление, что это – произведение прикладного искусства. Вроде плача плакальщиц. Призвано усилить жалость по жившему человеку. Оттого, мол, столько минорных слов. И всё о частной жизни: "я петь любил”, “Какую женщину любил! / Каких друзей имел!” Даже "Таганка и кино”, звучат (из-за личного "Прощай”) как любимые, частные занятия, а не служение людям и идеям. Для того и общий характер личного разговора с посетителем, не бывшим близким при жизни (только об общеизвестных фактах говорится).

    А теперь-де нет его, лично знакомого. Теперь – натурализм содрогающий: "страшно и темно, / Вода течет из дыр”.

    Я впервые вчера прочёл это стихотворение. И из-за сказанного двумя абзацами выше подумал, что это провал Высоцкого – произведение прикладного искусства, нечто вроде причитаний плакальщиц. (У меня такой бзиг, что прикладное – это второсортное, а неприкладное – первосортное).

    Неприкладное рождается от подсознательного идеала. Его чувствуешь за ЧТО-ТО, словами невыразимое. – Мне показалось, что ничего невыразимого в стихотворении нет. Всё ясно: жаль личность Высоцкого за безвременную смерть.

    Ан нет. Есть “пришей кобыле хвост”. Там вдруг – вечная жизнь. И – полная неопределённость, с какой это стати.

    С юродивыми – ясно. Они были за Бога вместо нас, которые тоже за Бога, вообще-то. А с Высоцким? Ясно? Мы разве за ту мерзость капитализма, что сменила лжесоциализм? Или мы за неопределённое “фэ” любой текущей действительности? Но ЗА что, если “фэ”? Что если за то, что так критики до сих пор и не определили как пафос Высоцкого? (Себя-критика я тут исключаю, как безвестного.) – Если да, то ЧТО-ТО таки есть и в “Последнем приюте”…

    21 января 2018 г.

Что говорят об этом в Дискуссионном клубе?
340144  2018-01-25 16:26:25
Воложин
- Это ко дню рождения Высоцкого.

25.01.2018
10:55

Роман о навязывании счастья.

    Уважаемые читатели! Я всегда старался не нагружать вас собою, пытаясь у вас на виду добраться до понятности того недопонятного, что передо мною открывалось в . . .

23.01.2018
18:33

Совпадение.

    Я начал с того, что отыскал такую вот цитату (я как бы предвидел, что я её отыщу): "Успенский считает для себя стеснительными рамки традиционного романа, повести, . . .

22.01.2018
17:39

Недопонятное.

    Я наткнулся на такие слова: "…творческие способности (в свое время позволившие Копернику и Дарвину построить свои теории) происходят из сознательного доступа к . . .

19.01.2018
13:38

Развенчание поклёпа на Джорджоне.

    На днях у меня разгорелся спор с одной моей случайной читательницей. Я в статье был за углубление понимания живописи, она – против. Она за “просто нравится”. И – . . .

15.01.2018
16:30

Вот проклятье...

    Чувствую себя, как Дон Кихот. Неправды вокруг слишком много, а у меня нет воли проходить мимо, когда я думаю, что мне ничего не стоит прижучить. Вот касалось бы это . . .

13.01.2018
11:53

Попробовать, что ли?..

    Мне не видать балета “Нуреев”, и я не понимаю, почему его связывают не с балетмейстером в первую очередь, а с режиссёром (Серебренниковым), но Серебренников у меня . . .

08.01.2018
15:02

Готфрик графоман или не графоман?

    Я уже признавался где-то, что боюсь разбирать произведения безвестных поэтов. В конце концов я самоучка. Я паразитирую на том, что в парадоксальном загоне . . .

05.01.2018
09:53

Я вынужден поднять перчатку.

    Прочитав злобную хулу людей, далёких от искусства, оскорблённых ценой, за которую был перекуплена картина Леонардо да Винчи “Спаситель мира” (около 1499), я счёл . . .

03.01.2018
16:18

В пролёте?

    На слове "тусс” я решил, что надо начинать писать статью. Не нашёл я такого слова в интернете. Перед этим то же было со словом "рантность”. Но там я быстро сообразил, . . .

01.01.2018
16:54

Учиться властвовать собой?

    Тихим бешенством я снедаем. Потому тихим, что, чтоб меня понимал широкий читатель, я должен изрядно долго его подготавливать. И вот что мне делать: начать . . .

28.12.2017
14:20

Со свиным рылом в калашный ряд.

    С чего начать? Начну с впечатления от рассуждений Фомичёва (это крупный пушкинист нашего времени), от одного абзаца этих рассуждений о пушкинском “Я вас любил…” . . .

26.12.2017
14:59

Хорошо о Серебренникове.

    Задумываясь о своей жизни в целом, я прихожу к выводу, что наиболее на неё повлиял учитель физики Вадим Фёдорович Цыбуляк. Природа оказалась с тайной. С тайной . . .

25.12.2017
16:57

Правота и неправота Шкловского.

    Вы знаете, что такое перфекционизм? – Это убеждение, что наилучшего результата можно (или нужно) достичь. В патологической форме — это убеждение, что . . .

24.12.2017
22:01

Трубецкой и Ковальчук.

    Хорошо было мне с Берксом, шершаво изобразившим в 1979 году Эйнштейна, наплевательски относившегося к своему внешнему виду ради, получалось у меня, спасения людей . . .

<< 71|72|73|74|75|76|77|78|79|80 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100