TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
-->
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад?

| Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?
Rambler's Top100
Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


24.12.2020
10:14

Люблю я макароны, а моя невеста их не любит… Люблю я углубляться, а не мои читатели не любят…

    А ещё не любят не мои читатели отправляться по ссылкам на мои статьи, - ссылки, которые я люблю делать, не любя повторяться и строя, в итоге, карточный домик . . .

22.12.2020
22:09

Как Маяковский себя клял

     

    Я понимаю, что область искусствоведения пограничье между наукой и искусством, а раз искусство близко, то нечего хотеть логичного изложения мыслей. И всё же я – хочу. И потому берусь пересказать читаемое у искусствоведов более логично.

    Меня заинтересовало, что такое “сдвиг” в живописи, откуда – я прочёл – его футуристы двинули в литературу:

    "Отдельные понятия, введенные футуристами в литературную полемику, были заимствованы из живописи (сдвиг, фактура)” (Марков. История Русского футуризма. С.-Пб., 2017. С. 9).

    Вообще-то про литературу это ерунда.

    "Сдвиг можно назвать “омонимией словосочетаний”: он возникает в тех случаях, когда в одной звуковой последовательности могут быть распознаны два разных ряда слов (например: ряда слов и ряд ослов), за счет чего происходит “лексическая деформация фразы”…

    Например, еще Г. Р. Державин в хвалебной эпиграмме на Багратиона использовал дефис как графический сигнал, как знак сдвига:

    О как велик, велик На-поле-он!

    Он хитр, и быстр, и тверд во брани;

    Но дрогнул, как к нему простер в бой длани

    С штыком Бог-рати-он” (Википедия).

    Хорошо сказано:

    "…мастерство для поэта означает – думать ухом, а не головой”.

    Я понимаю так, что сдвигов (как штуковин неосознаваемых, ибо стихи пишешь) поэты боялись. Ах так! – решили футуристы. – Так мы, наоборот, сделаем это своим приёмом. И живопись им для этого нужна не была.

    Но, допустим, Маяковский, умевший довольно здорово рисовать, таки пасся в живописных сдвигах. Что это?

    При поиске я наткнулся на слово “сдвиг” в анализе литературоведом книги Маяковского “Я!” (1913), которая не просто литература, а литература в связи с иллюстрациями в ней.

    Искомое слово в связи с изображением я нашёл в тексте, Find-ом спросив: “сдви”, - и игнорируя показы, когда речь идёт о литературе.

    Чтоб тот текст понимать, пришлось искать в поисковике: “vagabond стиль одежды”. И оказалось, vagabond это по-шведски бродяга. Именно перевод важен, а не обувь этого стиля в конце ХХ века, имел в виду нынешний литературовед, подбираясь к портрету Маяковского в указанной книге, выполненному Шехтелем.

    Шехтель. Маяковский. 1913.

    Шведское слово понадобилось литературоведу, чтоб применить к Маяковскому словосочетание: "Байроновский поэт-корсар” (Павел Родькин. http://www.prdesign.ru/text/2015/futurbookshift.html).

    Так я подумал, что, если понимать Родькина ассоциативно, то к изображению СДВИГ имеет большее отношенне не из-за бандитской сдвинутости шляпы на брови ("Байроновский поэт-корсар, сдвинутая на брови широкополая чёрная шляпа…”), а из-за выдвинутости шляпы, волос и шеи за рамку. – Всё-де – против правил! "Графическая рамка есть, но она разрушается”. Как и пристало бродягам, корсарам, хулиганам и т.п. То есть я воспринимаю телепатию не совсем логичного текста Родькина так: сдвиг это нарушение принятого.

    Как изобразительно применил Маяковский сдвиг в этой своей книге?

    Во-первых, в обложке (именно её нарисовал он). – Её он, наверно, делал в последнюю очередь. Портрет Шехтеля, наверно, уже был готов. Маяковский заметил, что Шехтель ему рамкой отрубил голову по шее. А Маяковский чувствовал себя предателем революции (см. тут). Достойным гильотнирования. Ладно – повешения, раз гильотины теперь не в ходу. Теперь в ходу было повешение революционеров. Столыпинский галстук – вошло в оборот такое словосочетание. Маяковский же, предав революцию ради искусства, носил на шее бабочку. Вот он и решил на обложке нарисовать свою шею с бабочкой. Этакий изобразительный сдвиг от Шехтеля к себе. – Страницы-то – соседи.

    Маяковский. Обложка книги “Я!”. 1913.

    Нечто над чёрной кляксой-бабочкой – это, наверно, мочка уха, а ещё виден подбородок и кусок носа.

    Весь описанный ход мыслей Маяковского, претендую, есть ход “мыслей” в подсознании Маяковского, имеющем в виду соотношение “я”-предателя-революции и казни “я” ею, революцией (восклицательным знаком).

    Сам портрет Шехтеля, расположенный:

    "…на одном развороте с текстом стихотворения “Я (По мостовой…)”. Первоначальный визуальный облик стихотворения [Выи в центре и вые в конце]

    дает значительно более полное представление о замысле создателя, чем поздние стандартные книжные версии. Внимание явно заостряется… на образе “повешенных городов”, причем повешенных за “выи” (шеи): “кривые — Выи — Города= вые”" (Там же), -

    портрет навёл, наверно, самого Шехтеля на мысль сделать сдвиг от “вый” текста к обрубанию портрета Маяковского по шее, какого до тех пор в готовых портретах не бывало:

    "На портрете человек может быть изображен по грудь, по пояс, по бедра, по колени, в полный рост” (https://www.art-spb.ru/article/219).

    Какие “по шею” известны, созданы после Шехтеля.

    Шехтель какой-то интуицией, можно подумать, понял некий антисдвиг (я его выделю шрифтом), -

     

    По мостовой

    моей души изъезженной

    шаги помешанных

    вьют жестких фраз пяты.

    Где города

    повешены

    и в петле о́блака

    застыли

    башен

    кривые выи –

    иду

    один рыдать,

    что перекрестком

    ра́спяты

    городовые.

    понял, что лирическое “я” рыдает не по казнённым (скоро наступящей революцией, кем же ещё?) городовым, а по себе, достойном этой (революционной) казни.

    Слово “понял” для Шехтеля, в первом приближении, сто`ит взять в кавычки, ибо это подсознание его поняло, что у Маяковского совесть перед революцией не чиста. Вот Шехтель и отрезал в портрете Маяковского голову портретируемого рамкой, будучи сам в последней глубине души за обновление от окружающей пошлости, и таким же считая и Маяковсного в последней глубине того, раз он ТАК мучается ("По мостовой / моей души изъезженной”), что сами стихотворные строчки разрушил.

    Радикализм Маяковского-художника – нарисовать себя шеей во времена столыпинских галстуков – соответствует типу идеала трагического героизма. Причём идеалу, находящемуся в ранге подсознательного, раз сознание разрешило изобразить такую необычность. Но вот таков же ли радикализм Шехтеля, обрубившего рамкой у портретируемого то и то и то?

    Я думаю, что нет, что Шехтель не дотягивает ранга подсознательного идеала. Он просто раб изображаемого характера, пусть и сокровенного – трагического героизма.

    Очень подходит для угадки и умения выразить сокровенное в характере цитата из Симонова, противопоставляющая неосознаваемое старое и новое:

    "К подсознанию мы относим и такие проявления интуиции, которые не связаны с порождением новой информации, но предполагают лишь использование ранее накопленного опыта. Когда знаменитый клиницист, мельком взглянув на больного, ставит правильный диагноз, он нередко сам не может объяснить, какие именно внешние признаки болезни побудили его придти именно к такому заключению” (http://www.isra-trainings.com/articles/holo/consciousness.html).

    Идеал трагического героизма не нов на планете Земля. Они, типы подсознательных идеалов, вообще очень малочисленны и повторяются в веках в одном и том же порядке. После схода со сцены современности каждый оказывается осознанным искусствоведами. Так точно такого же типа идеал был у Микеланджело того этапа творчества, когда он ну очень применял деформацию изображаемого. Даже недовырубленные лица в его мраморах были.

    (Чем не аналог галстука-бабочки вместо облика Маяковского?) Повторяю, тип идеала трагического героизма Шехтель не открыл. Тот объективно был, неведомо для сознания портретируемого в портретируемом, как болезнь у того пациента в примере Симонова. Талант Шехтеля в умении его увидеть и найти средства его выразить – ультранеобычностью обрезания изображённого рамкой. Шехтель, может, и сам не осознал, ЧТО он выражает. (Я тут смею от примера Симонова немного отступить. Врач не осознаёт, по каким симптомам он диагноз ставит. Надо б было, чтоб Симонов написал не про диагноз, а про лекарство.) Подсознательное у Шехтеля есть. Но это не его подсознательный идеал. Он просто, как в трансе, совершил соответствие портрета сути портретируемого, этой сути, да и того, как он её выразил, не осознавая.

    Я это знаю по себе. Когда-то в юности я нарисовал свою мать.

    Да, я слышал от неё жалобы, что она, рождённая в мае, всю жизнь мается. (Мужа в войну она лишилась, и больше замуж не вышла, чтоб мне не было душевно хуже, а жили мы ультрабедно.) Но я благополучно вырос, стал на ноги и пропускал мимо ушей её сентенции, что жизнь - это страдание. И лишь когда она умерла (через два десятка лет после того, как я её нарисовал), и лицо её - всегда красивое - исказила гримаса обиды (обиды на жизнь - подумал я), мой двоюродный брат обратил моё внимание, что я угадал и выразил её душу в своём рисунке, чему я очень удивился.

    Шехтель не был таким глубоким, как Маяковский. Его возмущало окружающее мещанство, серость, безликость, скука.

    Шехтель. Толпа. 1910- годы.

    Он брал и “в лоб” лишал этих неприятных людей лиц. И лошадок их детей лишал морд.

    Подсознательный идеал тут не чувствуется. Просто род изосатиры. Одно сознание принимало участие в замысле такого произведения.

    19 ноября 2020 г.

21.12.2020
14:08

Большинство не манит глубина

    Автобиографическое начало этой статьи не должно обманывать, она о том, как глубок был Пушкин даже в юности. А автобиографическое – просто введение в то, как манит . . .

20.12.2020
18:57

Маяковский против Ленина и...

    Маяковский был всё время по какому-нибудь поводу против советской власти. В поэме “150000000” (1919 – 1920): "Маяковский, исповедовавший анархистские взгляды, . . .

19.12.2020
14:10

Близко к святотатству, но логика требует

    Для веселия планета наша мало оборудована. Маяковский. Потому так творил Нестеров, почему Маяковский в эпиграфе, мною выбранном, написал. На такое . . .

17.12.2020
20:54

Тревожность

    Я понимаю Боголюбова (фильм “Мелодия на два голоса” – 1980). Зачем такое тревожное небо? – Затем, что надо дразнить зрителя. Речь же о молодых. А у тех – будущее. А . . .

16.12.2020
12:31

Ревелиоти больше, чем Айвазовский

    Я как чувствовал… Reveli с итальянского – это веселиться. Уж и не помню, сколько десятилетий, как я стал не переносить смехачей на эстраде. Как стал этот кошмар . . .

15.12.2020
13:41

Непритязательность и Первый Концерт Чайковского для фортепиано с оркестром

    Я остался без отца в войну, хоть он был белобилетчик из-за порока сердца. Он умер от тифа, не отказавшись от командировки в заразный район. И только тогда, как по мне, . . .

14.12.2020
15:59

Невежество как инструмент проверки художественного смысла

    Уважаемый читатель! Я являюсь самодеятельным искусствоведом. У меня нет официального искусствоведческого образования. Только самообразование, . . .

12.12.2020
20:15

И всё-таки она вертится!

    Мне случалось начинать писать статью о художнике, совершенно не представляя, что я могу толкового сказать о нём, о конкретной его работе. В худшем случае статья не . . .

08.12.2020
17:27

Муки толкователя живописи

    Я не обычный толкователь живописи, а обременённый с миру по нитке собранными теориями. Самое страшное – они друг с другом сопряжены. И каждую очередную картину . . .

06.12.2020
21:35

Во славу застоя, так называемого

    Через 40 лет после выхода фильма Боголюбова и Полока “Мелодия на два голоса” (1980), показанного на днях по ТВ, становится ясно, что он отвечал социальному заказу . . .

05.12.2020
23:49

В начале ХХ века были неоклассицисты! (В порядке самообразования)

    Так их назвали, по крайней мере. Яковлев. Портрет Р. Монтенегро. 1915. Фрагмент. Холст, темпера, графитный карандаш, гуашь. Графитные карандаши бывают разных цветов . . .

04.12.2020
20:27

Про забытого Бориса Григорьева

    Большевики в 1930-е годы написали об удравшем в эмиграцию Григорьеве: "Попробовав… изобразить “Расею”, он дал ее в искажении садистической, звериной гримасы”” . . .

03.12.2020
21:28

А диссиденты жили и тужили…

    Один сюжет и пять слов из полвека назад читанных газет мне вспомнились при взгляде на, пишут, самый лучший пейзаж в парижском издании Лапина “Сокровища русской . . .

02.12.2020
15:27

Жуть: пишу статью по заданию

    Язвительный человек мне предложил: “Померьте, пожалуйста, две духовности: “Стул ван Гога и Автопортрет Шилова”!” Я было отказался, дескать, наитие должно найти, . . .

01.12.2020
13:28

Возражения коллеге «Ника и музеи» из Яндекс-зена

    Её слова я буду писать курсивом, а свои прямым шрифтом. "…он [Сезанн] стремился к фундаментальности и исследованию формы”. Но является ли фундаментальностью и . . .

29.11.2020
19:07

Картина Крамского «Русалки», мистика и оболванивание россиян

    Крамской был из передвижников. А те прославились плачем о несчастном народе, освобождённом от крепостничества без земли. То есть это было прикладное искусство . . .

28.11.2020
14:31

Если б директором Третьяковской галереи был я…

    Вспомнилось, как я писал первую статью. Именно статью, потому что до того я годами понемногу писал книгу. Книгу я намеревался попробовать издать и потому . . .

27.11.2020
23:34

Против трёпа

    Наткнулся на такие слова: "Владимир Вейсберг [1924 – 1985] – художник традиции, его творчество связано строгими правилами классической живописи, его единственной . . .

<< 41|42|43|44|45|46|47|48|49|50 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100