|
Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й С М Ы С Л
12.03.2025 |
Ай, да Гутов! Ай, да молодец! Можно только удивляться глубине его стихийного постижения марксизма. Марксизм же обхохатывает буржуазный либеральный материализм, когда тот пытается себя натянуть на античность. Отталкивается Гутов от Пикассо. Что тот стал членом компартии, ни о чём не говорит. Коммунисты – коллективисты. А Пикассо – индивидуалист, причём дошедший до масштаба сатанизма. Современный сатанизм я понимаю как радость от итогового превалирования Зла над Добром. Вариант сатанизма у Пикассо – деспотизм. Он для последнего использовал – как бы это сказать? – умение предвидеть поведение людей. Например, он понял, что от многостороннего разочарования в Европе на грани 19 и 20 веков станет популярно выражать ужас натурокорёжением при изображении. Так он, во-первых, хорошо подготовил своё появление на арт-рынке: несколько месяцев прожил в пещере в горах вместе с каким-то цыганом. – Этим он добился слухов, что явился какой-то буквально бандит. Во-вторых, он себе постановил очень быстро, непрерывно и каждый раз радикально изменяться в формальном отношении. Его деспотизм – иметь людей как сидящего у невропатолога пациента (от удара молоточком по коленке, лежащей на другой коленке, нога несчастного невольно подпрыгивает) – мог быть доволен: люди вели себя, как марионетки. В какой-то момент он обратился к эротическим сюжетам на вазах античности. А искусствоведы, склонные к либерализму, как заведенные, каждую новизну объявляли новым образом Свободы. Благо тоталитаризмы после Первой мировой войны росли, как грибы после дождика. Венгрия – 1920, Италия, СССР – 1922, Китай – 1925, Япония, Польша – 1926, Бразилия – 1932, Австрия – 1933, Германия – 1933, Албания, Югославия, Болгария… 30 января 1933 г. Гитлер стал рейхсканцлером. Вскоре после этого рейхстаг принял закон, положивший начало переходу к однопартийной диктатуре, основанной на тоталитарной и авторитарной идеологии национал-социализма. Стало ясно, что война неизбежна. В мае Пикассо приступил к иллюстрированию “Лисистраты”, комедии Аристофана, написанной по случаю большого поражения государств Аттики в Сицилийском походе. Лисистрата-де собрала женщин и побудила их не исполнять супружеский долг, пока не наступит полный мир. Гутов взял для своего творчества вещь Пикассо “Кинесий и Миррина”. В комедии это уморительная сцена, как жена понемногу уступает мужу, но 7 раз убегает, то за ковриком, то за подушкой, то ещё за чем. И в конце концов, совершенно распалив мужа, удирает совсем. Что и нарисовал Пикассо. Пикассо. Кинесий и Миррина. 1934. Соответствующий (дразнение) сюжет в древнегреческой краснофигурной вазописи таков. Макрон. Менада и сатир. 480-е гг до н. Это, правда, немного раньше “Лисистраты”, но вы меня простите. Чем себя-сатаниста, якобы борца за Свободу и против тоталитаризма, Пикассо самообнаружил и был принят как свой, либеральный материалист? – Знакомством с перспективой, которая в эпоху Возрождения и знаменовала всемирно-исторический приход индивидуализма (в пику коллективизму христианства). Индивидуализм через отрицание государства теперь (не случись Трамп поперёк дороги) доходит уже на Западе до степени фашизма (парадокс такой), чем изрядно совпадает с нераспознанным сатанизмом Пикассо. Выдал себя Пикассо не зря, а потому что (в своих метаниях по изменению стиля) в период 1919–1929 он ударился в неоклассицизм. А тот во многом (в перспективе, во всяком случае) был в силе. Ужас наступающей всемирной экономической депрессии, приход к власти Гитлера, с его культурным молением на Порядок и античный классицизм, подали Пикассо идею на этот раз для изменения стиля взять натурокорёжение сюрреализма (натуроужасом выступавшего против античного классицизма фашизма). Ну а натуроужас возможен на фоне натуронормы. – Лица Миррины и Кинесия (а даже поза Кинесия) по меркам нового мира (нового относительно средневековья) нормальны, а только у позы Миррины ультрачрезвычайный излом. – Новый образ Свободы по мнению зомбированных либералов искусствоведов, и новое подчинение публики воле деспота по внутреннему ощущению Пикассо. Что объективно – изъян (ибо сатанизм не способствует выживанию человечества). Гутов этот изъян стратегии Пикассо заметил. Правда тогда, когда он идейно на Западе стал брать верх над обычностью, в 2012-13 году. "В 2011 году Совет ООН по правам человека принял свою первую резолюцию, признающую права ЛГБТ, после чего Управление Верховного комиссара ООН по правам человека выпустило отчет, в котором задокументированы нарушения прав ЛГБТ, в том числе преступления на почве ненависти, криминализация гомосексуальной активности, и дискриминация. После выпуска отчета Организация Объединённых Наций призвала все страны, которые ещё не сделали этого, принять законы, защищающие основные права ЛГБТ” (https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%BE%D0%BC%D0%BE%D1%81%D0%B5%D0%BA%D1%81%D1%83%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C). На призыв откликнулись страны Запада, в Австралии, Новой Зеландии, Таиланде, ЮАР и Тайване. Это повергло Гутова в глубокий минор, как многое, от которого Гутов, как обычно в искусстве, бежит в пробуддизм, а тот есть выражение понятия “мало” (мало чувствовать, ибо слишком много плохого). В насмешку над самим собой за то, что это у него совершенно осознанная реакция (тогда как художественно ценным он стихийно считает произведение неприкладного искусства, рождённое подсознательным идеалом, скажем, того же пробуддизма). Но что ему делать, если бог ему таланта не дал, и он не может, как Пушкин, как только потребует поэта к священной жертве Аполлон, так сразу идеал из сознания переходит в подсознание, и Пушкин кум королю. Гутову остаётся смеяться над собой и над оплошавшим с сатанизмом Пикассо. Одним из резонов у Пикассо обратиться к вазам античности (хоть он и сатанист) была заимствованная у буржуазных либеральных философов ошибка: считать античной свободой духовную жизнь низов Древней Греции (пользователей керамической посуды). Фашисты – по противоположности – тяготели в античности к высоким родам искусств: скульптуре, архитектуре, что тоже Пикассо было на руку. Как Гутов над Пикассо смеётся? – Своего изобретения минимализмом. Он берёт куски металла, сваривает их в хаос, который только из одной точки показывает себя копией работы Пикассо. Гутов. Модель. 2012-2013. Металл, сварка. Пробуддистски осмеивая “античного” Пикассо, Гутов что осмеивает? Невольно заимствованную сатанистом Пикассо у либеральных материалистов мысль, что древний грек ничем не отличался от современных людей: "не признает никаких богов <…> может породить из себя достаточно уверенного в себе и достаточно самостоятельно мыслящего субъекта, который мог бы подвергнуть религию основательной и глубокой критике” (Лосев). Может иметь понятие свободы личности (появляющейся на самом деле только при частном предпринимательстве перед новым временем, что после средневековья). А таким древний грек даже периода краснофигурных ваз быть не мог. Идеализма не хватало. На Древнем Востоке его было больше. Принципиально. Там ирригация, строительство пирамид… Нужны огромные концентрации рабов. Собственность – совместная у целого класса (политаризмом называется, как в СССР; только в СССР – на базе индустрии, а в Древнем Египте – на ручном труде). Этот свалившийся на родовую общину в Египте ужас – рабство – был вообще непостижим и материализму не способствовал. В Элладе – иначе. Раб и господин знали друг друга лично. Чудо получения меновой стоимости от управления господина рабом оборачивалось "Вещевизмом и телесностью” (Лосев). Нет, там тоже вошедший в силу патриархат при возникновении рабовладения главное внимание искусства направил на богов. Зато антропоморфных. Просто гораздо больших по размерам, чем люди, и живущих вечно. Народ на вазописи того времени изображался маленькими фигурками на множестве ярусов декора. “Ты, простой человек, есть ничто, пыль земная. Жил и не стало тебе, и следа не останется”. Но шло время. Родовая община сменилась государством. И человек в собственных глазах стал значить больше. Ярусы с ваз исчезли. Остался один. Изображения там стали крупными. Богов стали бояться меньше. Свободным на агоре можно было вмешаться в собственную жизнь и что-то менять (ну, думая, по-прежнему, что исполняют волю рока и богов). "…от этих мифических героев остаются только одни имена. Эти герои являются <…> то людьми самыми обыкновенными, даже слабыми, то наделены сильными страстями, но раздираемы внутренними противоречиями <…> оргиастическая религия Диониса, которая пронеслась бурей по всей Греции в VII в. до н. э., объединяла в своем оргиазме все сословия и потому была демократической, направленной к тому же против развращенного аристократического Олимпа Гомера” (Лосев. Античная мифология). Понимаете: суперразврат (как фаза катарсиса) против разврата. (Не следующий дань, правда, спохватывались и посыпали голову пеплом; катарсис наступал непосредственно следом, но всё-таки позже). Но до личностей они ещё не доросли. Даже придающая, вроде, индивидуальности курносость и тонкие усики сатира Макрона не превращают его в человека с душевными качествами, какие явно есть у красавца Кинесия от Пикассо. Менада (ибо с тирсом, аналогом пальмовой ветви) вообще – что-то общечеловеческое (пусть и тонкая, но не индивидуальная улыбка, безразличный глаз; не то, что Миррина от Пикассо с озабоченным, как бы улизнуть не обидев, лицом). И религия есть. Ритуалы железные. Уклоняться от них нельзя. Сама крайность – возбуждённый член – предполагает раскаяние завтра, что закреплено хвостатостью сатира (он же миф, а миф доводит сюжет до своего конца). Но безразличный глаз Менады (да и сатира) выражает ещё и тоску по сильной вере в мифы. Это могло побудить Гутова и самому опечалиться фактом изменчивости всего и всегда. И самому обратиться к краснофигурной вазописи. Условно: Шувалов. Ойнохоя. 430-420 гг. до н.э. Фрагмент. У этих не отсутствующие глаза. Изображена сцена в публичном доме. – Может, крайний бытовизм огорчил Гутова. Без божества, без вдохновенья, без слёз, без жизни без любви… – Вот от огорчения он и к этой паре применил свой миниморум – видно только из одной точки. Гутов. Ойнохойя. 2012-2013. Металл, сварка. Вечно у Гутова один и тот же алгоритм: огорчиться чем-то у художника прошлого и выразить своё огорчение выражением своего собственного пробуддизма каким-нибудь образом малости переживаний. 12 марта 2025 г.
|
10.03.2025 |
|
06.03.2025 |
Как меня вербуют против России
|
12.02.2025 |
Импровизации Пикассо и других и – свобода
|
10.02.2025 |
|
02.02.2025 |
Продолжение статьи про ту, кто написала «Никогда мы не будем братьями»
|
01.02.2025 |
На безрыбье и рак рыба или Мои 5 копеек о фильме «Вызов»
|
29.01.2025 |
Ещё одна придирка к Лихачёвой, назначенной директором Пушкинского музея
|
29.01.2025 |
Ещё одна придирка к Лихачёвой, назначенной директором Пушкинского музея
|
25.01.2025 |
|
24.01.2025 |
|
12.01.2025 |
Спортивный интерес в эстетической области
|
11.01.2025 |
|
05.01.2025 |
|
01.01.2025 |
Возможно, ещё один первоисточник в прошлом нынешнего предательства России интеллигенцией
|
28.12.2024 |
Какая боль, какая боль: корифеи-я – 5 : 0!
|
22.12.2024 |
Как незаметно для себя становятся предателями России
|
15.12.2024 |
Ошибка лучше, чем словоблудие Около минуты 13 прочтений 26 августа 2023
|
11.12.2024 |
Вечное повторение на службе у предателей России
|
09.12.2024 |
В чём было вдохновение Бабеля, когда он живописал ужасных
|
1|2|3|4|5|6|7|8|9|10 >> |
![]() |
Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия
Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите
![]() |
© 1999 "Русский переплет"