TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум Рунетки рунетки
-->
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Нас посетило 38 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад?

| Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?
Rambler's Top100
Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


16.10.2021
20:18

Ересь

    Читатель, вам бы понравились такие пейзажи? 1320-1325. 1320- 1325. 1295 - 1300. Это – освобождённые от святых и ангелов картины Джотто. Так вот, представьте, что вы живёте в XIII . . .

15.10.2021
09:13

Позиция идиота

    У меня, сознаю, идиотская позиция. Ну в самом деле: я претендую на то, что меня озаряет знание подсознательного идеала автора, который сознанию автора не был дан. Я, . . .

14.10.2021
21:15

Отчего так заласкан авангард?

    Не кокетничаю: я плохо устроен – достаточно мне задать себе трудный вопрос, как тут же появляется мой вёрткий двойник и предлагает вариант ответа. На грани XIX и ХХ . . .

13.10.2021
17:26

Надо просто не бояться ставить точки над i

    Я пишу это в “День Гнева”. Может, сойдёт мне, раз я атеист?

    .

    Я даже возьму и пойду на крайность: в первых же строках выдам самый перец. Пусть это и будет выглядеть грубо.

    Итак.

    Подсознательным идеалом позднего Микеланджело было то, что стало в 1520 году протестантством (Художник не мог же быть информирован о делах церкви. Он до всего доходил собственными духовными силами.). Содержание его подсознательного идеала было таково: в рамках католической религии нет спасения даже и в сверхбудущем. Об этом говорят усиливающиеся “к верху” “Страшного суда” (1536–1541) Микеланджело искажения фигур. А там же не грешники, а библейские персонажи! И самый главный – Иисус Христос.

    Он же ужасен своей переутяжелённостью членов! Признаемся!

    Смотрите, как про это же дипломатично пишет Якимович:

    "Формальная структура росписи, разумеется, соблюдает правила соответствующей иконографии: праведники спасаются, грешники погибают навеки. Но если уметь видеть, то нельзя не заметить, что неистовый гигант Иисус Христос, пришедший в мир для окончательного суда, здесь не собирается вникать и разбираться в нюансах. Гнев Господень неумолим. Стилистически этот “гневный Зевс” подобен античному атлету, наносящему разящий удар, но и в данном случае, возможно сработала память о гневных обличениях Савонаролы [1452 - 1498]. Именно этот человек, подобие Лютера [1483 - 1546] и Кальвина [1509 - 1564] в лоне католической церкви, настаивал на том, что среди падших людей нашего мира не найдётся праведных и достойных спасения, и всех ждёт страшное наказание” (Искусство непослушания. М. – Сергиев Посад, 2005-2008).

    И дипломатичность, видимо, притупляет сообразительность и не даёт (я так понял) Якимовичу понять те стихи Микеланджело, в которых тот физически ужасным изображает самого себя, а не безнравственное окружение.

    К Джованни, что из Пистойи

     

    Я получил за труд лишь зоб, хворобу

    (Так пучит кошек мутная вода,

    В Ломбардии - нередких мест беда!)

    Да подбородком вклинился в утробу;

    .

    Грудь - как у гарпий; череп, мне на злобу,

    Полез к горбу; и дыбом - борода;

    А с кисти на лицо течет бурда,

    Рядя меня в парчу, подобно гробу;

    .

    Сместились бедра начисто в живот,

    А зад, в противовес, раздулся в бочку;

    Ступни с землею сходятся не вдруг;

    .

    Свисает кожа коробом вперед,

    А сзади складкой выточена в строчку,

    И весь я выгнут, как сирийский лук.

    .

    Средь этих-то докук

    Рассудок мой пришел к сужденьям странным

    (Плоха стрельба с разбитым сарбаканом!):

    Так! Живопись - с изъяном!

    Но ты, Джованни, будь в защите смел:

    Ведь я - пришлец, и кисть - не мой удел!

    1512

    Мне кажется, что в этом безобразии выражен ужас краха утраты веры в гармонию высокого и низкого.

    В конце статьи Эфроса о стихах Микеланджело есть слова, что стихи повели:

    "…борьбу с верховным промыслом из-за болезни…” (http://lib.ru/INOOLD/MIKELANDZHELO/efros.txt).

    Сказано – о последних стихах. А, по-моему, можно применить и для момента смены идеала с высоковозрожденческого на поздневозхрожденческий, ещё трагико-героический, с надеждой, что можно ещё католицизм спасти (отказ от католицизма это уже следующий идеал, маньеристский, упование на протестантское сверхбудущее).

    .

    Так мне удастся по крайней мере успокоиться. А то собственная ужасность у Микеланджело вывела меня из себя.

    Если я окажусь в будущем не прав, я тут это помечу.

    15 сентября 2021 г.

12.10.2021
09:43

Я получил возражение

    Я получил возражение, дескать, как может Фофанов быть декадентом (см. тут) и катить бочку на декадентов. И приведено было в доказательство стихотворение . . .

11.10.2021
16:46

Не зарвёмся, так прорвёмся 13 сентября

    Хочу недоговорённость продлить. Она такая: "…позволяет поэту проявить характерные для его мышления приемы — например, нарочитую приблизительность . . .

09.10.2021
20:58

Мне аж страшно…

    Нет правда… Ну посудите сами. Звезды ясные, звезды прекрасные Нашептали цветам сказки чудные, Лепестки улыбнулись атласные, Задрожали листы изумрудные. . И . . .

08.10.2021
12:27

Рак рыба

    Деваться мне некуда, занять голову нечем, и я решил попробовать прочесть и понять рассказ Борхеса “Смерть и буссоль" (1944), хоть это, вроде, и детектив. Борхес же . . .

07.10.2021
16:35

Мы рождены, чтоб сказку сделать былью…

    Не поняв, как всегда с рассказами книги “Выдумки” Борхеса, с первого захода рассказ “Секта Феникса”, я при втором заходе решил ознакомиться со всем в рассказе, . . .

05.10.2021
16:31

Риск – благородное дело

    Где-то когда-то я слышал (или прочёл) эту пышную фразу, и что-то меня заставило её применить для заглавия к разбору (который не известно состоится ли) трёх последних . . .

03.10.2021
10:24

Да здравствует, мол, упрощенство!

    Я рекомендую перед прочтением статьи рассказ “Три версии предательства Иуды" прочесть, он короткий. . Начну с одного интимного признания, о котором не стыдно . . .

01.10.2021
10:29

Раскованный Ковальчук?

    Из-за того, что для многих то, чем я занимаюсь (придание слов подсознательным идеалам авторов произведений неприкладного искусства), является мутью, у меня есть . . .

30.09.2021
21:26

Всё ли напрасно?

    Меня поразил рассказ Борхеса “Тайное чудо” (1944). Сухостью. Вообще речь в рассказе о смысле персональной жизни. Она с железной необходимостью губится ради (это . . .

30.09.2021
00:55

Кто вы, художник Ульянов?

    Выдано подозрение, что я не смел – тут – сравнивать страшное “Распятие” Ге с ещё более страшным “Криком” Мунка. Хоть и есть хорошее правило не обращать . . .

29.09.2021
03:59

Щелчок мне по носу (о Перове и Чернышове)

    Смешно, что я прочёл и не понял этой фразы об ультракритически настроенном передвижнике Перове: "Как раз из совокупности, циклической последовательности . . .

27.09.2021
22:40

Пониматель

    Я понимаю Максима Кантора. Он художник, писатель, историк искусства и эссеист. И, казалось бы, не ему так ляпнуть: "Невозможно славить казарму как идеал . . .

27.09.2021
02:10

Мне посоветовали…

    Мне посоветовали почитать про Веласкеса у Максима Кантора… С чем я буду не согласен?.. . "Сказать, что изображенное истинно и отстаивает правду – значит уже . . .

26.09.2021
01:44

Трёп

    Вот трёп: "Вот спрошу вас: знаете вы о картине “Триумфы” Андреа Мантеньи, почти уверен, что никто из вас даже не представляет о наличие данного произведения — а . . .

23.09.2021
21:04

Попытка высосать?..

    Я прослушал совершенно замечательную лекцию Михаила Иванова “Протестантизм в искусстве” (https://www.youtube.com/watch?v=g6JtU8vYRsI). С прекраснейшим разбором вот этой картины: . . .

23.09.2021
09:28

Но какой соблазн!..

    Как-то я гулял по извивающейся набережной вдоль берега моря и думал, что могло навести предчеловека на начертание прямой линии. Где он мог прямую линию видеть . . .

<< 11|12|13|14|15|16|17|18|19|20 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100