Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й С М Ы С Л
ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина
13.08.2021 |
Божков и Боже, зачем ты вернул в Россию салонное искусство?
|
12.08.2021 |
Антибиографизм. Продолжение о Наталье Пушкиной
|
11.08.2021 |
Арифметическая статья в области искусствоведения
|
10.08.2021 |
|
09.08.2021 |
|
08.08.2021 |
|
07.08.2021 |
|
06.08.2021 |
|
05.08.2021 |
Антибиографизм. (Против Старка и его версии, что Наталья Николаевна любила Пушкина)
|
04.08.2021 |
|
02.08.2021 |
|
01.08.2021 |
Что сильнее – хаос или порядок?
|
31.07.2021 |
|
30.07.2021 |
Куанг Хо останавливает внимание
|
29.07.2021 |
|
28.07.2021 |
Не леполи нам паки о Нестерове речи
Если спросить поисковик: “художник нестеров ницше”, - то кроме меня не найдётся ничего. И меня это коробит. И я подумал, не расширить ли мне перечисление тех отклонений, что позволил себе Нестеров относительно “Жития Преподобного Сергия Радонежского”. Открыл “Житие”, стал читать и наткнулся на соответствующие нестеровским картинам слова: "Страннолюбия не забывайте, ибо через него некоторые, не зная, оказали гостеприимство Ангелам” (Евр. 16:2). Батюшки-светы! – Чем не иномирие ницшеанское? Одно спасение – христианство само было по одержимости ницшеанским вначале: "Недаром греко-римская языческая власть называла первохристиан безбожниками. Истинный Бог “освобождал человека от морализма…”” (Бибихин. Новый ренессанс. М., 1998. С. 207). . А что странного было при явлении Троицы? " 1 И явился ему Господь у дубравы Мамре, когда он сидел при входе в шатер [свой], во время зноя дневного. 2 Он возвел очи свои и взглянул, и вот, три мужа стоят против него. Увидев, он побежал навстречу им от входа в шатер [свой] и поклонился до земли, 3 и сказал: Владыка! если я обрел благоволение пред очами Твоими, не пройди мимо раба Твоего; 4 и принесут немного воды, и омоют ноги ваши; и отдохните под сим деревом…” (Быт. 18). Странно то, что видит Авраам троих, а обращение его – в единственном числе: "Владыка!.. Твоими… пройди… Твоего”. Из-за чего так? По инерции повествователя из новеллы 1-й ("Господь”), почему-то передавшейся персонажу? Только в 3-й новелле это единственное число. И не сказать, что это из-за прямой речи. В 4-й новелле тоже прямая речь, а уже множественное число: "ваши… отдохните”. Но – всё можно верующему! Вседозволенность! . Итак, “Даёшь странность!” – общий девиз у первохристиан и ницшеанцев. А в нестеровское время ещё и осуждаемое церковью было и движение религиозного “ренессанса”, и дурная мода на мистику, на оккультизм. И не зря, потому что церковь в упадке. То есть мыслимо, что Нестеров с верой был в ссоре. А если и расписывал церковь, то вопреки вере. Ругали Нестерова за что-то явно соответствующее нигилизму: "Еще не в том беда, что он вечно все рисует скиты, схимников, монашескую жизнь и дела, это куда бы ни шло: что ж, когда у него такое призвание, но в том беда, что все это он рисует притворно, лженаивно, как-то по-фарисейски, напуская на себя какую-то неестественную деревянность в линиях, пейзажах и красках, что-то мертвенное и мумиобразное… Боже, сохрани нас. Подальше от этих пейзажей в виде сухих, тощих метелок, от красок, умышленно выцветших*, как старый замаранный ковер” (Стасов. http://art-nesterov.ru/durilin48.php). Это вот о чём. Нестеров. Видение отроку Варфоломею. 1889 - 1890. А есть на этой картине буквально сухие тощие метёлки? Есть. То есть Стасов даже прорелигиозность был согласен терпеть, но не… Интересно, что нравилась картина тем, кого мне пришлось назвать тоже ницшеанцами: Васнецову, Врубелю, Левитану, Сурикову, Куинджи. Ещё одно, в стиле модерн, проявление ницшеанства (мёртвость живого и как бы живость неживого, от столкновении противочувстий ведущее в метафизическое иномирие) хорошо видна в выборе, какому из этюдов Варфоломея Нестеров отдал предпочтение. Нестеров. Этюд Варфоломея. 1889. Фрагмент. Нестеров. Отрок Варфоломей. 1889. Этюд. Румянец жизни на щеках и руках художнику не понравился. Он остановился на некой мертвенности лица. Правда, рубашка, так и играющая цветом жизни, не перешла в картину. Зато там играют – аж до невероятности – блики на штанах. Более жутка мёртвость живого в другом варианте картины. Чтоб тут заиграли жизнью штанишки, пришлось сделать их в горошек. Чего никогда до того не бывало. Первая блузка в горошек сфотографирована в 1865 году. Но чтоб мужские штаны… А вот в таком варианте впервые есть промельк несовпадения отражения отражаемому. Хоть в принципе отражение темнее отражаемого, Нестеров этого не соблюдает. И до странности впечатления это не доводит. Большинство думает, что отражения и отражаемое соответствуют по цвету. Но вот крайняя правая голубая ель отражается не только гораздо более тёмной, но и гораздо более рослой. А дерево, через одно от этой ели, похоже, вообще не отражается. Ближайшая очередная огромная ель, окружённая рыжими деревцами, отражаются верно, но то, что следует за ними левее, уже вопрос, отражается ли вообще. Что это? Живописная небрежность, невнимательность или многозначительная странность, указание на подсознательный идеал бегства в метафизическое иномирие от Этой скучной, скучной и ещё раз скучной жизни (например, стандартов фабричных изделий эры индустриализации, что и породили реакцию в виде стиля модерн)? Здесь, чтоб противостоять какому-то мёртвому тону телесности и мальчика, и инока, тоже введено оживление на одежде: полосатые штаны у мальчика и узоры на ярко-синем облачении инока. Этот принцип оживляжа в пику цвету лица выдержан и тут. Нестеров. Отрок Варфоломей. 1889. Зачем-то полотенце перекинуто через плечо. Из десятков вариантов применения полотенца в христианской обрядности я смог выбрать только один, как-то подходящий к случаю "Свят муж, только пеленой обтереть, да в рай пустить” (https://k-istine.ru/base_faith/piety/peity_timonina.htm). Так и думается, что оно тут для того, чтоб его украсить – в пику мёртвости тела – цветами. Штаны тоже с цветами. В следующей картине о Сергии Радонежском Нестеров. Юность преподобного Сергия Радонежского. 1892-1897. я могу только одну странность найти, сигнализирующую о ницшеанстве автора: край картины срезает крест на “небольшой церкви”, как сказано в “Житии”, предшественнице Свято-Троицкого монастыря. Что это в картине сделано намерено, свидетельствует эскиз к ней. Нестеров. Юность преподобного Сергия. Эскиз. 1891. Тут крест ещё был весь. Правда мертвечине ничто не противоречит, чтоб уводить в метафизическое иномирие. Но, может, тут не катарсис (результат противочувствий) применён, а образ: цветом (никаким) – иномирие выражено… Что дело было ночью – то согласно “Житию”. (Невидимые бесы Сергия гнали с этого места.) И только в этой картине Нестеров. Юность Сергия. 1891. я не могу найти ничего ницшеанского. Даже красные краски есть на щеках, носу и губах этого лица. Раз на раз не приходится… – Если подсознательный идеал много раз находил своё воплощение, то, может, он “утомился” вдохновлять своего носителя, и тот без душевной самоотдачи сделал эту картину? Нестеров. Труды преподобного Сергия. Триптих. 1896-1897. Тут, собственно, то же. Даже краски заиграли немного. . Ну что, читатель! Натягиваю я иномирие? 14.07.2021 г. * - Ницше Неистовый Дон Кихот с серебряным щитом, а Нестеров трусоват. Из-за зыбкости всего тут. То есть Нестеров – не ницшеанец.- А что, если эта бледная немочь красок – от негативного взгляда на религию извне на неё. Не от сочувствия. А как Маркс: "Чем больше человек приписывает себя Богу, тем меньше он оставляет себе”. И Маркс же богоборец. Так и Ницше против христианства. Можно мыслить их союзниками по этому вопросу. И, если Нестеров в религии разочаровался, то и ему впору к этим двум присоединяться. Если и не осознано, то подсознанием. Вот какое место “Жития” Нестеров взялся иллюстрировать, так сказать? – То, что перед такими словами: "В этом трогательном единении двух душ — убеленнаго сединами старца и малаго отрока — их общая молитва, как чистый фимиам, восходила на небо и достигла престола Всевышняго… Старец заключил свою вдохновенную молитву священным словом: аминь, и бережно вынул из пазухи небольшой ковчежец. Открыв его, он взял оттуда тремя перстами малую частицу святой просфоры, и, благословляя ею Варфоломея, промолвил: “возьми сие, чадо, и снеждь; сие дается тебе в знамение благодати Божией и разумешя Святаго Писания. Не смотри на то, что частица св. хлеба так мала: велика сладость вкушения от нея”” ( https://skazki.rustih.ru/zhitie-prepodobnogo-sergiya-radonezhskogo/).То есть Нестеров изобразил момент ДО "вкушения”! То есть Варфоломей на картине – БЕЗ способности к учёбе грамоты. И вся картина есть пейзаж его души, больного: осень. А что осень, видно по васильками: они цветут, начиная с июня, ну и по желтизна больших массивов леса. Тогда как пафос подглавы “Научение свыше” главы II, “Благодатный отрок”, требовало изображения весны, а не осени. Ученье, наверно же, происходило прошлой зимой, целая зима и весна продемонстрировали неспособность Варфоломея учиться. Нет, изображена осень. Сам факт неумения учиться “выбран” сказителем “Жития” не зря, а для иллюстрации христианской мысли: "…что никакого успеха, никакого знания, никакой способности не должно приписывать себе, но единственно Богу” (Там же). Но в “Житии” такое можно, потому что там движется сюжет. А в живописи движения сюжета нет. Мыслимо подумать, что художник может это преодолеть, дав для глаза зрителя какое-то предвестье. Но Нестеров не стал такого делать. Ему нужна была беспомощность Варфоломея. А поскольку тут явно не романтизм (с его пейзажем души автора), то перед нами пейзаж души героя. Больного немошью. Как осень больна зимой. Другое дело, что это всё – дела инспирированные подсознательным идеалом бегства из Этого мира, где есть смерть (одного этого достаточно для полного разочарования). Но в сознании-то могло быть другое – особая приверженность религии, "затаенное, спрятанное от мира чувство непосредственного и прямого предстояния человека пред Богом – идеал иночества” (https://romanovs-russia.blogspot.com/2014/04/blog-post_3.html). Такое, осознаваемое, переживание требовало совсем другого набора красок. Нестеров. Тишина. 1888. Безумная красота мира есть образ самого Бога, пред которым предстоит в своих молитвах и думах глубоко верующий человек. Это было более адекватным переживанию смерти его жены в 1886 году, которое он отметил вещью вполне в традиционном, передвижническом стиле плача о народе. Нестеров. Невеста Христова. 1887. А потом – чуть отодвинув от передвижничества. Нестеров. Царевна. 1887. А уж как там у него в душе шевельнулось в итоге, что Бог всё-таки плохо с ним поступил и что заслуживает бунта, я не знаю. Но бунт произошёл. Впрочем, бунт против передвижнической темновидной живописи у него произошёл ещё раньше. Нестеров. Домик в Уфе. 1884. 19.07.2021.
|
27.07.2021 |
|
26.07.2021 |
|
25.07.2021 |
|
24.07.2021 |
В чём сходство между художественной фотографией и живописью
|
<< 31|32|33|34|35|36|37|38|39|40 >> |
Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия
Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите
© 1999 "Русский переплет"