TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
-->
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад?

| Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?
Rambler's Top100
Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


21.01.2021
22:36

Экстраординарное в фильме «Седьмое небо» 1971 года

    Дилижан, лирическое вступление Когда-то, лет 60 назад, я время измерял от отпуска до отпуска. А отпуска знаменовались, каждый, своей женщиной. Дома не только некуда . . .

20.01.2021
15:47

Написал (о Пуссене), но сомнение грызёт

    Где-то прочёл я, что “Пейзаж с Геркулесом и Какусом” есть пейзаж героический. Что интуитивно признаёшь верным. Наверно, из-за скалистости горы-защитницы от . . .

19.01.2021
13:28

Зачем Пуссен преувеличил рост Геркулеса или Ошибки Кургиняна и Пуссена

    Что сказал 10 декабря Кургинян? "…кто суверен? Либо суверен монарх, как это было в условиях монорелигиозного государства. Либо суверен народ. Да?... Если народ . . .

18.01.2021
13:41

Лживые бравуры из-за 110-летия выставки «Бубновый валет»

    Лживые в виду верных слов таких: "…все авангардные течения искусства ХХ века апеллировали к мрачным, драматическим, негативным переживаниям и чувствам” . . .

16.01.2021
18:42

Метаморфозы великого художника Бирштадта

    Начну с исповеди по поводу таких вот репродукций, при всей красоте содержащих, на мой взгляд, что-то пугающее. Бирштадт. Гроза в Скалистых горах. 1859. Бирштадт. На . . .

15.01.2021
14:28

Продолжаю серию разоблачений про подмену интернет-ресурсом искусствоведения развлекаловкой

    Меня глубоко пронзило разоблачение Никитой Михалковым желания Грефа оглупить народ России, чтоб им было легче управлять: лишить глубокого образования. Ещё меня . . .

14.01.2021
18:32

Нет! «Летний день» Герасимова не печаль

    Не печаль, хоть там и есть следы “слёз” природы, дождя, на стекле окна. Герасимов. Летний день. 1950. Холст, масло. Как нет печали и в картине, насмешливо названной . . .

12.01.2021
16:16

С какой точки зрения лучше смотреть на живопись

    Мне понравились такие вот картины Кульбина. Предваряя будущее повествование, тут же скажу: это ж смелость надо иметь - нарисовать в общем жёлтый песок… синим. И не . . .

10.01.2021
15:27

Ни в зуб ногой

    Ну вот я и почитал вещь, про которую не понимаю, что она значит – рассказ “Мгла" (1904) Бориса Зайцева. Я недавно разбирался с другим рассказом его же и того же года . . .

09.01.2021
10:56

Почему все врут про «Чёрный квадрат» или Один сержант в ногу – я

    Наткнулся в Яндекс-Дзене на канал “Tallir Art Historian". Человек толкует о ценности “Чёрного квадрата” (1915) Малевича. И всё – мимо сути. (Одно только было бы не мимо – . . .

07.01.2021
13:12

Вот, у кого в интернете на их улице праздник – у кидал народа

    Некий “Жизнь в обрамлении” (8813 подписчиков) написал статью про васнецовскую “Алёнушку”. Васнецов. Алёнушка. 1881. Фрагмент. Так что она изначально называлась . . .

06.01.2021
19:23

Кульбиты Кульбина

    "Мальчик и туда, и сюда, в результате никуда”, - так меня, отставшего в любовных делах юношу, определила одна тёртая, наверно, и опытная женщина, подруга той, за . . .

04.01.2021
18:58

Любовь к мысли

    Где-то когда-то я вычитал, что представители первобытных племен от малейшего раздражения, выводящего их из дремоты, стараются исчезнуть. Могут сидеть часами . . .

03.01.2021
17:13

О пользе догматизма в искусствоведении

    Художники в принципе амбициозны. И даже не потому, что умеют то, чего не умеют другие. А потому, что даже видят не так, как другие. И язык у них получается не такой, . . .

01.01.2021
13:31

Добром добра не будет – только через зло!

    Попытка медленного чтения рассказа “Сон” (1904) Бориса Зайцева.

    Ну чем, смотрите, не воспевание вот этого и тут мига ("был четвертый час дня – в июне, при слегка склоняющемся к горизонту желто-раскаленном солнце”)?

    "Пройдя в свои две комнаты, Песковский не раздеваясь сел на подоконник и растворил окошко.

    В комнату поплыл тихий, слабый и радостный воздух. Ровное болото было перед глазами, а на горизонте проступал кольцом лес. Сплошь до него по болоту росли странные нежно-белые цветочки, и от ветерка, ходившего под золотистым млеющим небом, цветочки гнулись волнами покорно и кротко и как будто тихо звенели в тон светлому небу с бесплотными тающими облачками. Комары, золотясь на солнце, реяли зигзагами; откуда-то летел тонкий пух. Бекас жалобно блеял в вышине.

    Песковский устало глядел перед собой; потом улыбнулся.

    Этот тихий, странно звучащий, нежно пахнущий и колеблющийся мир показался для него чем-то совсем новым, невиданным и неожиданным – будто высота трепетала в хрустальных, тонких и хрупких, созвучиях”.

    У меня заноза с импрессионизмом в живописи. Не то, чтоб я был заносящимся человеком, но у меня появилась претензия, подтвердившаяся, на мой взгляд, в десятках случаев с десятком, наверно, живописцев грани 19 и 20 столетий. Те, мол, ощутили несчастность этой колоссально ускорившейся жизни (Моне голодал – лучший пример), но не пали духом, а саму эту жизненную ничтожность, если не прямую несчастность, воспели, выразив саму эту вибрацию скорости.

    Я повторяю: десятки тогдашних картин и имён мне это подтвердили.

    И я возмечтал, чтоб не называли импрессионизмом изображение мгновенности в изменчивости БЕЗ мизерности.

    Но я никогда не знал, что есть импрессионизм в литературе. И вдруг читаю у В. Маркова, что был и что Борис Зайцев его представил.

    Учёные же так всё путают про “измы” того времени (символизм = или ≠ декадентство = или ≠ импрессионизм), что "противоречивые и запутанные подробности этого процесса способны довести историка до отчаяния” (В. Марков).

    А тут я со своей жаждой мышления формулами.

    Выданная Зайцевым "полусонная безбрежная жизнь” годилась бы в формулу импрессионизма: “хвала абы какой жизни”. Но. Она как раз противопоставлена низменной абы какой деятельности:

    "Там, вдали, где в таком же домике, что и у него, жил и работал его товарищ, шла и бурлила жизнь, видно было, как маленькие, покорные и замученные человечки аккуратно складывали черно-бурые четырехугольники из торфа, как катали они свои тачки по проложенным дорожкой дощечкам; там валялись грудами безобразные вывороченные корни, пыхтели в красных будочках машины и дым из них вился темными кольцами. Песковский же не жил и не работал: он лежал, бродил, слушал шелест трав, дышал воздухом и прозябал без дум, волнений и забот”.

    Значит, я в который раз натыкаюсь, на извращение понятия импрессионизм? Перед нами пробуддизм какой-то, идеал малочувствия?

    "Сидя по утрам в чуть туманные, розоватые дни, когда воздух неясно-тонок и дрожащ, над далями болота стоит дышащий, серебристый пap, когда нежней и таинственней звон цветочков на болоте и неяркое, бледно-красное солнце стоит невысоко, Песковский забывал о времени, не чувствовал тяжести тела и просиживал часами на крыльце своего домика. Мир истончался тогда для него, все вокруг обращалось в неясное, дымчато-розоватое реяние, точно все было завешено легкими, колыхающимися, смягчавшими контуры пеленами.

    Ветер тихо веял в лицо, и хотелось навсегда уйти в неизведанные глуби лесов, млевших на горизонте, казавшихся такими призрачными, фантастическими, манящими”.

    И фамилия героя соответствующая – как песочные часы: ничто не влияет.

    Или нет тут безразличия? Сплошное удовольствие. Как рай на земле. Сбывшееся благое сверхбудущее, поданное “в лоб”.

    "К вечеру, в тихий час заката, в теплом пламени солнца стояли на небе нежно-хрустальные, с фиолетовым, облака, то разлетавшиеся крупными музыкальными массами, то свивавшиеся в длинные тонкие воронки. Тогда казалось, что благовонные светлые потоки, реки дивных лучей истекают с этого безмерного неба и обвевают все здесь внизу – все, внимающее с благоговением и трепетом этим облакам и лучам. Повсюду вокруг себя и за собой чувствовал Песковский тогда таинственные тихокрылые дуновения, как будто все было наполнено невидимыми и бесплотными существами, будто Бог стоял везде вокруг, куда ни глянь”.

    Наивный символизм, как у Пюви де Шаванна…

    Пюви де Шаванн. Воздушный шар. 1870.

    Только отставший на 34 года?

    Э, нет…

    "А там, глубоко внизу, ниже мха и корней трав, – Песковский чувствовал – лежит этот тысячевековой, рыхлый и жуткий пласт, глухой и безглазый, что принял в себя, подверг тлению и изрыхлил бессчетные мириады цветов, трав, лесов, кольцом толпящихся вдали. На само небо дерзнул бы он, если б имел власть. И дымчатые дали, бледно-розовые цветочки, струящийся и колеблющийся воздух казались легким, лживым миражом, случайной игрой тонов, нежной мечтой, взросшей над страшной и непонятной глубью Неведомого. Прислушиваясь к тихой и таинственной подземной жизни, Песковский чувствовал, что и он сам, и все, что цветет в нем стихийно и бездумно, – как на болоте эти бледные цветы-призраки, – что все это сдунется тоже стихийным, тоже недумающим, и кроткие, беззлобные и наивные мечты его безвозвратно сгинут и перейдут в глухую, незримую пыль, что без остатка развеется по сторонам”.

    Формула (уж простите меня) зрелого символизма подобна пословице: не согрешишь – не покаешься, не покаешься – не спасёшься.

    Наступила предосень.

    "Выпали дни полной, загадочной тиши. Целый день легкие серебристо-серые облака стерегли болото, вглядываясь в заснувшие травы, а к вечеру лицо их мутнело, хмурилось, и вниз падала мертвенная тень. Потом тихо, чуть заметно выпадал дождь. Казалось, тонкие капли его, бороздившие воздух, не весили и сползали вниз с неба неизвестно зачем. Песковский, сидя дома перед раскрытым окошком, часами слушал сонный лепет, полузаглушенный монотонный звон капель, – и небо, все темневшее, пухнувшее и по-прежнему молчаливое, распростершееся над ним и побледневшим, замершим болотом, небо, славшее такой робкий и странный дождь, казалось таинственным, зловеще-мистичным. Пустота слоем стояла над болотом, и в ней, – тихие и страшные, – шуршали капельки дождика. А к вечеру все это закутывалось в неясные, висящие, беззвучные туманы”.

    Болото загорелось.

    "Вблизи у пожара было еще тише – тем особенным беззвучием, которое слышно даже сквозь нарушающие его звуки. Торф, высохший мох и стебельки неизвестных трав тлели покорно и умирали рядами, как и рождались в свое время; порывы ветерка разливали новые и новые пятна тления, расползавшиеся, как масло на бумаге; и это легкое потрескиванье засохших трав, бледные, шипящие язычки пламени, вспыхивавшие временами, когда загоралась сухенькая елочка, – все эти посторонние и случайные шорохи не позволяли забывать о главнейшем, что без воли и без желания совершалось в глуби. Несколько раз Песковский расковыривал сучьями торф далеко от поверхности, и всякий раз удушливый сизый дымок вился изнутри, как будто затлела сама земля, произведшая на свет Песковского…”.

    Я чего не понимаю: почему вещь называется “Сон”?

    "Уезжая, он знал, что скоро, быть может, всего через несколько дней, все, что он полюбил здесь за время своей отшельнической жизни, превратится в черную дымящуюся корку, которая тоже развеется пылью на все четыре стороны.

    Но что-то, – подслушанное и подсмотренное здесь, впитавшееся и ставшее частью его существа, легко звенящее и веющее, как ветерки и цветочки тогда, ранним летом, – оцепляло его с головы до пят. Как будто сердце его навсегда оделось в волшебные, светло-золотистые, легкотканые одежды и стало неуязвимым”.

    Сверхбудущее чует?

    "Отъехав с версту, Песковский оглянулся: дым белел на том месте, где стояло его жилище, а много выше, на неясном, молочно-розоватом небе, стояло круглое, оранжевое в радужном ореоле солнце”.

    Говорите мне после этого, что формулы немыслимы в науке об искусстве.

    Или напомните мне, что объяснить, почему рассказ называется “Сон”, я не смог, так и молчать должен о формулах в науке об искусстве.

     

    Впрочем, через два дня я догадался, зачем рассказ назван “Сон”. Гулял и само вдруг в голову пришло ниоткуда.

    Рассказ против наивного символизма шаванновского типа.

    Вы посмотрите на ту репродукцию. – На дату посмотрите. – Это время разгромной для Франции войны с Германией. Вот Пюви де Шаванн и дал картину, исполняющую компенсаторную функцию. Не испытательную, главную для неприкладного искусства. То есть Шаванн дал произведение прикладного искусства.

    Если к правде святой

    Мир дороги найти не умеет —

    Честь безумцу, который навеет

    Человечеству сон золотой!

    Зайцев своим рассказом возразил: “Добром добра не будет – только через зло!”

    А издано в 1904 году. В феврале того года началась Русско-Японская война и через год начнётся первая русская революция. Если рассказ сочинялся до начала войны или даже в самом начале её, когда: "Внезапная атака японского флота на русские корабли в Чемульпо и в Порт-Артуре и последовавшее объявление войны вызывали патриотический подъём. Провозглашение царского манифеста о начале войны сопровождалось многочисленными демонстрациями, не только в столицах, но и в губернских городах” (https://histerl.ru/periudi_istorii/russko-iaponskaia_voina/pervaya-russkaya-revolyuciya.htm#i), то можно даже заподозрить Зайцева реалистом. Он, мол, чует то, чего ещё никто не чует.

    28 ноября 2020 г.

     

31.12.2020
14:20

3 Соломон Воложин Что вы прочли в стихах – не то, что хотел сказать поэт, если вы знаток и если произведение – неприкладного искусства

    Вот – одно из стихотворений серии “Багряный пир зари”, которая была опубликована в журнале “Золотое руно” (№ 2, 1908) . Расстегни свои застежки и завязки развяжи . . .

30.12.2020
13:26

Какой Гитлер художник

    Я должен начать издалека. Моя дочка в школе плохо относилась к литературе. Кончала она школу уже при реставрации капитализма, то есть после гласности. Помнится, я . . .

29.12.2020
13:19

Результат разговоров с рисующим

    Рисующий – Святослав Котельников. Разговоры – по интернету. Есть вариант, что всё – закономерно. Тогда и случайности – тоже закономерны. И вот так случилось, . . .

27.12.2020
16:09

Опять эта из «Оборонсервиса», теперь уже академик РАХ

    Я об её стихотворения уже зубы ломал (см. тут). Жаловался, что нет учебников по признакам графомании. А с живописью ж совсем беда – там измов (примитивизм, . . .

26.12.2020
20:41

Рассуждение о Грозном – простое

    Уже не помню, когда это было… Возможно, когда актуальны были мысли Новодворской о целесообразности раздела России на множество государств…. Тележурналист . . .

<< 31|32|33|34|35|36|37|38|39|40 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100