TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум Рунетки рунетки
-->
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад?

| Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?
Rambler's Top100
Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


05.06.2022
19:46

Люди с тонкой кожей, которые жили и тужили

    Мещанам их не понять. Один такой говорил на днях по скайпу, наверно, или чему-то подобному из Мариуполя с Макимом Юсиным. Сказал ему: "Жил я в русскоязычном городе . . .

04.06.2022
16:54

Что-то мучительное

    Я, возможно, отличаюсь от большинства. Я в раннем детстве приобщился к мистическому страху, а большинство, думаю, нет. Вот и отличие. Мне было семь лет, когда . . .

03.06.2022
23:09

Ох, уж эти мне дзеновские искюсствоведы

    Перепишу, благо, она короткая, всю статью автора канала "Анализ красоты” к такой вот картине. Пименов. Новый год. 1949. "Юрий Пименов в работе “Новый год” . . .

02.06.2022
21:06

Пришла в голову смутная мысль, и я её думаю

    Я не боюсь браться доводить смутное до ясного. Авторитета у меня нет – терять мне нечего. Вот, что толкнуло мою смутную мысль: "…картину мы наблюдаем в Италии в . . .

01.06.2022
15:46

Возможно, ничего не получится

    Сначала, вот, написал этот заголовок, теперь приступаю к самой статье. Люблю себя загонять в угол и выкарабкиваться из него. Как ни мало на меня отзываются . . .

30.05.2022
20:48

Жизнь музыки Животова

    Поразительно острое переживание намешливой дистанции автора от изображаемых им картин массового энтузиазма в результате победы Октябрьской революции ощутил я . . .

30.05.2022
18:54

Испытание

    Говорят, кто ничего не делает, тот не ошибается. Я – не живу, можно сказать. Значит, я безгрешен. Нет, не в религиозном смысле. В “Исповеди” Святого Августина я . . .

30.05.2022
18:53

Испытание

    Говорят, кто ничего не делает, тот не ошибается. Я – не живу, можно сказать. Значит, я безгрешен. Нет, не в религиозном смысле. В “Исповеди” Святого Августина я . . .

29.05.2022
21:51

Прав ли Путин?

    Признаюсь сразу: пишу из-за того, что не о чём писать. Несколько книг начато читать и брошено, потому что чую, что не найду там ЧТО-ТО, словами невыразимое. А тут ещё . . .

28.05.2022
20:20

Я виноват перед любовницей Кандинского

    Её осуждая за неталантливость (см. тут), я даже не соизволил привести для иллюстрации репродукции осуждаемого. И осудил – по впечатлению, без анализа. Правда, если . . .

27.05.2022
11:24

Формалист Эйзенштейн

    Я (вечно я, я и я!) сортировщик явлений. С этого, говорят, наука когда-то началась. И было время, когда я прикладному искусству противопоставлял идеологическое. А . . .

26.05.2022
20:01

В надежде, или На Украине нет-де нацизма

    Я в надежде. Читаю “Этот берег” (2021) Ан. Дмитриева и чувствую, что он к чему-то клонит. С зачином из прошлого времени, с натуралистическими подробностями во . . .

25.05.2022
20:49

Что-то вроде исповеди?

    На днях случилось такое малоприятное. – Я включил телевизор, а там старый фильм, отличный. Смотрю – слёзы льются сами собой. И не поймёшь, почему. – Я спросил себя: . . .

24.05.2022
09:48

Предатели России. Второй заход

    Тысячи россиян уехали из страны после начала военного конфликта с Украиной. Заголовок в СМИ Я получил такое письмо от человека, которого пытаюсь спасти от . . .

22.05.2022
11:58

Одна искусствовед

    Искусствоведение какая-то несчастная область науки. В ней, похоже, особенно много обретаются халтурщиков и мутил. Не зря я лет 70 тому назад поклялся себе, что вот . . .

21.05.2022
14:21

Что я называю подрывной деятельностью в России

     

     

    – Когда я слышу слово “культура”, я спускаю предохранитель своего револьвера.

    Ганс Йост

    Если б всё было возможно, я б хотел иметь цензурную ипостась этого пистолета и право применять его в Яндекс-Дзене против извратителей искусствоведения, пишущих под видом невинной самодеятельности. Потому что она, удовлетворяя любопытство тянущихся к живописи людей, создаёт у тех впечатление, что они приобщились к искусству, тогда как на самом деле их оболванили. Я б хотел быть модератором с большими полномочиями.

    Речь пойдёт о любовнице Кандинского Габриэле Мюнтер.

    Кандинский бросил перспективу учёного в области юриспруденции, жену и Россию и поехал в Германию учиться живописи, так как почувствовал в своей душе ЧТО-ТО, что выразить можно только в произведении искусства. Ну а тело требует женщины. Он использовал тело (и не только) соученицы Габриэлы. Но он был гений (так как чуял в душе ЧТО-ТО), а она – нет (ибо того же не чуяла). Поэтому она для истории искусства ничего не стоит. И, по-хорошему, её именем не стоило б засорять мозги читателей, желающих получить удовольствие от живописи с помощью какого-нибудь поводыря.

    А есть плохие поводыри. Они сосредоточились в Яндекс-Дзене. Мало что в искусствоведении умеют, по сути. Суть же в толковании, что своим произведением хотел сказать автор (это, если в первом приближении). А если в последнем, то, что хотел “сказать” нашему подсознанию подсознательный идеал художника.

    Подсознательным идеалом Кандинского было ницшеанство, принципиально недостижимое метафизическое иномирие. Он его – подсознательного – сознавал как ЧТО-ТО, словами невыразимое. С этим переживанием смутно знакомы все настоящие художники. Словно Бог им шепчет, а они исполняют. За что когда-то их называли убогими (у Бога). А теперь это называется изменённым психическим состоянием. Я предлагаю – вдохновением. Оно побуждает делать “текстовые” странности. Они редки в общем “тексте”. А ещё вдохновение считают ответственным за другую подсознательную деятельность – ту, которая обеспечивает экстраординарному органическую целостность. Эстетическую. Когда в каждом элементе “текста”, как вкус моря в капле, выражается замысел сознания насчёт данного произведения. – Я б предложил это вдохновением не называть. Называть, скажем, окрылением, наитием. А вдохновение пусть будет закреплено за обеспечением не эстетического качества, а художественности, наличия подсознательного идеала имярек.

    (Типов этих имяреков, грубо, только 6.)

    У Габриэлы не было ни одного. А у Кандинского был – метафизическое иномирие, в которое впору бежать в том случае, если весь Этот мир представляется непереносимо скучным. С Кандинским такое несчастье случилось. Но он его и недоосознавал, и не был готов выражать живописно, потому что был от такой деятельности далёк.

    Что делает всего этого не знающей дзен-искюсствовед (ДИ)?

    Есть житейская интрига в художественном училище: любовница, которая хочет замуж, а ей приглянувшийся избранник её в жёны не берёт, только в сожительницы.

    ДИ начинает о перипетиях этого обстоятельства писать (переписывая из интернета) и чередуя текст об этом с репродукцией портрета работы Кандинского этой Габриэлы Мюнтер и репродукциями собственных её работ.

    Без никакого анализирования ни одной репродукции!

    И без понятия, что всё, что поначалу делал Кандинский, было пробой пера в разных стилях, совершенно не годных для выражения того ЧЕГО-ТО, что требовало себя выразить, а как выразить – ума не приложить, потому что оно не в сознании находится.

    Вообще-то в то время то ЧТО-ТО выражал широко распространённый стиль модерн (с такой характерной чертой, как какая-то мёртвость одушевлённого и некая живость неодушевлённого {в столкновении противочувствий от которых и рождался в зрителях неосознаваемый катарсис: метафизическое иномирие, которое до сознания доходило как ЧТО-ТО жуткое, словами невыразимое}).

    Так вот распространён-то тот модернизм был, да, но Кандинский на него как-то не набредал. Ему были знакомы (и ненавистны) страдатели передвижники.

    Творожников. Портрет дочери. 1988.

    Творожников. Мальчик-нищий с корзиной. 1886.

    Творожников. Девочка. 1889.

    Губы опущены, глаза широко открыты – низ зрачка виден.

    Кандинский. Портрет Габриэлы Мюнтер. 1905.

    У Кандинского те же уголки губ и раскрытость глаз. Далёкое от красоты лицо. Надоела, наверно, своей прилипчивостью и неловкостью положения, в котором Кандинский находится. Ницшеанство-то, сидящее идеалом в его подсознании в как бы философском и безобидном качестве, отдаваясь в сознание, оказывается простой аморальностью и тревожит совесть. Что и заставило её молчать хотя бы непритворстом авторской позиции в портрете. Творожников своим моделям сочувствует, а этот – нет. Со спины её всё пишет.

    Кандинский. Габриель Мюнтер за рисованием. 1903.

    Кандинский. Габриэле Мюнтер. 1903.

    В этих последних Кандинский экспрессионистам подражает – ими полнилось его окружение в Германии. Эти тоже страдатели, но не как передвижники (с надеждой разжалобить высшие классы). Экспрессионисты в совершенном отчаянии от обстоятельств (потому такая нарочитая неаккуратность письма, такая мусороподобность натуры, такая угрожающая насыщенность цветов). Но и это отчаяние ещё земное, ещё не улетающее в метафизическое иномирие.

    Но оба (и а ля передвижническое, и а ля экспрессионистское) отчаяния – не его ЧТО-ТО. Он не самовыражается. Он с остервенением убеждается: и это, и это не моё. Общения с Богом не происходит. А он – гений. Ему меньшего не надо. И гении не сдаются.

    Просто большой ценности по сути все эти подражания не имеют ни для самого Кандинского, ни для истории искусства, если она не тонет в дотошности, ни для публики, нацеленной на ЧТО-ТО, словами невыразимое. (Якобы реализм и экспрессионизм, являясь едва ли не околоискусством из-за иллюстративности, из-за загодя заданности сознанием, ЧТО выражать, никакой загадочностью и недопонятностью не обладают, за что их надо бы ругать.)

    И всё это проходит мимо ДИ. Продолжая описывать несчастную в сущности внешнюю жизнь Габриэлы, ДИ приступает к а ля экспрессионистским картинам её, не радостным, но не доводящим вас до крайности неприятия и изображаемого, и изображения, как это умеют делать более талантливые экспрессионисты. Потрясать.

    Габриэлын “Портрет Василия Кандинского. 1906 г.” просто жалуется (холодным тоном), как плохо к ней относится любовник. Якобы ядовито окрашенный “Мурнау. 1908” к содроганию вас не приводит. Жутковатый лес в “Домик в лесу. 1909” всё же не страшит. – Всё на сниженных тонах. Что ДИ не замечаемо. Наоборот, словами описывается любовная, мол, идиллия. А потом разрыв. – О! Сюжет. Что-то смогла ДИ написать, имеющее какое-то отношение к Кандинскому, который почему-то знаменит.

    И всё так понятно возле непонятного Кандинского. И читатели в полном удовлетворении. Они прям приобщились сколько-то к великому имени.

    И не есть ли это вредный бурьян с усыпляющим запахом? Так как происходит не приобщение к искусству, а оболванивание: в приятном обществе приятно подремать .

    4 апреля 2022 г.

20.05.2022
12:06

Чудеса Рылова

    Жил (уже умер) такой… любомудр Н. Н. Александров. У него была мысль, что человечество в начале каждого типа общественного устройства вдохновляется . . .

19.05.2022
20:05

Русофобия

    Я совсем недавно, у Лосева, узнал, что существовал между Ранним и Высоким Возрождением стиль в изобразительном искусстве (в виде как бы чертежей), не имеющий . . .

19.05.2022
20:04

Русофобия

    Я совсем недавно, у Лосева, узнал, что существовал между Ранним и Высоким Возрождением стиль в изобразительном искусстве (в виде как бы чертежей), не имеющий . . .

18.05.2022
20:00

Фейки

    Моё амплуа – открывать всегда скрытый художественный смысл произведения искусства не очень далёк от следовательской работы. Хоть, казалось бы, дело имеешь с . . .

1|2|3|4|5|6|7|8|9|10 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100