TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
-->
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад?

| Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?
Rambler's Top100
Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


08.02.2018
14:18

Кикландские статуэтки.

    Это будет продолжение статьи (см. тут), в которой я отторг от первосортного искусства пещерную живопись и так называемых мадонн палеолита. Кто меня не впервые . . .

06.02.2018
16:55

Что к чему.

    Так случилось, что мне захотелось почитать роман Гладкова “Цемент” (1925). Это, вроде, так называемый производственный роман стиля так называемого . . .

02.02.2018
17:04

Зачем рисовали в пещерах.

    Вы знаете, что такое мозговой штурм? – Это (по своему опыту рассказываю) когда собирают нескольких самых головастых инженеров и озадачивают их некой . . .

29.01.2018
09:40

Я озадачен.

    Я уже привык к тому, что, какую вещь Чехова ни возьму, мне везде видится, что он –ницшеанец. То есть автор, до такой крайней степени не переносящий скуку Этого мира . . .

27.01.2018
16:37

Полюбить отчуждение.

    В “Нелюбви” (1917) Звягинцева я почувствовал своё вожделённое ЧТО-ТО, но не обрадовался. Какой-то нехороший осадок мешал радоваться. Мне крепко непонятны были два . . .

25.01.2018
16:25

Ну что сказать?

    За что на Руси любили юродивых? – За то, что те вместо людей принимали на себя повышенную обязанность быть верным Богу. Та ж требует самоотречения. Юродивые даже . . .

25.01.2018
10:55

Роман о навязывании счастья.

    Уважаемые читатели! Я всегда старался не нагружать вас собою, пытаясь у вас на виду добраться до понятности того недопонятного, что передо мною открывалось в . . .

23.01.2018
18:33

Совпадение.

    Я начал с того, что отыскал такую вот цитату (я как бы предвидел, что я её отыщу): "Успенский считает для себя стеснительными рамки традиционного романа, повести, . . .

22.01.2018
17:39

Недопонятное.

    Я наткнулся на такие слова: "…творческие способности (в свое время позволившие Копернику и Дарвину построить свои теории) происходят из сознательного доступа к . . .

19.01.2018
13:38

Развенчание поклёпа на Джорджоне.

    На днях у меня разгорелся спор с одной моей случайной читательницей. Я в статье был за углубление понимания живописи, она – против. Она за “просто нравится”. И – . . .

15.01.2018
16:30

Вот проклятье...

    Чувствую себя, как Дон Кихот. Неправды вокруг слишком много, а у меня нет воли проходить мимо, когда я думаю, что мне ничего не стоит прижучить. Вот касалось бы это . . .

13.01.2018
11:53

Попробовать, что ли?..

    Мне не видать балета “Нуреев”, и я не понимаю, почему его связывают не с балетмейстером в первую очередь, а с режиссёром (Серебренниковым), но Серебренников у меня . . .

08.01.2018
15:02

Готфрик графоман или не графоман?

    Я уже признавался где-то, что боюсь разбирать произведения безвестных поэтов. В конце концов я самоучка. Я паразитирую на том, что в парадоксальном загоне находится теория художественности по Выготскому: наличие противоречий. Да и то… В глубине души я и в ней не уверен. Пусть “Психология искусств” (1925) была засчитана как диссертация, и по ней он получил звание, "эквивалентное современной степени кандидата наук” (Википедия). Но вдруг она была ошибочна? Он же её не опубликовал при жизни. Я придумал, что из-за неполноты. И – я ж никто, и потому мне всё можно – я её для себя восполнил. – Чем? – У самого Выготского слабо проакцентировано, что результат столкновения противочувствий (из-за противоречивых элементов) – катарсис – явление подсознательное. Я это проакцентировал сильнее: подсознательный, мол, идеал автора в катарсисе сказался. И тогда можно дополнить его теорию, что и иной образ может рождаться из подсознательного идеала. Но! Если катарсис сопровождается объективным переживанием ЧЕГО-ТО, невыразимого, то как быть с критерием для образа, рождённого подсознательным идеалом? – Сказать, что признаком такого образа является экстраординарность – можно. Однако, всё это достаточно мутно. Особенно – с образом.

    Скажем, достаточно ли это неожиданно:

     

    время пришло решаться на побеги

    в янтарное вино в скрипичный визг

    Я выбрал это двустишие за "скрипичный визг”.

    Довольно неприятная штука скрипичный визг, чтоб быть чем-то манящим для побега туда.

    Или это я инстинктивно выбрал противоречие, а не странный образ: "побеги” (манящее) - “в скрипичный визг” (отталкивающее)?

    Что за “геометрическая сумма” от столкновения манящего с отталкивающим? – Что если, судя по бунту против принятого, это есть Абсурд? Что-то ницшеанского типа? Отрицающего общепринятое. – Сюда как раз подходит аграмматизм: отказ от заглавных букв и знаков препинания. Т.е. – образ ницшеанства, каким его понимает большинство, это мировоззрение не приемлющее.

    Вещь называется “август”. А автор – женщина.

    Что если лирическое “я” это засидевшаяся в девках женщина в годах, решившая, что пора идти в разнос, а то так в девках и останешься? И скрипичный визг – образ боли потери невинности: и желанное, и болезненно-страшное… И – никакой любви тут…

     

    август возьмет налог на гедонизм

    нанизывая дни на нити неги

    время пришло решаться на побеги

    в янтарное вино в скрипичный визг

    в часах запутался анахронизм

    а в небе облака как белые ковчеги

    на спелые сады готовятся набеги

    познавших удовольствий механизм

    во взрывах бархатцев и астр

    и в звоне комариных каст

    от сна падение разбудит

    ветви не смогут утаить плоды

    легки туманы утром у воды

    и смерть саму себя забудет

    А – гедонизм…

    Тогда можно и не переспелую старую деву подразумевать, а просто созревшую девушку, "спелые сады”. А "набеги / познавших удовольствий механизм” это ловеласы. И всё – во множественном числе. Что общественно не принято. И чёрт-де с ним. Но. Уж ничего ж экстраординарного не остаётся. Кроме аморальности. Разве что неуклюжесть "познавших удовольствий механизм”. Да и "спелые сады” – банальность.

    А аморальность тоже снижается – словами: "от сна” и "утром”. – Грех оргии оказывается сном, от которого будит звук падения плодов на землю и звона комаров. И только одна строчка оказывается непонятной: "во взрывах бархатцев и астр”. – Может, ночью те сильнее пахнут? – Но интернет на них не указывает. Так не высасывать же из этого Абсурд?

    Повторы согласных ("НаНизывая дНи На Нити Неги”, “и Смерть Саму Себя Забудет”) эпизодические и явные. От сознания они.

    Нет, потребная для образов бегства от внешней во внутреннюю жизнь романтика синтаксическая и логическая невнятность ("налог на гедонизм”), субъективизм, преодоление объективного ("нити неги”), алогизм ("смерть саму себя забудет”) есть. Но редко.

    Позволено себе даже взять слово просто для рифмы: "астр” - “каст”. Ну какие касты у комаров?

    Правда, алогизм со смертью вводит бесконечность (или миг) в разряд сверхценности, метафизической, что опять заставляет вспомнить о ницшеанстве.

    Но что точно кажется – это сомнительность высокого качества стихотворения.

    То есть, похоже, что прав тот, кто сказал (на российском каком-то центральном канале ТВ), что таких поэтов много, их стихи не интересны, это – графоманы.

    Сказано о Лизе Готфрик, которая "была внесена в шорт-лист Григорьевской премии” (http://ru.telekritika.ua/dusia/kievskaya-poetessa-liza-gotfrik-okazalas-v-tcentre-skandala-680492). А та была волонтёром в антитеррористической операции (антирусской) на Украине, и речь шла ещё о том, что за стихи не арестовывают, и она может приехать в Россию на получение премии.

    А я люблю себя загонять в трудное положение. Но не в безнадёжное, видно. Потому что подумал, в тайне от себя, наверно, что раз Григорьевская премия… Значит, не безвестная эта поэтесса… – И правда: прочёл и почувствовал своё заветное ЧТО-ТО, невыразимое словами.

    Ан…

    Можно ли сказать, что если сомнительным оказалось первое же по списку стихотворение, то сомнительно и награждение? – Пожалуй. И тогда не требуется проверять, не исключение ли оно в плохую сторону в творчестве Лизы Готфрик.

    Или всё же проверить…

    Второе по списку лирики. – Нет. Не годится. С ним велика вероятность, что оно публицистика (что не есть искусство): называется “белое тело диктатуры” и дата создания – 2.02.2014, то есть майданная революция.

    Третье.

    бескрайний север

     

    Бескрайний север снился мне,

    Бескрайний север был во мне,

    Снега, снега, всё в белой мгле,

    Холод и лёд мир в вечном сне.

    Тихо на вьюжной частоте.

    Всё в безмятежной чистоте.

    Сверкает гладь и тишь везде,

    Всё в безупречной красоте.

    Простор безмерный и немой

    Тут царствует порядок мой.

    Замри, остановись герой

    Ветра споют за упокой.

    Не ведом мне ни час ни день

    Чьи стены укрывает тень

    Но ведомо – таит метель

    Кружево мёртвых петель.

    Не знаю званий я и лиц,

    Не знаю где рубцы границ,

    Но для всех падающих вниз -

    Сиянье северных страниц

    Знаю число преображений

    Размах немыслимых сражений

    Славу побед, страх поражений

    Свет бесконечных отражений

    И за решетками кристаллов

    Покой и воля для усталых.

    От бытия от битв от драмы,

    От вечного прощай вокзалов.

    Молчит буранов кутерьма,

    Во мне свобода и тюрьма,

    Все ссылки приведут туда,

    Где спит внутри меня зима.

    29 февраля 2012

    Заветной недопонятности не чувствуется. Но, возможно, это так для меня, здорово любящего метафизику ницшеанства. – Мне вспомнились закадровые слова Свенельда в финале фильма “Викинг” о смерти как о ценности:

    "– Шум моря говорит мне о вечности. Я закрываю глаза, я вижу зимний лес, холод и белый снег говорят мне о смерти…”.

    У Готфрик, собственно, то же, только многословно. Скучно.

    Нет. Сомнительная поэтесса.

     

    Но для меня – ценно к ней обратиться.

    Потому что я русский националист. Из тех, которые любят русскость как особенность (что предполагает акцент, что нет общечеловеческих ценностей). И против меня те русские националисты, которые любят русскость за её лучшесть из всех наций (что молчаливо предполагает, что общечеловеческие ценности есть, и среди них одна – что русские лучше всех). Одна из черт этой лучшести – моральность русского искусства.

    А я стою за другое соотношение:

    "искусство находится в очень сложных отношениях с моралью, и есть все вероятия думать, что оно скорее и чаще вступает с ней в противоречие, чем идет с ней в ногу” (http://www.modernlib.ru/books/vigotskiy_vigodskiy_lev_semenovich/psihologiya_iskusstva/read_38/).

    Мой вывод из теории художественности по Выготскому, что неприкладное искусство – это общение подсознаний автора и восприемников по сокровенному поводу, аполитизирует это неприкладное искусство, выводит его из социальной сферы в физиологию какую-то. Есть проявление подсознательного идеала – художественно, нет – не художественно.

    И для меня факт назначения Григорьевской приемии в России политическому противнику России очень соблазнителен сам по себе. Вдруг там единомышленники. (У меня нет единомышленников, кроме почему-то благоволящих главредов нескольких эдектронных изданий).

    Но…

    Тычок-проверка даёт, похоже, отрицательный результат. Пахнет, что Лизу Готфрик заметили потому, что она против России. То есть просто жюри этой премии изрядно оранжевое. (Так я называю людей, не додумывающих до конца, что то, за что они, приведёт в конечном итоге к исчезновению России с карты мира. Они ж не читают Каспарова, например, такое:

    "На самом деле людей в первую очередь волнуют их повседневные проблемы. Для этого и собираются конференции, где думают о будущем страны, разрабатывают серьезную концепцию, которая позволила бы России пережить кризис и возможный распад. Это может произойти, когда падет власть диктатора. Распад таких государств, как СССР, неизбежно приводит к территориальным потерям. Это не является трагедией…” - http://www.kasparov.ru/material.php?id=5A27C52D9C4D8&section_id=444F8A447242B&subject_id=201)

    7 декабря 2017 г.

Что говорят об этом в Дискуссионном клубе?
340087  2018-01-08 15:07:28
sweetheart
-

340146  2018-01-26 19:24:21
Воложин
- ВМ!

Нельзя ли пост 340145 стереть как спам?

340147  2018-01-27 12:51:23
Л.Лисинкер artbuhta.ru
- На Волож-ое поже_лание : "... - ВМ! Нельзя ли пост 340145 стереть как спам? ..." //

- А почему, - СОБСТВЕННО ?

340150  2018-01-28 12:31:20
Kuklin
- ВМ-у про 340145

Конечно, это спам. И с какого вы \того самого спрашиваете нашего совета, как обращаться с ткой мерзостью? Нас вы стиралди за малейшее несогласие с генеральной линиейц ЕР. Отчего тут такое юление? Не по-мужски как-то. Валерий

340151  2018-01-30 00:11:17
Kuklin
- ВМ-у

По поводу спама Степана. Почему он все еще висит? Иль боитесь, ято это - Бандера? У вас есть сомнения, я против такой гадости. А больше на этой лужайке по-настоящему блеяьт некому. Разогнали вы все стало. Не с кем стало поговорить. Я вот помру скоро. Так что и лискуссиям конец? Так и Воложин не вечен Лисинкер тоже. А истинные русаки давно покинули Русский переплет. Почему так? Что случилось с вами? Задумывалдись вы над этим? А ведь было время, когда мечтами вы парили над мраком российской бездны. Нетребо вон появился на мгновение - и исчез. На ДК даже не заглянул. Ах, как стыдно стало за Русский переплет! Ведь не погиб он, не умер тихо, а просто скукожился, стал похож на использочванный презерватив.

05.01.2018
09:53

Я вынужден поднять перчатку.

    Прочитав злобную хулу людей, далёких от искусства, оскорблённых ценой, за которую был перекуплена картина Леонардо да Винчи “Спаситель мира” (около 1499), я счёл . . .

03.01.2018
16:18

В пролёте?

    На слове "тусс” я решил, что надо начинать писать статью. Не нашёл я такого слова в интернете. Перед этим то же было со словом "рантность”. Но там я быстро сообразил, . . .

01.01.2018
16:54

Учиться властвовать собой?

    Тихим бешенством я снедаем. Потому тихим, что, чтоб меня понимал широкий читатель, я должен изрядно долго его подготавливать. И вот что мне делать: начать . . .

28.12.2017
14:20

Со свиным рылом в калашный ряд.

    С чего начать? Начну с впечатления от рассуждений Фомичёва (это крупный пушкинист нашего времени), от одного абзаца этих рассуждений о пушкинском “Я вас любил…” . . .

26.12.2017
14:59

Хорошо о Серебренникове.

    Задумываясь о своей жизни в целом, я прихожу к выводу, что наиболее на неё повлиял учитель физики Вадим Фёдорович Цыбуляк. Природа оказалась с тайной. С тайной . . .

25.12.2017
16:57

Правота и неправота Шкловского.

    Вы знаете, что такое перфекционизм? – Это убеждение, что наилучшего результата можно (или нужно) достичь. В патологической форме — это убеждение, что . . .

24.12.2017
22:01

Трубецкой и Ковальчук.

    Хорошо было мне с Берксом, шершаво изобразившим в 1979 году Эйнштейна, наплевательски относившегося к своему внешнему виду ради, получалось у меня, спасения людей . . .

<< 61|62|63|64|65|66|67|68|69|70 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100