Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й С М Ы С Л
ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина
27.09.2021 |
|
26.09.2021 |
|
23.09.2021 |
|
23.09.2021 |
|
22.09.2021 |
Я потом признаюсь, если окажусь не прав А пока… На меня такое накатило… Предслёзное… (Я, наверно, плача умру, если умирать буду в каком-то физически немучительном состоянии.) Обожаю ницшеанство за его мистическую тягу к метафизическому иномирию. Роскошная компенсация за все несчастья Этого мира. Но. Какая ж это прелесть – чуять это иномирие, найденное художником в образе. Меня когда-то поразил восход луны. Она уже была в окружающей природе, и огромная. Но! Никакого влияния на природу не оказывала своим присутствием. Настолько была бледна. Вот и тут… Сажаев. Домой из школы. 1993. Совсем не создаёт никакой теплоты (какой-то желтизны, что ли) последний луч солнца на бликах на снегу. Вообще совершенно отдельные жизни: зари и земли. В заре – какое-то обещание о как бы каком-то тёплом сверхбудущем, а на земле – какое-то полное отрезвление: ничего такого и там, в сверхбудущем, не будет. И – полная бессмыслица есть Эта жизнь тут. Эта школа… Зачем, если всё кончается Ничем? А вот такой нюанс (что б это могла значить?)… На референдуме о сохранении СССР в марте 1991 года Свердловская область отличилась рекордно малым процентом голосов за сохранение (49%). Через 2 месяца РСФСР объявил независимость от СССР. И ещё до развала СССР, в сентябре того же года городской совет народных депутатов вернул Свердловску имя Екатеринбург. Но с реставрацией капитализма не случился возврат к дореволюционному писанию твёрдых знаков в конце слов. Однако через 2 года после номинального возвращения к капитализму, после расстрела Белого Дома и утверждения капитализма в России, Сажаев пишет на этой картине: “М. Сажаевъ въ 1993 году въ Екатеринбурге”. С твёрдыми знаками! Понимай, Сажаев против какого-то изменения во времени (в простоте душевной он в конце названия города не поставил царской ять – ѣ {а правильно ставить ять при царе могли только очень грамотные люди, каковых было очень и очень мало в стране, потому знаком демократии была отмена ѣ, но вряд ли демократии ради Сажаев тут против советского декрета не выступил}). В той же душевной простоте Сажаев, написав каллиграфически название “Домой из школы”, не поставил твёрдого знака и в “изъ”. (Говорят, он в валенках ходит. Это подтверждает его игру со временем самим по себе: раньше, наверно, валенки были обычной зимней обувью и её не стеснялись.) Но в искренности ему не откажешь: он близко к осознанию своего подсознательного идеала метафизического иномирия приблизился с этими твёрдыми знаками (иномирный холодный блеск снега, наоборот, доказывает неосознаваемость им иномирия). Иное дело – обращение ко времени. Время ведь не ощущается само по себе. Оно только – в связи с материальными процессами Этого (плохого) мира. Поэтому как только начинается какая-то игра со временем самим по себе – это сразу близко к иномирию. Что и подтверждается названием такой картины: Сажаев. Ничего не происходит. 2001. Здесь каллиграфическая надпись такая: “М. Сажаевъ въ Екатеринбурге въ 2001 году “Ничего не происходит””. Живописно образ иномирия дан каким-то непередаваемо инопланетным пейзажем. Впечатление, что трава не только освещена солнцем, но и как-то сама светится в освещённых солнцем местах. И вообще… Оттенок этой травы какой-то такой, что сердце смущается и безропотно куда-то летит. А время – стоит. Еще лес в тенях чем-то неестественно синим тоже светится. Вообще, мне вспоминается, что перед полным солнечным затмением, когда полсолнца ещё есть, освещение окрестностей всё равно как-то иномирно изменяется, тускнеет не так, как если солнышко облаком заслонилось. – Чувствуется ЧТО-ТО. Как в великолепной фразе Ницше: "…всё материальное — это своего рода движение, служащее симптомом какого-то неизвестного процесса: всё сознательное и чувствуемое — это опять-таки симптом неизвестного…” (https://cyberleninka.ru/article/n/f-nitsshe-protiv-metafiziki-i-essentsializma). Потуга передать этот симптом есть и в такой картине: Сажаев. Порыв ветра. Воздушный океан колыхнулся, а всё, в общем, не реагирует (листья и дым – не в счёт). Даже куры и петух. (Мне вспомнилось – я жил когда-то в очень маленьком городке, люди живность держали – петух криком реагировал каждый раз, как солнышко облаком закрывалось…) Через наоборот как-то: образом изменения выражена неизменность. И вот тут что-то похожее. Сажаев. Апрельский вечер на даче Алёхи Мерзлова. Мир холодных тонов (неба и голой земли) никак не соприкасается с миром тонов тёплых. Даже дым из трубы (как бы часть голой земли), попав в лучи садящегося солнца, почти не изменяет своей холодной белизне. Я как-то помню, что на закате облака на востоке окрашиваются последними лучами солнца. А тут – нет! Иномирие. Никаких благих иллюзий. Вот эта непричастность одного мира миру другому как навязчивая мысль или мелодия не отпускают Сажаева. Можете сами поимпровизировать на сайте http://m-sazhaev.ru/ru/%d0%b3%d0%b0%d0%bb%d0%b5%d1%80%d0%b5%d1%8f-1/%d0%bf%d0%b5%d0%b9%d0%b7%d0%b0%d0%b6%d0%b8-%d1%80%d0%be%d1%81%d1%81%d0%b8%d0%b8/ 29 августа 2021 г.
|
21.09.2021 |
|
20.09.2021 |
Власть тела над душой (об одном автопортрете Попкова)
|
19.09.2021 |
|
18.09.2021 |
|
17.09.2021 |
Искусствоведение – наука, а я – миниучёный в ней
|
15.09.2021 |
|
14.09.2021 |
Что он есть такое – восторг художника?
|
13.09.2021 |
|
12.09.2021 |
Коль Астафьев нечестен политически, передаётся ль это на творчество?
|
11.09.2021 |
|
10.09.2021 |
|
09.09.2021 |
|
06.09.2021 |
Настаиваю на формуле импрессионизма
|
05.09.2021 |
Вещь, сделанная для самой себя
|
04.09.2021 |
|
<< 31|32|33|34|35|36|37|38|39|40 >> |
Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия
Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите
© 1999 "Русский переплет"