25.09.2003 17:37 |
Итоги работы думы ЗА ПЛЕЧАМИ ДЕПУТАТСКОГО КОРПУСА
ВЕСОМАЯ ЗАКОНОТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА
Как известно, в декабре заканчивает работу нынешний созыв Государственной Думы. Наступает время подведения итогов. О том, как оценивает работу коллег первый заместитель Председателя Государственной Думы Любовь СЛИСКА, ¾
в ее беседе с корреспондентом ⌠ДП■.
¾
Любовь Константиновна, как вы оцениваете работу Думы этого созыва?
¾
В целом работа нынешнего состава депутатского корпуса, на мой взгляд, намного эффективнее предыдущих. Рассмотрено более 1900 законопроектов, более 600 уже подписаны Президентом Российской Федерации. Ни одна Государственная Дума предыдущих созывов не приняла такого количества кодексов, знаковых законов. Они, может быть, не так хороши, как хотелось бы, но уже начали работать, их можно ¾
и нужно ¾
совершенствовать, что является частью законотворческой работы Государственной Думы.
В первую очередь хочу отметить принятие в 2000 году внесенного Президентом пакета проектов федеральных законов, направленных на реформирование системы органов государственной власти, местного самоуправления и законодательных основ их деятельности. Заслугой настоящего депутатского корпуса считаю и то, что мы наконец-то живем с законодательно утвержденными флагом, гимном и гербом. Очень важно, что приняты законы о выборах Президента Российской Федерации, депутатов Государственной Думы, об основных гарантиях избирательных прав граждан, о гражданстве, об альтернативной службе. Законодатели приступили и к решению вопроса оплаты труда военнослужащих.
Вступившие в действие Земельный кодекс, Федеральный закон "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" не только позволили привести в соответствие с современными социально-экономическими условиями наше земельное законодательство, но и стали действенным правовым инструментом в сфере земельных правоотношений.
Большим достижением депутатского корпуса стало принятие Трудового кодекса. Это значительный шаг в развитии правового закрепления складывающихся в России новых трудовых отношений, присущих государству с рыночной экономикой. Считаю, что нам удалось создать добротный современный свод законов о труде, хотя, конечно, практика потребует исправления и уточнения каких-то положений ТК, что естественно.
Принят также ряд законов, направленных на совершенствование законодательства в области судебной реформы и судопроизводства, правового регулирования межбюджетных отношений, развитие бюджетного федерализма, а также законов по вопросам социальной политики, в том числе пенсионного обеспечения.
Убеждена, депутаты проделали очень большую и весомую законотворческую работу. Следующий созыв должен, не снижая набранного темпа, увеличить и улучшить качество работы. Я ¾
за качественные, работающие законы. Чтобы добиться этого, необходимо кодифицировать некоторые нормативно-правовые акты по отраслям права.
¾
А что, на ваш взгляд, депутатам так и не удалось сделать?
¾
Не удалось в полной мере избавиться от популистских замашек народных избранников. Порой вместо того, чтобы принять нужные стране законы, которые бы уже завтра начали работать на подъем экономики, улучшение качества жизни, мы вынуждены тратить время на обсуждение так называемых ⌠пиаровских■ заявлений, рассчитанных на внешний эффект.
К сожалению, не прошла поправка к закону о статусе члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы, касающаяся рабочей дисциплины. Ее суть в следующем. На пленарных заседаниях депутат может отсутствовать только по уважительной причине. Отсутствие свыше определенного количества раз дает возможность ставить вопрос о его отзыве. Его должны решать избиратели.
¾
Что, на ваш взгляд, положительного могла бы позаимствовать Государственная Дума из практики работы парламентов мира?
¾
Внести в Регламент поправку: раз в месяц на заседание палаты приглашать кабинет министров, в течение всего рабочего дня заслушивать и всем вместе находить решение проблем. По одному дню выделить для работы с вице-премьерами, министрами, в том числе силовых ведомств. Вопросы, требующие обсуждения, направлять заранее. Весь мир так работает. Почему бы и нам не перенять хороший опыт? Думаю, польза от этого была бы огромная. Существующий сегодня стиль общения правительства и депутатского корпуса ¾
15 минут доклад, 45 минут ответы на вопросы ¾
не эффективен.
¾
Каково ваше отношение к ⌠популистским■ законам?
¾
Однозначно отрицательное. Когда я пришла в палату, в законодательном портфеле было более 5 тысяч наименований законопроектов. За время работы их количество удалось уменьшить на 85 процентов, сейчас осталось около тысячи. Хотя подобные проекты вносятся постоянно, да и во время предвыборного марафона депутаты стараются ⌠оставить след■ в памяти избирателей. Даже осознавая, что закон непроходной, не имея финансово-экономического обоснования, ¾
где взять деньги на его реализацию ¾
разве что отнять у кого-то, ведь бюджет уже принят, ¾
авторы все равно вносят его на обсуждение и отнимают драгоценное время, которого у нас очень мало. От этого, видимо, не уйти. Это беда не только нашего парламента. В Германии, Франции подобная проблема тоже есть.
И тем не менее, еще раз хочу подчеркнуть: при всех перечисленных отрицательных моментах главное ¾
что и президент, и правительство, и мы, законодатели, хотим одного: сделать Россию сильным, единым государством, а россиян ¾
обеспеченными и счастливыми.
Обозрение "Думская панорама"
Выскажите свое мнение на:
|