TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


24.12.2020
10:14

Люблю я макароны, а моя невеста их не любит… Люблю я углубляться, а не мои читатели не любят…

    А ещё не любят не мои читатели отправляться по ссылкам на мои статьи, - ссылки, которые я люблю делать, не любя повторяться и строя, в итоге, карточный домик . . .

22.12.2020
22:09

Как Маяковский себя клял

    Я понимаю, что область искусствоведения пограничье между наукой и искусством, а раз искусство близко, то нечего хотеть логичного изложения мыслей. И всё же я – . . .

21.12.2020
14:08

Большинство не манит глубина

    Автобиографическое начало этой статьи не должно обманывать, она о том, как глубок был Пушкин даже в юности. А автобиографическое – просто введение в то, как манит . . .

20.12.2020
18:57

Маяковский против Ленина и...

    Маяковский был всё время по какому-нибудь поводу против советской власти. В поэме “150000000” (1919 – 1920): "Маяковский, исповедовавший анархистские взгляды, . . .

19.12.2020
14:10

Близко к святотатству, но логика требует

     

    Для веселия

    планета наша

    мало оборудована.

    Маяковский.

    Потому так творил Нестеров, почему Маяковский в эпиграфе, мною выбранном, написал. На такое обстоятельство на планете на грани веков можно прореагировать, в общем-то, двояким образом: 1) творчески побежать изо всех сил к благому для всех идеалу (к коммунизму-анархии), как сделал Маяковский футуризмом (и другие русские авангардисты) – в ненависти на символизм, лялякающий о сверхбудущей достижительности благого идеала для всех и 2) творчески убежать вообще вон из Этого мира в метафизическое и принципиально недостижимое метафизическое иномирие, радость от которого только умение дать ему образ – в виде принципиальной недостижительности, веками, по Нестерову, царствующей в России.

    (Так Нестеров ещё мало деформировал действительность, по сравнению с другими русскими, зря называемыми авангардистами, ибо какой же авангард ведёт к иномирию. За сравнительно малую деформацию принципиально и было возможно людям ошибаться и думать про Нестерова, что он в творчестве символист или верующий православный. Про другого, мало деформирующего, Чехова, ошибочно думали, что он – критический реалист.)

    Так Чехов хоть чахоткой болел. Она тогда была неизлечима. А Нестеров… Мёрли его жёны и дети, и раз бросил он семью с детьми, и не складывалась семейная жизнь с другими, очень его любившими. – Ну нет на Этом свете счастья и всё! Бог умер, - как сказал Ницше. Царит на Этом свете Зло. И посылает иногда мистические знаки. Например, на свадьбе Нестерова (первой и против воли отца) был доктор, и он с неё ушёл к роженице, и не успел, и она умерла, как умерла при родах впоследствии и первая жена Нестерова. Православный так не посмел бы думать. И символист, не христиански исповедующий благое для всех сверхбудущее, - тоже. Символизм не зря был не христианский, а потому, что очень уж церковь себя опозорила к тому времени – догматизмом на фоне победительной науки. Бунтари мечтали об обновлении церкви, а та их преследовала. Но все они не думали, что царит – Зло. А оно – царило. И бегство было – только в иномирие.

    И образом его в главном произведении Нестерова “Видение отроку Варфоломею” (1889-1890) является многочисленные куски холодного тона в, казалось бы, тёплой религиозной картине. Не та, мол, Россия страна, где тепло, даже когда тепло.

    Нестеров. Видение отроку Варфоломею. 1889 – 1890.

    "Почти все цвета, используемые художником для ее написания, - солнечные и радостные: желтый, оранжевый, зеленый, коричневый, охра” (http://fb.ru/article/160073/istoriya-i-opisanie-kartinyi-videnie-otroku-varfolomeyu-nesterova).

    Ну-с. Довольно много нарисовано и холодным цветом: голубой просвет в сплошной высокой облачности (от желтизны, что ли, она кажется высокой?). Затем: два синих купола церкви (они, правда, маленькие), все ели (оттого, что ли, что они отдельные в окружении жёлтых, осенью, деревьев, впечатление, что и их мало?). Затем: голубо-зелёная речка, что ли, вдали. Затем: вся растительность над этой вроде-рекой (может, это тень от облаков? И тогда день, не серый и тусклый, как пишет Бенуа, а, наоборот, солнечный. Правда, тень от отрока тогда слишком коротка). Затем: штаны отрока и башлык монаха – синие (зато и их мало). Ещё: ковчежец в руках монаха, колеи разъезженной дороги, два сарайчика в центре и отражение неба в речке слева (всего, правда, мало). Ещё – синие васильки. Так их предельно мало. Только и могут, что подчеркнуть теплые тона вокруг. (Бенуа понял, что тут пасха, но васильки цветут с июня.)

    Ещё есть один, неизобразительный образ иномирия…

    В “Житии и чудесах преподобного Сергия игумена Радонежского” (https://azbyka.ru/otechnik/Epifanij_Premudryj/zhitie-i-chudesa-prepodobnogo-sergija-igumena-radonezhskogo/#0_5) есть 44 слова с буквами “видени”. Но ни одного – в главе “О том, как Варфоломею было даровано познание грамоты от Бога, а не от людей”, - в главе, которая и проиллюстрирована Нестеровым. – То есть он назвал иллюстрируемое не бывшим, а видением. – Всё врут календари!

    Наконец, подозрительно чёрен и безлик старец.

    И – совсем рискованное соображение. – Вы не находите, что какой-то мертвенностью отдаёт лицо мальчика: нет полутеней на нём? – Не знаменитый ли это приём стиля модерн (стиля признанного ницшеанским), в котором многие тогда писали: одушевлённое отдаёт мертвенностью, а неодушевлённое – жизненностью. Всё растущее как бы дрожит от жизни. – Это столкновение противочувствий (по Выготскому) рождает третье переживание, катарсис, подсознательный. Который в акте последействия искусства (тоже термин Выготского) осознаётся как иномирие.

    Замечательно высказался о Нестерове Святослав Котельников:

    "…картины Нестерова, его холодный колорит, знаете, это как летнюю природу убили и в морозильник положили. Зима у него никакая, но не такая страшная как замороженное лето”.

    23 ноября 2020 г.

17.12.2020
20:54

Тревожность

    Я понимаю Боголюбова (фильм “Мелодия на два голоса” – 1980). Зачем такое тревожное небо? – Затем, что надо дразнить зрителя. Речь же о молодых. А у тех – будущее. А . . .

16.12.2020
12:31

Ревелиоти больше, чем Айвазовский

    Я как чувствовал… Reveli с итальянского – это веселиться. Уж и не помню, сколько десятилетий, как я стал не переносить смехачей на эстраде. Как стал этот кошмар . . .

15.12.2020
13:41

Непритязательность и Первый Концерт Чайковского для фортепиано с оркестром

    Я остался без отца в войну, хоть он был белобилетчик из-за порока сердца. Он умер от тифа, не отказавшись от командировки в заразный район. И только тогда, как по мне, . . .

14.12.2020
15:59

Невежество как инструмент проверки художественного смысла

    Уважаемый читатель! Я являюсь самодеятельным искусствоведом. У меня нет официального искусствоведческого образования. Только самообразование, . . .

12.12.2020
20:15

И всё-таки она вертится!

    Мне случалось начинать писать статью о художнике, совершенно не представляя, что я могу толкового сказать о нём, о конкретной его работе. В худшем случае статья не . . .

08.12.2020
17:27

Муки толкователя живописи

    Я не обычный толкователь живописи, а обременённый с миру по нитке собранными теориями. Самое страшное – они друг с другом сопряжены. И каждую очередную картину . . .

06.12.2020
21:35

Во славу застоя, так называемого

    Через 40 лет после выхода фильма Боголюбова и Полока “Мелодия на два голоса” (1980), показанного на днях по ТВ, становится ясно, что он отвечал социальному заказу . . .

05.12.2020
23:49

В начале ХХ века были неоклассицисты! (В порядке самообразования)

    Так их назвали, по крайней мере. Яковлев. Портрет Р. Монтенегро. 1915. Фрагмент. Холст, темпера, графитный карандаш, гуашь. Графитные карандаши бывают разных цветов . . .

04.12.2020
20:27

Про забытого Бориса Григорьева

    Большевики в 1930-е годы написали об удравшем в эмиграцию Григорьеве: "Попробовав… изобразить “Расею”, он дал ее в искажении садистической, звериной гримасы”” . . .

03.12.2020
21:28

А диссиденты жили и тужили…

    Один сюжет и пять слов из полвека назад читанных газет мне вспомнились при взгляде на, пишут, самый лучший пейзаж в парижском издании Лапина “Сокровища русской . . .

02.12.2020
15:27

Жуть: пишу статью по заданию

    Язвительный человек мне предложил: “Померьте, пожалуйста, две духовности: “Стул ван Гога и Автопортрет Шилова”!” Я было отказался, дескать, наитие должно найти, . . .

01.12.2020
13:28

Возражения коллеге «Ника и музеи» из Яндекс-зена

    Её слова я буду писать курсивом, а свои прямым шрифтом. "…он [Сезанн] стремился к фундаментальности и исследованию формы”. Но является ли фундаментальностью и . . .

29.11.2020
19:07

Картина Крамского «Русалки», мистика и оболванивание россиян

    Крамской был из передвижников. А те прославились плачем о несчастном народе, освобождённом от крепостничества без земли. То есть это было прикладное искусство . . .

28.11.2020
14:31

Если б директором Третьяковской галереи был я…

    Вспомнилось, как я писал первую статью. Именно статью, потому что до того я годами понемногу писал книгу. Книгу я намеревался попробовать издать и потому . . .

27.11.2020
23:34

Против трёпа

    Наткнулся на такие слова: "Владимир Вейсберг [1924 – 1985] – художник традиции, его творчество связано строгими правилами классической живописи, его единственной . . .

<< 41|42|43|44|45|46|47|48|49|50 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100