TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
-->
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад?

| Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?
Rambler's Top100
Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


25.12.2017
16:57

Правота и неправота Шкловского.

    Вы знаете, что такое перфекционизм? – Это убеждение, что наилучшего результата можно (или нужно) достичь. В патологической форме — это убеждение, что . . .

24.12.2017
22:01

Трубецкой и Ковальчук.

    Хорошо было мне с Берксом, шершаво изобразившим в 1979 году Эйнштейна, наплевательски относившегося к своему внешнему виду ради, получалось у меня, спасения людей . . .

22.12.2017
19:37

Нне зннаю.

    Смею ли я пытаться приближаться к толкованию рассказа Бунина “Чистый понедельник” (1944)… со своими сомнительными методами.

    Должен сказать, что надо мной довлеет несколько свежих выпадов против меня русских патриотов в духе сталинской кампании о безродных космополитах. За то, что избранная мною теория художественности аполитична. Да и аморальна. Только в той сталинской кампании не корили за атеизм. А сейчас корят.

    "…зачем же Вам, человеку не русского происхождения, соваться переиначивать каноны русской литературы, которые именно и только на нравственности что творца, то и творения, всегда стояли, стоят и стоять будут?” (Игорь Семиреченский).

    Происхождение у меня действительно нерусское, но чувствую я себя – русским. А поскольку Россию вижу как страну мессианскую, то, наверно, могу себе позволить сопрячь науку о литературе (штуку аполитичную и внеморальную, зато имеющую отношение к истине и, следовательно, к предсказанию будущего, и то – благое) с выступлением против иных русских патриотов.

    К науке, по-моему, относится ориентация на дату создания произведения и на представление, что художественное произведение творится под воздействием идеала, а тот – инерционен. И, если есть произведения Бунина около 1944 года, созданные вдохновением от ницшеанского идеала (а такие есть, см. тут, тут, тут), то и “Чистый понедельник” тоже создан под тем же влиянием. А то, что сплошь православные ценности в рассказе мелькают… Так то как раз художественность-то и обеспечивает – “говорение” через наоборот.

    “Говорение” я не зря взял в кавычки. Я тем подбиваю клинышки под свою идею-фикс, что художественность – это след подсознательного идеала. Именно подсознательного. Как ницшеанец Николай Гумилёв, пишут, крестился на все церкви, так дразнит себя и Бунин в этом рассказе: любящая всё церковное главная героиня перед тем, как уйти в монастырь отдаётся – без любви – “я”-повествователю. – Богохульство. Хочется думать, что подсознательность идеала обоих писателей обеспечивается иномирной сутью ницшеанства, ими не осознаваемая, но чуемая чем-то похожей (своей метафизикой, думаю) на христианский тот свет.

    Этот нехристианский тот свет так и чуется в конце рассказа (в подчёркнутых местах):

    "Но только я вошел во двор, как из церкви показались несомые на руках иконы, хоругви, за ними, вся в белом, длинном, тонколикая, в белом обрусе с нашитым на него золотым крестом на лбу, высокая, медленно, истово идущая с опущенными глазами, с большой свечой в руке, великая княгиня; а за нею тянулась такая же белая вереница поющих, с огоньками свечек у лиц, инокинь или сестер, — уж не знаю, кто были они и куда шли. Я почему-то очень внимательно смотрел на них. И вот одна из идущих посередине вдруг подняла голову, крытую белым платом, загородив свечку рукой, устремила взгляд темных глаз в темноту, будто как раз на меня... Что она могла видеть в темноте, как могла она почувствовать мое присутствие? Я повернулся и тихо вышел из ворот.

    12 мая 1944”.

    В этот день завершилась Крымская наступательная операция.

    "В ночь с 8 на 9 мая 1944 года он записал:

    “Час ночи. Встал из-за стола — осталось дописать несколько строк “Чистого понедельника”. Господи, продли мои силы для моей одинокой, бедной жизни в этой красоте и в работе!”” (http://philosofiya.ru/articles_bunin.html?id=124).

    А словам писателя вне его произведения верить нельзя.

    Советский Союз побеждал. Значит, невозможность вернуться на родину увеличивалась. Жизнь – безнадёжно плоха. И есть единственная отдушина блезирная – сотворение Абсолюта красоты. Недостижимой. Которую можно только помыслить. Измыслить. В полной свободе от действительности. То есть аполитично, аморально. Миг – ценность в этой метафизике. Навеки преходящий миг. Увековеченный творением художника.

    Последняя сцена происходит в Марфо-Мариинской обители.

    "Церковь Марфо-Мариинской обители, где главный герой в последний раз видит свою возлюбленную, построена по проекту А. В. Щусева в 1908—1910 гг. В ней древнерусский стиль органически сочетается с модерном” (http://www.literaturus.ru/2016/07/analiz-smysl-nazvanija-chistyj-ponedelnik-bunin.html).

    А модерн – это тоже разновидность ницшеанства. Где-то я читал, что иконы, писанные представителями этого стиля, иными служителями церкви не могли быть приняты как иконы.

    Есть особая жуткая прелесть грешить вблизи святого…

    А вот иное, но то же:

    "Я привозил ей коробки шоколаду, новые книги — Гофмансталя, Шницлера, Тетмайера, Пшибышевского”.

    "Пшибышевский стал чем-то вроде двойника Ницше — по крайней мере для широкой российской общественности” (http://litresp.ru/chitat/ru/%D0%9F/pshibishevskij-stanislav/zaupokojnaya-messa/1).

    “Отношение Гофмансталя к Ницше – это не только восхищение воззрениями влиятельного философа, возложение на себя роли его иллюстратора или адепта” (http://doc.knigi-x.ru/22filologiya/137555-1-annotaciya-rassmatrivaetsya-programmniy-tekst-gugo-fon-gofmanstalya-pismo-1902-svyazi.php).

    “Все творчество Шницлера отражает типичное настроение умственного "аристократа"… Антиморалистическая мораль Ницше…” (http://www.magister.msk.ru/library/trotsky/trotl477.htm).

    “…формулируя то или иное суждение, он нередко вольно или невольно пользовался “вокабулярием” Ницше… “Теперь я в гипнозе эстетических увлечений — зачитываюсь литературой Пшибышевского, Тетмайера” (http://ec-dejavu.ru/n/Nietzschismo.html).

    Понимаете, как сладко быть ницшеанцем на фоне тяги героини к монашеству?

     

    И вы должны понять, что эти тонкости позволяют на себе паразитировать моей идее-фикс, что ницшеанство настолько ускользающее умонастроение, что его иномирная суть может пониматься как подсознательная, и потому это порождает именно художественность.

    Одним из проявлений её является то, что вы читаете, как загипнотизированный. Ничего не происходит, а вы – читаете.

    Гипнотизирование повтором не является художественностью, потому хотя бы, что не имеет отношения к идеалу.

    Так Бунин и не повтором гипнотизирует, а ЧЕМ-ТО. Когда вы натыкаетесь на противоречие, с вами становится какое-то изменённое психическое состояние.

    Вот полуфраза самого начала:

    "Темнел московский серый зимний день, холодно зажигался газ в фонарях, тепло освещались витрины магазинов…”.

    Почему в фонарях "холодно”, а в витринах "тепло”? Разве не газовые светильники и там и там? – А это просвечивает иномирие. “Над Добром и Злом”, как говорят о ницшеанстве.

    "…гуще и бодрей неслись извозчичьи санки”.

    От густоты разве можно бодрей нестись?

    "оживленнее” "мутно чернеющие прохожие”.

    Тоже не сходится.

    "…не знал и старался не думать”.

    Это напряжение. Ой, как я это помню.

    И пошли перечисления мороки вдвоём: "в “Прагу”, в “Эрмитаж”, в “Метрополь””, “к “Яру”, в “Стрельну””, “в Художественный кружок”, “концерта Шаляпина”, “В “Метрополь””, “в Новодевичий монастырь”, “возле могил Эртеля, Чехова”, “к Егорову”, “дом, где жил Грибоедов”.

    Но не как у Чехова; тот доводит вас до предвзрыва. А с Буниным вам не успевает надоесть, хоть и описывается нуда, как и у Чехова. – Текст вас берёт в плен так, что вы и не заметили как. И всё время тоска, тоска какая-то… Как и у Чехова.

    Одно слово – ницшеанцы оба.

    А если героиня всё же отдалась, то сразу исчезла навсегда.

    Абсолют.

    22 декабря 2017 г.

Что говорят об этом в Дискуссионном клубе?
340010  2017-12-22 19:43:56
Константин Бучельников
-

20.12.2017
16:00

Совпало.

    Кто меня знает, знает, что я люблю, чтоб в произведении искусства было ЧТО-ТО, чему не находится слов, по крайней мере, поначалу. Я сидел, читал книгу маленьких эссе . . .

19.12.2017
20:07

Почему так мягко отвергнута советская власть.

    Продолжая название: в фильме Мельникова “Здравствуй и прощай” (1972). Написанию этой статьи я обязан злости. На низкий культурный уровень центрального . . .

16.12.2017
12:24

Свиридов.

    Есть такой термин – разорванное сознание. Оно часто случается в переходные эпохи. И я страннейшим образом являюсь его представителем. Потому страннейшим образом, . . .

12.12.2017
18:41

Смута.

    Смута в душе моей, читатели. Не ошибся ли я с Прилепиным? И вообще, не предвзят ли я по отношению к ницшеанскому идеалу? И ещё более, не оторвался ли я уж слишком от . . .

06.12.2017
14:54

Отчего бывает не сразу понятно.

    Хорошо, знаете ли, посмотреть кино, как-то не понять его, пойти гулять и начать пробовать найти то, что объяснит всё-всё-всё непонятое, и… найти то, единственное . . .

05.12.2017
12:33

Вот это да!

    Столетию Великой Октябрьской Революции посвящается. И “Время, вперед!” Швейцера с гениальной музыкой Свиридова было не пропагандой социалистической . . .

04.12.2017
21:07

Мгновенье, ты прекрасно.

    Я стал слишком опытным. Это плохо. Мне слишком быстро становится ясно, каким идеалом движим был автор. Скажем, Прилепин, когда в конце его “Греха” (2007) я читаю: . . .

27.11.2017
13:47

Разорванное сознание.

    Текст, который ниже, возбуждён чтением книги Илличевского “Справа налево” (2015). Но у меня большая проблема. Кое-что, о чём я хочу писать, не общепринято. И мне . . .

23.11.2017
13:50

Глубина оптимизма Свиридова.

    Не спросясь вашего позволения, читатель, я начну очень издалека. Но вы не будете в накладе. Шубин упрекает Карла Маркса в самообмане, дескать, революционные дела в . . .

19.11.2017
12:23

Царя жалко.

    Пишу по сомнительной привычке отчитываться. Фильм “Матильда” настолько нашумел*, что не посмотреть его я не мог. А посмотрев, вот, отчитываюсь. Не стоил он шума . . .

10.11.2017
16:42

Несколько догм.

    Необходимо начать с себя. У меня есть товарищ. Соученик в 4-го класса. 70 лет, получается, мы с ним знакомы. Он совершенно чурается искусства, а тем более – . . .

09.11.2017
14:16

Эстетический аморализм.

    Только что произошло чудо. Я кончил читать роман Леонтьева “В своём краю” (1864). И чудо было в том, что я не мог оторваться от чтения. Я даже терял представление о . . .

08.11.2017
10:27

Утрилло.

    Я могу быть собою доволен. – Я мельком увидел кусочек картины… Нет не так. Картину-то мельком я увидел всю. Но врезался в память глухой забор. И я себе сказал, что . . .

07.11.2017
09:28

Раз на раз не приходится?

    Восхитившись “Грехом” Прилепина, я стал читать вещь “Санькя” (2006). – Не идёт. И не потому, что предмет изображения – отвратный: нацболы, а потому что в каждой . . .

03.11.2017
15:03

Ущербность. Чья?

    Норштейн сумел уловить в рисунках своего мультфильма то, что историки и аналитики так тщетно пытаются определить как "менталитет" русского человека, и именно в . . .

02.11.2017
15:15

По поводу фильма "Союз-7".

    Нахожусь в положении, отдалённо похожем на положение Джанибекова и Савиных. Я ведь обычно зачем берусь писать? Чтоб объяснить себе и читателям моим, что мне . . .

31.10.2017
10:41

Почему я не верю Туманову.

    Речь в итоге о его неких свидетельствах о Высоцком. А пока – о себе, как инструменте обнаружения самообманов Туманова. Я должен был умереть. В год и два месяца. У . . .

<< 61|62|63|64|65|66|67|68|69|70 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100