TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
-->
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад?

| Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?
Rambler's Top100
Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


29.09.2021
03:59

Щелчок мне по носу (о Перове и Чернышове)

    Смешно, что я прочёл и не понял этой фразы об ультракритически настроенном передвижнике Перове: "Как раз из совокупности, циклической последовательности . . .

27.09.2021
22:40

Пониматель

    Я понимаю Максима Кантора. Он художник, писатель, историк искусства и эссеист. И, казалось бы, не ему так ляпнуть: "Невозможно славить казарму как идеал . . .

27.09.2021
02:10

Мне посоветовали…

    Мне посоветовали почитать про Веласкеса у Максима Кантора… С чем я буду не согласен?.. . "Сказать, что изображенное истинно и отстаивает правду – значит уже . . .

26.09.2021
01:44

Трёп

    Вот трёп: "Вот спрошу вас: знаете вы о картине “Триумфы” Андреа Мантеньи, почти уверен, что никто из вас даже не представляет о наличие данного произведения — а . . .

23.09.2021
21:04

Попытка высосать?..

    Я прослушал совершенно замечательную лекцию Михаила Иванова “Протестантизм в искусстве” (https://www.youtube.com/watch?v=g6JtU8vYRsI). С прекраснейшим разбором вот этой картины: . . .

23.09.2021
09:28

Но какой соблазн!..

    Как-то я гулял по извивающейся набережной вдоль берега моря и думал, что могло навести предчеловека на начертание прямой линии. Где он мог прямую линию видеть . . .

22.09.2021
15:45

Я потом признаюсь, если окажусь не прав

    А пока… На меня такое накатило… Предслёзное… (Я, наверно, плача умру, если умирать буду в каком-то физически немучительном состоянии.) Обожаю ницшеанство за его . . .

21.09.2021
21:06

Блуждания мысли

    Сначала я было подумал воспользоваться мыслью Лыскова, что надо считать начало ХХ века в России Великой русской революцией 1905-1922 годов. В том смысле, что для . . .

20.09.2021
09:54

Власть тела над душой (об одном автопортрете Попкова)

    На днях я с возмущением послушал, как возмущался один инакомыслящий по поводу закона о просветительской деятельности. (Он введён в апреле этого года.) . . .

19.09.2021
21:32

Фишер – ловец душ несчастных

    Я сделал несколько попыток вычитать на русском языке где-то что-то осмысленное об этой скульптуре и не смог. Фишер. Большая глина № 4. 2015. Алюминий. Временное место . . .

18.09.2021
12:12

Нечистый Рейн

    Хочется порой большей сложности в преодолении материала. Кублановский Рейн в переводе с немецкого – чистый. . С чего начать? Теряюсь… Выгодно подвести к не . . .

17.09.2021
08:43

Искусствоведение – наука, а я – миниучёный в ней

    Возьмём высказывания безусловного авторитета в учёном мире, академика Мигдала, и сравним со мной.

    Мигдал:

    "…построения в физике требуют постоянного согласования с тем, что мы уже знаем об окружающем мире” (https://litvek.com/br/79073?p=31).

    Мне очень легко это делать теперь, в век электроники. У меня есть просветительский искусствоведческий сайт, http://art-otkrytie.narod.ru/ , в нём есть поиск по сайту и файл со списком всех авторов. Вот в последней статье, “Разоблачение Дали”, мне потребовалось подкрепись вывод о том, что последнее произведение Дали не является произведением художника, а является произведением иллюстратора. Я смутно помнил, что уже не раз доказывал это в своих прежних статьях. Надо оцифровать мою смутную память. – Я беру, перехожу в файл - список авторов, - кликая на активную букву “Д” на главной странице, нахожу Дали, вижу 7 статей, по очереди открываю каждую… А у меня в каждой вверху большими красными буквами написано или “Художественный смысл” или что-то другое со смыслом: прнкладной, иллюстративный, образный… И в моей системе ценностей первосортным является неприкладное искусство (общение между подсознаниями автора и восприемника по сокровенному поводу). Только его я наделяю художественным смыслом. Всё остальное искусство, прикладное, о, в общем-то, знаемом, выражающее, усиливающее осознаваемый замысел, имеет-де лишь эстетическую ценность. А если выражает очень уж ясными образами, то это вообще околоискусство. – Так вот. Открывая каждую статью о Дали, я мгновенно читаю, есть ли вверху красным слово “художественный” или нет. И мне сразу становится ясно, какого качества художник творил разбираемое в этой статье произведение. – Получилось в результате обзора всех семи статей, что только в одной я его наделил высшим качеством. – Теперь смог написать в новую статью слова, что он: “дурил людей”.

    .

    Мигдал:

    "Физическая теория - не логическое следствие из принятых аксиом, а здание, построенное на правдоподобных предположениях, которые предстоит проверить. Казалось бы, здание строится на шатких основаниях, но слабые звенья постоянно заменяются более крепкими, и здание делается все прочнее”.

    И у меня на сайте принято ничего не стирать. Если кто мне докажет (или если до меня самого дойдёт), что я ошибся в конкретно этом вот месте, я ставлю там большую красную звёздочку и делаю сноску, в которой ошибку признаю. На месте ошибки я красным же цветом делаю поправку. Иногда мне приходится ставить звёздочку в заглавие и в сноске писать, что вся статья ошибочная. А верный вариант находится по такому-то адресу.

    А что не логическое следствие у меня в статье играет главную роль, можно заметить по некоторому сумбуру изложения. Это из-за стиля “поток сознания”. Моя-то задача – определить, каким подсознательным идеалом вдохновлялся автор при создании произведения имярек. Ориентируюсь я по “тестовым” странностям, странностям на момент создания произведения. Для такой ориентации мне надо писать и чуять не втягиваюсь ли я в самообман, та ли это странность, что указывает на подсознательный идеал. Я веду себя, как амёба. Та высовывает ложноножку в каком-то направлении, чувствует, что там еды меньше, прячет её и высовывает в другом направлении другую ложноножку. – А я часто не стираю ложный ход мысли, просто перехожу к другой. Часто – противоположной, и та как раз потому оказывается попавшей в цель. Мне аж жалко тратить время на стирание прежней мысли – так меня тянет развивать новую. – Угадка это истины, а не логика.

    Правда, последнее больше относится к другому высказыванию Мигдала:

    "В главе “Как работают физики” будет много примеров того, как неуклонно приводит к цели метод проб и ошибок. Вы увидите, как мало было оснований для гениальной догадки де Бройля о волновых свойствах частиц: раз свет - и волна и частица, почему бы электрону тоже не быть сразу и частицей и волной! Или другой пример: уравнение Шрёдингера, блестяще объяснившее свойства атома еще до того, как смутные и тончайшие соображения привели к пониманию физического смысла волновой функции.

    Есть особая прелесть в этих поисках в потемках, где проводник - шестое чувство!”.

    .

    Ещё Мигдал:

    "Математик не может без негодования смотреть, “как физик суммирует бесконечные ряды, предполагая при этом, что два-три члена ряда дают хорошее приближение ко всему ряду, и вообще живет в царстве свободы, нарушая все “моральные нормы”. Но вместе с тем эффективность “колдовства” физиков… оставляет математика в состоянии немого изумления”…

    Результативность интуитивных методов физики объясняют слова, написанные на камине в доме Эйнштейна: “Господь Бог изощрен, но не злонамерен”. Экзотические ситуации, которые математик обязан предусмотреть, создавая строгое доказательство, редко встречаются в реальном мире - бесконечности и разрывы есть результат упрощенной или неудачной формулировки. Можно ожидать, что те же величины в более совершенной теории окажутся конечными и непрерывными при вещественных значениях переменных. И тогда возмущенный математик получит строгим путем часть уже известных физикам соотношений”.

    Что меня толкнуло писать упомянутую статью “Разоблачение Дали”? – Я читал восторженные слова, что Дали читал книгу о теории катастроф, восхищался ею. А написано это было по поводу последней картины Дали, очень сильно переживавшего смерть жены и вообще переставшего писать после этой картины и вскоре умершего.

    И меня озарило, что, раз Дали так в итоге опустился, то явно его восторги о теории катастроф приходились на время, предшествовавшее его душевном падению. То есть ласточкин хвост (графическое отображение какого-то вида катастроф), применённый им в последней картине-автопортрете для абриса своего лица, появился в его сознании раньше трагедии с его, Дали, душевным состоянием. То есть ласточкин хвост – иллюстрация, а не результат подсознательного идеала (скажем такого: всё ничто, если нет моей ЛИЧНОЙ ПОЛЬЗЫ {жены Галы}). – И я стал писать статью о том, что у настоящих художников (как и у физиков, видим) сперва случается вдохновение, а потом приходит математик и находит математическую основу того, что вдохновило художника (физика). А если последовательность обратная, то это не художник, а иллюстратор знаемого.

    .

    Мигдал:

    "Красота теории имеет в физике почти определяющее значение, делает недостоверные рассуждения достаточно убедительными, чтобы поставить эксперимент для проверки предположений”.

    Я не знаю, насколько красива мысль, что сперва у художников вдохновение чем-то неясным, требующим себя выразить (а как? неясное ж!), а потом приходит математик и вычисляет, какому именно соотношению соответствует золотое сечение или что-то иное, математическое. Я не знаю, красиво ли я поду мал, но слова Мигдала подвигли меня на проверку, когда именно Дали читал теорию катастроф и когда умерла Гала, его жена.

    Она умерла 10 июня 1982 г.

    А "В 1978 году, 26 мая Дали избирают иностранным членом Академии искусств Института Франции. Во вступительной речи он отметил значительное влияние “великого математика и тополога Рене Тона”, автора теории катастроф. “Это прекраснейшая в мире эстетическая теория, то есть я хочу сказать, что меня она заинтересовала главным образом с эстетической точки зрения, потому что каждая из катастроф, а он их насчитал шесть: параболическая точка округления, "ласточкин хвост " и т. п., - завораживала меня чисто эстетически, а его самого - по иным причинам...”.” (https://vuzlit.ru/534786/teoriya_katastrof_1979_1983).

    На минимум 4 года раньше. Эксперимент теорию подтвердил.

    Смешно, что и я, своём экстремизме, называю второсортное прикладное искусство имеющим эстетическую ценность. Когда каждая деталь содержит идею целого и сделано оказывается так, что кажется, что лучше нельзя.

    21 августа 2021 г.

15.09.2021
14:00

Разоблачение Дали

    Всё можно понять. Если не по себе, то по противоположности себе. Поэтому я начинаю с себя. Проникновение молодёжной контркультуры с Запада в СССР началось с 50-х . . .

14.09.2021
09:04

Что он есть такое – восторг художника?

    Он почти объективно существует. Смотрите, как его описывает Александр Якимович. Будто воочию видит: "Если вспомнить, как Толстой был недоверчив к власти, к . . .

13.09.2021
08:00

Разомнём тайну Замятина

    Я как-то в растерянности: радоваться, что революции в Западной Европе в 19 столетии как-то сбили Маркса с толку, и он не додумал, что массовое производство (которое . . .

12.09.2021
09:46

Коль Астафьев нечестен политически, передаётся ль это на творчество?

    Через несколько строк начала замечаю странность. Как можно, - в средней, думаю, полосе России, - быть и в сандалиях, и в пальто? Кто меня знает, знает, что я ищу . . .

11.09.2021
19:28

Мазохизм

    Я родился и долго прожил в провинции. Семья моя – низы в советском обществе. Сам СССР был с огромной отсталостью в гуманитарной области. Я не мог не вырасти с . . .

10.09.2021
07:33

Верю!

    Сперва я написал такой комментарий под статьей: "Я из разных теорий вывел, что стыдно художнику выражать радость жизни, ибо радость жизни получается выраженной . . .

09.09.2021
14:01

Я впечатлён

    Впечатлён я словами мультипликатора Юрия Норштейна: "Самое трудное в живописи – отказаться от выученного знания и вновь открыть в себе “неумение”… Будто и не . . .

06.09.2021
09:33

Настаиваю на формуле импрессионизма

    Формулы идеостилей существуют. Общепринята гармония низкого и высокого для Высокого Возрождения. Не общепринята формула, предложенная Якимовичем, для барокко – . . .

<< 21|22|23|24|25|26|27|28|29|30 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100