27.07.2003 05:00 |
Почему разбился гиперзвуковой самолет
В июне 2001 г. во время первого испытательного полета был потерян экспериментальный беспилотный реактивный самолет X-43A, который должен был развить семикратную скорость звука. Точнее, полет этого самолета даже не успел начаться. X-43A был установлен на ракете Pegasus, которая стартовала с борта военного самолета В-52 на высоте около 7,5 км. Ракета взорвалась в воздухе через несколько секунд после отделения от самолета. Вместе с ней взорвался и X-43A.
X-43A - это небольшой самолет весом 1270 кг, его длина составляла 3,6 м, а размах крыльев - 1,5 м. На нем был установлен сверхзвуковой двигатель, для запуска которого необходимо было разогнать самолет до семикратной скорости звука (2 км/сек). Разгонять планировалось с помощью ракеты Pegasus, но ничего не получилось. Созданная комиссия по расследованию причин аварии составила список из 600 потенциально аварийных элементов ракеты, но к конкретному выводу так и не пришла.
До сих пор официальной публикации отчета работы комиссии не было, но кое-какие сведения удалось раздобыть журналистам сайта Space.com. Оказывается, отчет комиссии был представлен руководству NASA в мае этого года, и в этом отчете говорится, что катастрофа стала результатом некачественно проведенных испытаний в аэродинамической трубе и неточного компьютерного моделирования.
Это произошло из-за того, что и в моделировании и при организации испытаний использовалась не вся информация об особенностях конструкции связки самолета с ракетой и ее аэродинамических характеристик. В результате в самом начале полета ракеты начались проблемы с ее управляемостью, затем вышла из строя рулевая система, оторвался правый стабилизатор, за ним последовали левый стабилизатор, руль и крыло, и X-43A упал в воды Тихого океана, где он и лежит до сих пор на глубине около 400 м. Попытки достать обломки со дна не предпринимались.
За аэродинамику, системы управления, наведения и навигации в этом проекте отвечала компания Orbital Sciences Corporation, работавшая по контракту с NASA. Кроме того, согласно отчету комиссии, NASA недостаточно строго следило за качеством работ, иначе ошибки были бы выявлены своевременно.
Сообщается также, что уже в этом году могут быть проведены новые летные испытания X-43A.
("Россия-Он-Лайн" по материалам Space.com).
Космические новости от Александра Железнякова
Выскажите свое мнение на:
|