TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
-->
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад?

| Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?
Rambler's Top100
Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


01.06.2023
10:40

Я не смог найти в интернете автора этих стихов

    Пусть он называется Донбассец. И мне, наверно, наконец, не удастся с холодной головой объяснить эстетический закон, заставляющей мои глаза повлажнеть от этих . . .

31.05.2023
19:20

Не-до-по-нятность

    Я всё занимаюсь идиотским для кого-то занятием: копаюсь у себя в душе, почему у меня слёзы от иного стихотворения. Я их массу перечитываю. Но ничто-ничто меня не . . .

20.05.2023
14:50

Исключительность русского

    Я, наверно, подкручиваю свои мысли, когда их пишу. (Трудно про это писать… Это ж, как вырезать самому себе аппендицит.) Вот я признаю философское ницшеанство в . . .

19.05.2023
18:52

Ну как не вмешаться!?. (Подсуден ли Оксимирон)

    Вроде, не моё дело. Разве может быть у рэпера подсознательный идеал, на выявлении чего я специализируюсь? Я, правда, из этой области делаю частые набеги на . . .

18.05.2023
22:31

Ну и что? – Ну и ничего.

    После не очень долгого поиска я нашёл, что картина Жерико “Портрет Эжена Делакруа” (1819) Жерико. Портрет Эжена Делакруа. 1819. находится в Музее изящных искусств . . .

16.05.2023
21:19

Ну не даётся поэзия народу, особенно – патриотам

    Никто из более или менее заметных авторов не перешел на сторону зет-литературы. Константин Моргенштерн Я про неприкладное искусство, не про прикладное, . . .

15.05.2023
11:30

Форсированный, эмоционально заряженный цвет

    Я ухватился за сии слова, потому что это, похоже, самое-самое, что может сойти за похвалу, с которой я, может, смогу согласиться. Зинштейн. Какой-то фиолетовый цвет . . .

14.05.2023
20:24

Проверка на…

    Получил по эл. почте такую репродукцию с молчаливым предложением: что скажешь? Бугро. Данте и Вергилий в аду. 1850. Посылка была без автора, названия и даты (пришлось . . .

12.05.2023
19:44

А может, я по отношению к лирическим вещам Вещилова был не прав?

    Прошло несколько дней после того, как его и его бездумную хвалящую я раздолбал. Ну-ка я себя проверю. Проверка будет на лиричность его пейзажей, процитированную . . .

11.05.2023
17:53

Изыск

    Надо, наверно, начать с извинения перед читателем. Ибо ему будет не интересно. А мне необходимо изъясняться непременно письменно, чтоб у меня всё получилось . . .

10.05.2023
07:57

Давайте проделаем эксперимент

    Давайте проделаем эксперимент. Я предъявлю вам, читатель, несколько репродукций, с моими комментариями относительно самого очевидного. А потом посмотрим, что . . .

06.05.2023
17:58

В чём ещё торжество Репина

    Главное торжество Репина в том, по-моему, что он, не ведая этого вполне, был настоящим реалистом. Настоящий реализм у меня лично отличается от общепринятого. Для . . .

01.05.2023
21:23

Пойди туда, не знай куда…

    Как правило, самые жестокие, возможно, те, кто из России, но не русской традиции, такие как чеченцы, буряты и так далее. 28.11.2022 Папа римский Франциск . . .

28.04.2023
12:27

Механизм превращения левого художника в правого

    "…интеллигенция, в том числе художественная, с ее традиционно левыми пристрастиями, вытеснялась коммунистами [так называемыми, на самом деле тоталитаризмом . . .

23.04.2023
08:09

Происки здравого смысла

    На здравый смысл претендую я. А в этой статье им я попробую защитить совершенно мутное – с точки зрения иных людей – понятие такого подсознательного идеала, как . . .

21.04.2023
23:33

Клещ

     

    В книге Киры Долининой “Искусство кройки и житья. История искусства в газете, 1994–2019" полно заметок. Если, оппонируя ей, каждой её заметке уделить одну статью, то надолго хватит. Без оппонирования не обойтись, ибо она как бы зареклась не показывать художественный смысл конкретного произведения, а я ничего иного не умею делать. Для большинства же, я думаю, самое важное – узнать, что хотел сказать художник.

    Итак, что там в очередной для моего внимания заметке?

    "12 августа 2004

    Рембрандтов прибыло

    “Ослепление Самсона” Рембрандта из собрания Штеделевского художественного института во Франкфурте-на-Майне, Государственный Эрмитаж

    Рембрандт. Ослепление Самсона. 1636.

    Это полотно из тех, что составляют золотой фонд своих собраний, и отсутствие их на месте воспринимается как зияющая дыра в теле музея. Для Эрмитажа такими полотнами являются, например, “Мадонна Литта” Леонардо или “Блудный сын” Рембрандта; Лувр невозможно представить без священной коровы – “Джоконды” или “Игроков в карты” Жоржа де Ла Тура, Метрополитен-музей – без знаменитой “Девушки с кувшином” Вермеера или “Портрета кардинала” Эль Греко, Институт Курто – без “Бара в Фоли-Бержер” Эдуарда Мане. Подобных картин в мире не так уж много, и путешествуют они только в исключительных случаях. Таким исключительным случаем оказался обмен нашей знаменитости на их: эрмитажная “Флора” Рембрандта съездила во Франкфурт на выставку, ответом стал приезд в Петербург “Ослепления Самсона”.

    Эрмитажное собрание картин Рембрандта – одно из лучших в мире и уж точно самое лучшее за пределами Голландии. Эта фраза, столь похожая на дежурную строку из каталога музея, – абсолютная правда. С Рембрандтом вообще сложно: лучше говорить правду, иначе получится глупость или банальность. Глупость потому, что мало о каком художнике написано столько блистательных научных текстов, что обязывает быть особо внимательным. Банальность потому, что на русском языке как раз почти ничего, кроме банальностей, о Рембрандте не написано: все сплошь беллетристика, ни одной строгой и внятной монографии. Рембрандт на русском – художник романтический, с судьбой трудной, характером вздорным, талантом неуемным и страстным. То есть такой, каким его придумали французы во второй половине XIX века. Однако в ХX веке западный мир узнал другого Рембрандта: умного, порой расчетливого молодого карьериста и провинциала, знающего цену себе и другим, не гнушавшегося заигрывать с власть имущими и с самим собой, подначивая себя головокружительными художественными задачами.

    Несмотря на полноту эрмитажной коллекции Рембрандта (в Эрмитаже есть даже написанная на холсте из того же, что и “Самсон”, рулона “Даная”), “Ослепление Самсона” (1636) не дополняет ее, а говорит о другом. Эту картину лучше всего описывать на том, “западном” языке, потому что здесь речь идет именно о головокружительной задаче, поставленной перед самим собой молодым, всего за четыре года до этого приехавшим из достойного, но скромного Лейдена в безумно богатый Амстердам художником, решившим доказать этому надменному миру, что он не только один из лучших портретистов своего времени, но и лучший “исторический” живописец. Лучший – значит ни на кого не похожий. Рембрандт вступает в спор с богатейшей иконографией сюжета о Самсоне и Далиле, чтобы предложить свой вариант: сцену жестокого ослепления героя, лишенного волос, а с ними и волшебной силы.

    Боль преданного, торжество предавшей, лица воинов, не выражающие ничего, кроме обыденности кровавой расправы, металл оружия и лат филистимлян, полуобнаженное тело Самсона, напряженный клубок борющихся тел и легчайшим облаком убегающая Далила. В одном полотне сосредоточены многие формулы рембрандтовского искусства и впервые одна из главных: “историческая” живопись больше не пересказ знаменитого сюжета, но своего рода его визуальное отражение. Вольное, конечно, но полное живых чувств и эмоций. Немного театрально? Безусловно. А может, кинематографично? Открывая выставку, директор Эрмитажа Михаил Пиотровский предположил, что по силе воздействия на современников эту картину Рембрандта можно сравнить с фильмами Квентина Тарантино. Отличный вызов зрителю этой выставки: стоит попробовать увидеть все варварство и всю справедливость такого сравнения”.

    Что хотел сказать Рембрандт? Точнее, что хотел “сказать” его подсознательный идеал?

    Лучше показать.

    Слева – разбираемая картина в рисовальной программе GIMP2 в разделе “цвет” в подразделе “яркость-контраст”, доведённая до большого контраста (+127) и малой яркости (-113). Остались самые освещённые места. Это рубашка Самсона (побольше) и рука с ножницами Далилы (поменьше).

    Левый столбец чисел – разложение чисто белого цвета на составляющие. Правый столбец – разложение цвета почти белой рубашки Самсона.

    Вот это “почти” и есть та странность, которая определяет подсознательность идеала Рембрандта. Будь он осознаваем, рубашка в этом месте была б сделана просто белилами.

    В чём этот идеал? – В антикапитализме. Немыслимо даже подумать, какой общественный строй был его идеалом. Опубликованное на латинском языке сочинение Кампанеллы “Город Солнца” за 13 лет до написания картины Рембрандтом, оно не могло быть им прочитано. Хоть он и знал в какой-то мере латинский язык. "Рембрандт поступил в латинскую школу, с тем, чтобы впоследствии перейти в лейденский университет. Но школьные занятия не удовлетворяли Рембрандта; он учился плохо, и в конце концов Гармен ван Рейн должен был уступить желанию своего сына сделаться живописцем” (https://alindomik.livejournal.com/3193890.html). Правда, он посещал замок Мейден, где "собиралась интеллектуальная элита Амстердама. Эти встречи вошли в культурную историю Голландии как Мейденский кружок” (https://jewish.ru/ru/stories/reviews/705/). Там мечтали "о мирном созидании, о “золотом веке” человечества” (http://feb-web.ru/feb/ivl/vl4/vl4-2222.htm). Но хочется думать, что Рембрандт это впитал нечётко. Потому что живописать он стал, вообще-то, не так, как остальные голландцы, всем в стране начавшегося капитализма довольные и потому изображавшие живописуемое как есть ("свет и цвет составляют у них одно целое”, как писал Фромантен). Рембрандт же, недовольный капитализмом, поступал оппозиционно: "Тон так же исчезает в свету, как и в тени. Тень дана в черноватых тонах, свет — в беловатых”. Так вот в “Ослеплении Самсона” это плохо выдержано: белая рубашка всё же желтоватая. Раз в сознании не закреплён живописный вывод, то не закреплён в нём и идейный посыл.

    Он скорее проявляется в выборе момента изображения. Тот у Рембрандта связан с капитализмом как зверством сильного (филистимлян) над слабым в акте конкуренции. В чём слабость Самсона? В беззаветной любви к филистимлянке Далиле. Ведь она трижды его предавала: вызнав три раза, в чём его сила (а Самсон её всё обманывал), она секрет выдавала филистимлянам.

    "6 И сказала Далида Самсону: скажи мне, в чем великая сила твоя и чем связать тебя, чтобы усмирить тебя?

    7 Самсон сказал ей: если свяжут меня семью сырыми тетивами, которые не засушены, то я сделаюсь бессилен и буду как и прочие люди.

    8 И принесли ей владельцы Филистимские семь сырых тетив, которые не засохли, и она связала его ими.

    9 [Между тем один скрытно сидел у нее в спальне.] И сказала ему: Самсон! Филистимляне идут на тебя. Он разорвал тетивы, как разрывают нитку из пакли, когда пережжет ее огонь. И не узнана сила его.

    10 И сказала Далила Самсону: вот, ты обманул меня и говорил мне ложь; скажи же теперь мне, чем связать тебя?

    11 Он сказал ей: если свяжут меня новыми веревками, которые не были в деле, то я сделаюсь бессилен и буду, как прочие люди.

    12 Далила взяла новые веревки и связала его и сказала ему: Самсон! Филистимляне идут на тебя. [Между тем один скрытно сидел в спальне.] И сорвал он их с рук своих, как нитки.

    13 И сказала Далила Самсону: все ты обманываешь меня и говоришь мне ложь; скажи мне, чем бы связать тебя? Он сказал ей: если ты воткешь семь кос головы моей в ткань и прибьешь ее гвоздем к тканой колоде, [то я буду бессилен, как и прочие люди].

    14 [И усыпила его Далила на коленях своих. И когда он уснул, взяла Далила семь кос головы его,] и прикрепила их к колоде, и сказала ему: Филистимляне идут на тебя, Самсон! Он пробудился от сна своего и выдернул тканую колоду вместе с тканью; [и не узнана сила его].

    15 И сказала ему [Далила]: как же ты говоришь: "люблю тебя", а сердце твое не со мною? вот, ты трижды обманул меня, и не сказал мне, в чем великая сила твоя.” (Суд 16).

    Это насколько влюблённым надо быть, чтоб забывать предательства раз за разом и расколоться всё же в четвёртый раз. Он же знал, что рискует жизнью. (Я предлагаю не забывать, что есть же свобода воли, а не всё по воле Бога происходит). То есть человек допустил оплошность. А конкуренция этого не разрешает. Как хочешь, терпи, а оплошности не допускай, потому что строй такой, что он тебе оплошности не спустит. Все другие живописцы-голландцы свой строй зверским не считали. Поэтому зверской сцену не показывали. Волосы Самсону стригут, или собираются стричь.

    Якоб Махам. Самсон и Далила. 1613.

    Геррит ван Хонтхорст. Самсон и Далила. 1615.

    Ян Ливенс. Самсон и Далила. 1626.

    Кристиан ван Ковенберг. Предательство Далилы. 1630.

    Ян Ливенс. Самсон и Далила. 1635.

    Кира Долинина, думаю, даже знай она про антикапитализм Рембрандта не посмела б в 2004 году понести в газету эту мысль.

    18 ноября 2022 г.

     

     

17.04.2023
13:04

Слава богу!

    Здравый смысл, каким я руководствуюсь, нередко приводит меня в очень неприятное положение – открывателя. Статус же у меня никакой. И я стою перед выбором: или . . .

14.04.2023
15:37

Уф! От сердца отлегло

    Будете смеяться, если скажу, почему. Мне мелькнул в телевизоре Меньшиков и фильм “Восток – Запад” (1999) режиссёра Варнье. Я захотел его посмотреть, и до смотрения . . .

14.04.2023
09:47

Моя гора родила мышь

    Какой-то парадокс… С одной стороны, ко мне часты претензии публики за само использование словосочетания “подсознательный идеал”, который я считаю запущенным в . . .

11.04.2023
20:17

Нашла коса на камень

    Я наткнулся на, кажется, типовую очень острую реакцию на свои статьи, в частности, против плохих искусствоведов и художников, - реакцию от людей, в какой-то мере . . .

1|2|3|4|5|6|7|8|9|10 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100