Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й С М Ы С Л
ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина
09.08.2014 |
|
|||||||||||||||||||||||||
03.08.2014 |
|
|||||||||||||||||||||||||
25.07.2014 |
|
|||||||||||||||||||||||||
17.07.2014 |
|
|||||||||||||||||||||||||
12.07.2014 |
Во всём виноват капитализм. Признаюсь, мне давно хочется написать что-то под таким названием. Не склочно-мелочное, а по большому счёту и неопровержимое. Когда-то, лет сто назад, об этом и хлопотать не надо было. Большинство это знало. Потому и революция, назвавшаяся социалистической (а неверно, между прочим), победила в России. Более ста лет назад тем более капитализм выглядел ужасно. Аж полосой революций в Западной Европе это отразилось. Почему так произошло? Потому что главный закон капитализма √ поиск наибольшей прибыли. Для этого поначалу требовались ну совершенно забитые люди, согласные на любой мизер оплаты своего труда. Дети, например. Такими не могли быть крестьяне. У тех хоть какие-то средства производства были: лошадь, плуг, своя изба. Только совсем разорившиеся крестьяне годились. В Англии для этого аж сгоняли с земли правдами и неправдами. В России крестьян от крепостной зависимости освободили без земли √ какой-то части из них пришлось перебраться в город и согласиться стать рабочими на любых условиях. Образовался пролетариат. Не имеющий ничего. Зарабатывающий чуть больше, чем нужно для прокорма. Капиталист был нацелен на лёгкую промышленность для обслуживания имущих. Ибо только имущие могли ему платить за изделия. Таких было немного. Значит, и производить нужно было не слишком много. Так что рабочие не могли заломить повыше цену за свою работу. Тем более что началась первая промышленная революция √ была изобретена прядильная машина. Рабочие в Англии их аж ломали. Но повышенная производительность машинного труда начала кротовую работу, приведшую в итоге к такому удешевлению изделий, что наступило время, когда массовое производство потребовало массового же потребления. В Западной Европе революции прекратились. В России, наоборот, начались √ из-за исторического отставания её от Запада. Но с 20-х годов ХХ века и там, и там началась эпоха потребления. И низы получили возможность обмануться, что стали аристократами. В России при этом утвердился госкапитализм под названием социализма. И самообман низов усилился, а потом пошёл на убыль √ из-за проигрыша в экономическом соревновании с Западом. Так называемый социализм свернул в тупик патернализма (госвмешательства во имя материального положения рабочих) с пониженной экономической инициативой масс. Что привело к реставрации капитализма в России, но с отставанием у большинства экономической инициативы от таковой на Западе. Однако и на Западе был лишь обман и самообман, а не истинное достижение большинством аристократического уровня. А российское отставание, подкреплённое менталитетом народа (дело √ не главное, главное √ настроение сердца) и защищающим его опять патерналистским в какой-то мере политическим устройством, было Западом воспринято как угроза самому капитализму с его свободой частной инициативы под обманным названием ⌠демократия■. (Какая демократия, когда безработица доходит в некоторых странах до незанятости четверти трудоспособного населения?) И это совсем не аристократическая незанятость. Да и 10%-ная безработица заставляет работающих так себя бояться, что жизнь превращается в существование белки в колесе. И это при сохраняющемся большом уровне комфорта. Который √ как мотив гонки √ превращается во Зло для большинства, но пока не осознаваемое. В отличие от материального для большинства Зла прежних веков, очень даже осознаваемого. Капитализм как был, так и остался источником Зла. Самообманное аристократическое-де самомнение большинства потребовало изощрённого обмана себя насчёт демократичности. Зло всесторонне стало обманным и самообманным. Его как будто нет √ для людей неумных. Оболваненность √ краеугольный камень стабильности такого общественного устройства. Псевдоаристократизм √ его наибольшее достижение. Сверхчеловек √ характернейший его субъект, видящий царение Зла в этом мире, и мечтой улетающий в иной мир, метафизический, над Добром и Злом. Пусть это будет предисловием к разбору вот таких слов сверхчеловека: ⌠У меня недавно произошли серьёзные изменения в моём мировоззрении. Дело в том, что я изучаю квантовую физику √ хочу разобраться, как работает теория квантовых вычислений. И просто кричу от восторга и изумления. И с моим мировоззрением произошли две вещи: 1) я, как и Эйнштейн (теперь я его понял), стал допускать, что такая невероятная красота и сложность квантового мира, которая описывается математическим аппаратом такой невероятной красоты и сложности, могла быть создана каким-то разумным началом; 2) я теперь считаю, что демократия в том виде, в каком она сейчас есть, - не лучший способ правления, как это утверждал Черчилль. Я теперь уверен, что для того, чтобы человечество выжило, люди должны быть обязаны претендовать на большие политические посты, только если они пройдут жестокий экзамен на интеллектуальный уровень, в который обязательно должно входить понимание квантовой физики. Вот Меркель √ профессор физики √ заслуживает быть руководителем большой страны (и успешно руководит), а остальные политики, большие и малые, должны идти к чёртовой матери■. Смешно, что Меркель, несмотря на шпионский скандал с США и несмотря на выгоду экономического союза с Россией (невыгодного для США), выбрала то, что не выгодно Германии и выгодно США. А разбираемая цитата принадлежит гражданину США. У него как-то всегда получается, что он совпадает с интересами правящих кругов США. Так он понимает Гармонию. То есть, по умолчанию, Гармония √ это однополярный мир со США во главе. При этом и граждане США оказываются в выигрыше относительно всего остального человечества. Демократия в американском понимании имеет недостатки √ ей не всех удаётся оболванить (не удалось обмануть Россию в Сирии, например). Поэтому нужна более усовершенствованная система влияния на всех. Кто очень упрям, как Россия (воспользовавшись переворотом на Украине и нарушением Беловежских соглашений, утверждающих дружественность взаимной политики, отняла Крым, нарастив там численность войск), тот должен подвергаться давлению так называемой мягкой силы (экономическим санкциям, пользуясь включённостью всех в экономическое устройство мира с верховенством США в мире) плюс моральному давлению (пользуясь тем же). Смешно √ относительно недостижимости у Ницше сверхчеловеком иномирия в сём мире √ смешно то, что Гармония мыслится в принципе достижимой (при образованности политиков в области квантовой физики). Наконец, смешно, что открывшаяся сложность физики микромира сравнительно с простой физикой макромира обожествляется. А ведь это в точности повторяет историю веры. Она началась до происхождения человека, у существ, не являющихся ни человеком, ни обезьяной. У неандертальцев. Началась √ из-за ощущения могущества. Оно произошло из-за относительной гарантированности высокого качества орудия охоты (короткого толстого не бросаемого копья) в условиях негарантированности удачной охоты. Сделаешь ритуальное действо √ приобретёшь больше уверенности в себе √ охота получится удачной. Эта форма веры называется магией. Речевого мышления она не требует. У образовывавшегося из падальщиков (не охотников) человека магия тоже была, но не в охоте, а в жертвенном убивании своих детей (тоже копьём, но бросаемым, чтоб обмануть собственный инстинкт падальщика, запрещающего кого бы то ни было убивать; а когда, мол, летящее копьё убивает, то оно убило, не я). Магический ритуал помогал-таки попасть в ребёнка. И человек переживал своё могущество. Но он переживал, наоборот, своё ничтожество перед внушателем, побуждавшем убить. Собственно, перед звуком, которым это делалось. Такой звук мог каждый сымитировать. Но нельзя! Это звук √ идеальное, это МЫ. Его нельзя произносить абы кому. Оно √ некий бог. Нечто высшее и как бы непостижимое. У моего корреспондента, сверхчеловека, √ такое же отношение к тому, что очень сложно в постижении, а, тем не менее, управляет микромиром, который есть как бы мир, находящийся над Добром и Злом. Сверхчеловек как бы попадает в ницшевское метафизическое. В каком сам Ницше, убегая из этого мира Зла, бывал только в миги творчества. А ⌠мой■ сверхчеловек √ в миги постижения квантов и т.п. Эта статья выросла из такого восклицания: ⌠Кто виноват, что женщина дебила вырастила? Капитализм американский виноват? Ротшильд?■ (http://polit.ru/article/2014/07/10/russ_peace/). Это Максим Кантор с точки зрения существа, хоть и не улетающего в иной мир (творчества), но знающего про существование таких улётов, смотрит на этот мир, на людей, по-разному смотрящих на Россию в связи в событиями на Украине. И там некий якобы поляк┘ попадает в точку┘ через отрицание отрицания: во всём виноват капитализм. При всём своём отрицании этого мира Кантор как-то не смог не сказать о нём самое главное и оптимистическое (ибо знать корень Зла √ это наполовину устранить его). И отрицает капитализм исподволь, понемногу √ Россия. Самим существованием своим и неисчезающим в веках менталитетом, столь нужным для примера человечеству, над которым нависла угроза смерти от перепроизводства и перепотребления. А те, кто принял как должное царство Зла на планете, но не дошёл до ценности иномирия, те тоже благополучны: они ж повышенно трезвы. И именно в силу этого повышенно агрессивны к России с её патернализмом. У неофитов это особенно остро переживается. Это ж нарождающаяся новая нация, украинцы, вырвавшиеся из ментального притяжения Русского мира (с его ⌠главное √ не дело, а настроение сердца■ и потому с его пофигизмом к комфорту). Потому я верю беженцу из Украины. Отвязывая бинты (чтоб верили, как его истязали свидомые за бегство в Россию) он рассказывал, что один из палачей издевательски всё спрашивал его, всё спрашивал: ⌠За что вы воюете? Вот я знаю, за что: за деньги. А вы за что?■ Свидомый искренне считал своего визави недочеловеком, колорадой. Ведь тот молчал. И свидомый естественно думал, что тот стесняется признаться, что за химеру воюют. 12 июля 2014 г.
|
|||||||||||||||||||||||||
11.07.2014 |
|
|||||||||||||||||||||||||
27.06.2014 |
|
|||||||||||||||||||||||||
23.06.2014 |
|
|||||||||||||||||||||||||
01.06.2014 |
|
|||||||||||||||||||||||||
28.05.2014 |
|
|||||||||||||||||||||||||
26.05.2014 |
|
|||||||||||||||||||||||||
19.05.2014 |
Сюрреализм по форме, но реализм по сути.
|
|||||||||||||||||||||||||
12.05.2014 |
|
|||||||||||||||||||||||||
08.05.2014 |
|
|||||||||||||||||||||||||
03.05.2014 |
|
|||||||||||||||||||||||||
30.04.2014 |
|
|||||||||||||||||||||||||
26.04.2014 |
|
|||||||||||||||||||||||||
20.04.2014 |
|
|||||||||||||||||||||||||
15.04.2014 |
Вот вопрос: почему это не волнует?
|
|||||||||||||||||||||||||
11.04.2014 |
Античеховская "Чайка" Родиона Щедрина.
|
<< 81|82|83|84|85|86|87|88|89|90 >> |
Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия
Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите
© 1999 "Русский переплет"