TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
-->
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад?

| Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?
Rambler's Top100
Rambler's Top100

Портал | Содержание | О нас | Пишите | Новости | Книжная лавка | Первая десятка | Топ-лист | Регистрация | Дискуссионный клуб | Научный форум | Исторический форум | Русская идея

Тип запроса: "И" "Или"


Сердитые стрелы Сердюченко  Книга Писем Владимира Хлумова  Слово Владимира Березина  Золотые прииски  "Классики и современники" Олега Павлова  "Тайная история творений" Владислава Отрошенко  
Дискуссия

КОШАЧИЙ ЯЩИК Василия Пригодича


КОШАЧИЙ ЯЩИК
Василия Пригодича


О проекте


19.11.2009
03:05

Михаил Бабкин. "По плодам узнаете их..." Кто дирижировал фильмом "Царь"

22.10.2009
01:42

Василий Пригодич. Письма к Прекрасной Знакомке, или НЕодиночество в Сети

05.10.2009
00:45

Василий Пригодич. Тяжкий крест, или Легкий "Квест"

10.09.2009
01:35

Александр Рашковский. Новый проект строительства Кировской областной научной библиотеки им. А.И.Герцена

30.08.2009
02:53

Александр Рашковский. Духовная нищета управления архитектуры города Кирова

28.08.2009
18:30

Открытое письмо читателей Кировской областной научной библиотеки им. А.И.Герцена Губернатору Кировской области

20.07.2009
17:42

Александр Богатырев. Искушение. Одиссея Кесовых.

09.07.2009
04:06

Василий Пригодич. Странная книга, или Книжная странность (Я.Л.Вишневский: "Одиночество в сети")

08.07.2009
01:37

Александр Рашковский. Как большевики распорядились имуществом закрытых церквей

05.07.2009
17:48

Дебилиное озеро, или Литературный этикет

19.06.2009
01:55

Международный конкурс поэтов эмигрантов

17.06.2009
18:32

Из формулярного списка и переписки Александра Ивановича Герцена

28.05.2009
00:50

Михаил Бабкин. Воззрения иерархов Русской православной церкви на миропомазание всероссийских императоров в царствование Николая II

13.05.2009
12:09

Василий Пригодич. Поэтическая проза, или Прозаическая поэзия (Пелевин)

    Василий Пригодич

    Поэтическая проза, или Прозаическая поэзия

    Любезный читатель, если Ты и не читал Виктора Пелевина (а зря!), то уж фамилию эту слышал, уже много лет она на слуху. Одни серьезные литературные дяди считают его выдающимся писателем (к примеру, я написал серию статей о его творчестве), другие серьезные литературные шаромыжники облыжно обвиняют его в бездарности, в духовном растлении молодежи (я серьезно; ох, душит людей зависть черная и грудная жаба белая).

    Передо мной на столе книга: Виктор Пелевин. П 5 (Прощальные песни политических пигмеев Пиндостана). М. Издательство ╚Эксмо╩. 2008. 288 С. Тираж 150 100 экземпляров (гигантский для серьезной прозы в наши времена).

    Читатель, знаешь ли Ты, что такое ╚Пиндостан╩. Да? Нет? Поясню. Слово восходит к названию хребта Пинд в Древней Элладе, пиндосами именовали греков-колонистов, в XIX-XX вв. √ черноморских греков, поселившихся в пределах Российской Империи. В таком значении это слово употребляли Чехов и Куприн. Позже в блатном арго так стали именовать вообще южан. Русские солдатики из миротворческого отряда в Косове стали ТАК называть американских военнослужащих (1999 год). Ныне Пиндостан √ презрительное название США (чрезвычайно популярное в сети и редко встречающееся в печатных СМИ √ жаргонизм).

    Эх, Читатель, если бы Ты знал, как люди моего поколения беззаветно любили Штаты (рок-н-рол, буги-вуги, редкие переводные книги и отцензурированные фильмы, журнал ╚Америка╩, добытый у перекупщиков, ╚техасские панталоны╩ (так у Набокова), ╚техасы╩ (до середины 1960-х так назывались ДЖИНСЫ, которые, естественно, нельзя было купить в магазине √ только у фарцовщиков). Плебейские джинсы были не просто штанами, а идеологией (я серьезно). Никогда не забуду. Лето 1974 года. По Невскому фланировали: будущий первый президент Грузии Звиад Гамсахурдиа в джинсовой куртке (это было чудо) и аз, грешный, в ╚фирменных╩ джинсах, которые я купил в Пушкинском Доме у американской специалистки по творчеству Лермонтова. Мы были самые крутые, выражаясь нынешним языком, реальные и правильные пацаны, и барышни с нежными ланитами и лядвиями поглядывали на нас благосклонно.

    Прошло четверть века. Американцы нас хорошо отблагодарили за наивную детскую любовь. В угоду им мы бездарно и бесплатно утопили Красную Субмарину, сдуру вывели войска из центральной и восточной Европы, вернулись к историческим границам московской Руси. Наше ближнее зарубежье, нынешнее население которого наши предки своей кровью спасли от поголовного уничтожения, проявляет к потомкам своих спасителей наглую и непристойную враждебность. Про НАТО умолчу┘ Против лома √ нет приема. Увы, нас ограбили и предали.

    Писатель крепко ответил властителям и обывателям Пиндостана: ╚Америка √ это фашистская Германия, которой управляют евреи╩ (С. 158). Подобная ╚шутка юмора╩ и подобный ╚юмор шутки╩ заставляют тяжко задуматься в печали и томлении духа. Один из пелевинских персонажей элегически констатирует ╚перестройку╩ во властных элитах: ╚Эпоха политических пигмеев, работающих на Пиндостан, прошла навсегда╩ (С. 86).

    На обложке книги есть две надписи. Первая: Based on true story. Простейший перевод: Основано на реальных событиях. Однако возможны и оттенки смысла: ┘на жизненной истории, на случае из жизни. Пусть звучит несколько коряво, но ближе к авторскому пониманию.

    Вторая надпись: Предупреждение (так √ жирный курсив с подчеркиванием): Книга написана с применением боевого НЛП (простой курсив). Аббревиатура НЛП означает не что иное, как пресловутое нейролингв┘ Помимо прочего, НЛП √ любимая игрушка серьезных спецслужб всего мира. Всё. Больше не скажу ничего. Читайте сами, если соблаговолите. У явления НЛП есть горячие сторонники и холодные ниспровергатели, ну, как у теории торсионного поля и иных спорных концепций-явлений. Автор честно предупреждает о психическом (психологическом) принудительном влиянии на читателя.

    Книга состоит из пяти маленьких повестей (больших рассказов). Перечислять их не буду. Зачем? Если возьмешь книгу в руки, то обрящешь. Что ходить и наводить тень на плетень: книга √ очередной пелевинский шедевр. Правда, шедевр своего рода, в своем роде: трагический, смешной, метафизически ужасающий, занятный, забавный, очаровательный (здесь это не дамское словечко), прельстительный и прочая, и прочая, и прочая. И все это одномоментно, под одной обложкой. Творчество Пелевина √ поэтическая проза сиречь прозаическая поэзия. Ни убавить, ни прибавить.

    Одна из важнейших характеристик творчества писателя: Пелевин в гениальном кульбите-сальто сломал шею на восточной мистике: буддизм-даосизм-суфизм-марксизм-ленинизм-еврокоммунизм-маоизм-ваххабизм-чучхеизм и прочий тлетворный ревизионизм. Шея срослась, но криво, головушка буйная не ╚крутится-вертится╩, глаза немигающие смотрят только на Восток (это шутка, но в ней заключено зерно пелевинской прозы). Ох, как говаривали старые диссиденты о коммунизме (а мы переиначим): ╚Буддизм (да и все восточные эсотерические учения) нельзя попробовать, его потом не выплюнешь╩. И все это у Пелевина очень тонко, прочувствованно и умно. Прозаик так пописывает, что аж жидкие поджилки читательские трясутся, и уши оттопыренные инеем покрываются.

    Писатель, великий плут и забавник, раскрывает свой творческий ╚метод╩ так: ╚┘то, что Боря Гребенщиков называет делом мастера Бо, простые люди вроде меня √ трансцендентально-экстралингвистическим императивом╩ С. 15).

    Художнику все время улыбается, подманивает его, кивает Нежная Дама в белых ризах с нехитрым приспособлением для косьбы в тонких руках. Сделаем важное замечание: захватанная жирными пальцами площадных мистиков-колхозников (дивное пелевинское словосочетание ╚метафизические малины╩) грань между жизнью и смертью в творчестве Пелевина размыта. Жизнь √ иллюзия, и Смерть √ иллюзия. Однако, по мнению прозаика, в наших силах осознать иллюзорность своей жизни, поднять ржавое забрало житейской пошлости и "здравого смысла╩ и выйти под стерильный свет солнца подлинного Бытия. Вот такая программа-минимум. А вот кредо писателя: ╚Быть живым означает рыть русло. А уйти √ означает стать рекой, которая по нему течет╩ (С. 114).

    Больше всего на свете, Читатель, я люблю забористую соленую писательскую шутку (с перцем, с солью, с бурлеском гаерским и юмором висельническим). Вот этого у Пелевина (вербального кудесника) немерено (как теперь принято изъясняться). Дамы-девочки и просто дамы, закройте глазки, не читайте дальше, в обморок упадете. Сколько понаписано о нашей ╚суверенной демократии╩. Писатель определил ее афористично: ╚СУВЕРЕННАЯ ДЕМОКРАТИЯ √ ЭТО БУРЖУАЗНАЯ ЭЛЕКТОРАЛЬНАЯ ДЕМОКРАТИЯ НА ТОЙ СТАДИИ РАЗВИТИЯ, КОГДА ДЕМОКРАТИЯ ОНА ДЕМОКРАТИЯ, А ЕСЛИ НАДО, В Ж┘ПУ ВЫ┘БУТ ЛЕГКО (С. 50, так у автора). Грустная шутка, Читатель, грустная правда. Черный юмор и светлая печаль.

    Болит, саднит и ноет сердце нашего суфия-визионера за Матушку-Россию, за ее прошлое, настоящее и будущее: ╚Все новое и хорошее у нас обязательно начинается с какого-нибудь мерзкого преступления. И когда новое и хорошее дает свои плоды, мерзкое преступление тоже дает свои плоды и в результате все смешивается и гибнет. Это что-то невероятно древнее, грустное и неизбежное √ здесь всегда так было и будет╩ (С. 99).

    Полное впечатление о книге Пелевина я осмелюсь выразить не в логических суждениях, а в своеобразном лирическом отступлении.

    Солнце. Море Лаптевых. Пальмы и осины. Читатель, друг мой высокий, представь себе, что, повалявшись часика три на пляжном песочке, выпив четыре бутылочки пенного пивка ╚Сансара╩, поглазев на пучеглазых девок, ты сдуру, от нечего делать, покупаешь у вульгарного зазывалы билет в балаган под открытым небом (╚типа╩ сочинского ╚Летнего театра╩). Вошел, взял в буфете баночку джин-тоника ╚Тримурти╩ и пакет чипсов ╚Амитаба╩, сел. Начинается концерт-солянка. Ну, занафталиненные поп- дивы поют под ╚фанеру╩ и силиконовыми титьками трясут. Скукота.

    Занавес. Перемена декораций. Сцена разъезжается. Пара сотен солистов Краснознаменного хора Советской Армии громоподобно, так, что колонны, устремленные в небо, сотрясаются, заводят любимую песню моего детства: ╚Сталин √ наше знамя боевое╩. Занятно.

    Тут выскакивают юмористы-речетворцы в потертых пиджаках, густо осыпанных перхотью, и несут такую околесицу препошлейшую, что мухи дохнут и блевать до головокружения хочется. Айн-цвай-драй. Сцена вновь подвергается деконструкции: выезжает оркестр Мариинского театра и под водительством Валерия Гергиева ╚урезывает╩ ╚Полет Валькирий╩ из оперы Лао-цзы ╚Дао дэ цзин╩.

    Гаснет свет, зал трансформируется в сцену, сцена √ в зал, зрители и музыканты, сбросив телесную хитиновую оболочку, в обнимку неспешно отправляются в ╚Путешествие на Восток╩ подураганным ветром ╚нечеловеческой музыки╩, которая, оказывается, сама себя продуцирует. Концерт окончен. И жизнь окончена. И опасные духовные приключения завершены. Но горит ледяной огонь дерзновенного соперничества с Творцом (художник творит свою Вселенную), свистят крылья духа, сияет вечными алмазами вечное небо.

    P.S. В следующем выпуске потолкуем о книге Владимира Сорокина ╚Сахарный Кремль╩.

Что говорят об этом в Дискуссионном клубе?
287664  2009-05-13 12:10:46
-

287708  2009-05-16 01:09:07
Василий Пригодич
-

Прошло четверть века. Американцы нас хорошо отблагодарили за наивную детскую любовь. В угоду им мы бездарно и бесплатно утопили Красную Субмарину, сдуру вывели войска из центральной и восточной Европы, вернулись к историческим границам московской Руси. Наше ближнее зарубежье, нынешнее население которого наши предки своей кровью спасли от поголовного уничтожения, проявляет к потомкам своих спасителей наглую и непристойную враждебность. Про НАТО умолчу Против лома нет приема. Увы, нас ограбили и предали.

Писатель крепко ответил властителям и обывателям Пиндостана: ╚Америка это фашистская Германия, которой управляют евреи╩ (С. 158). Подобная ╚шутка юмора╩ и подобный ╚юмор шутки╩ заставляют тяжко задуматься в печали и томлении духа. Один из пелевинских персонажей элегически констатирует ╚перестройку╩ во властных элитах: ╚Эпоха политических пигмеев, работающих на Пиндостан, прошла навсегда╩ (С. 86).

287737  2009-05-17 07:21:48
Пиндостаныч
- Когда человеку писать не о чем ( тема-то заявлена, но с Пелевина слезешь там же, где залез - пеньки не нащипать, если нормально ориентирован), остается подводить теорию под жаргон сетевых недоносков.
Или поностальгировать о временах, когда ума хватало едва на то, чтобы американские рабочие штаны представлялись знамением времени, "идеологией", а четверть века спустя, в поисках вечно живого источника собственных бед и проблем, потребовать от пиндосников благодарности за любовь.
Хорошо устроились: глянец журнала "Америка", золотая серия Голливуда, "техасы"... да чтоб подали с благодарностью.
Ограбили, говорите, вас и предали, сироток рождественских? А вы продолжайте рецензировать и рекламировать суррогаты - вот и будет повод еще через четверть века всплакнуть по случаю очередной "неблагодарности", очередного "предательства".

287746  2009-05-17 17:23:07
Василий Пригодич
- Дорогой Пиндостанович (элегантный псевдоним)!

Простите за то, что Вас разДЕСАДовал.

287757  2009-05-17 22:27:39
Анна
- В.Пригодич: "... Американцы нас хорошо отблагодарили за наивную детскую любовь. В угоду им ...вернулись к историческим границам московской Руси."

А повзрослеть не пробовали? Глядишь, и разговор пошел бы другой... Кстати, Вы уверены, что не ошиблись в "исторических границах московской Руси"?

В.Пригодич: " Наше ближнее зарубежье, нынешнее население которого наши предки своей кровью спасли от поголовного уничтожения, проявляет к потомкам своих спасителей наглую и непристойную враждебность."

Позвольте, позвольте! А "наше ближнее зарубежье" не боролось ли вместе с вами в рядах той же Красной Армии? И про их "поголовное уничтожение" Вы, мягко говоря, преувеличили. Может следует, как полагается у взрослых, поглубже разобраться в проблеме сей "непристойной враждебности"?

В.Пригодич: "Писатель крепко ответил властителям и обывателям Пиндостана: ╚Америка это фашистская Германия, которой управляют евреи╩ (С. 158). Подобная ╚шутка юмора╩ и подобный ╚юмор шутки╩ заставляют тяжко задуматься в печали и томлении духа..."

Может следует задуматься о герое, авторе сей железобетонной фразы, а не приписывать ее автору, тогда и томиться не придется, в только сожалеть, что таких дураков, "генералов-гаишников", не сеют и не жнут...

287766  2009-05-18 01:10:48
Василий Пригодич
- Дорогая Анна!

Благодарю за высокое внимание к моему тексту. Целую ручки.

12.05.2009
01:30

Александр Богатырев. Искушение.

02.04.2009
02:23

Василий Пригодич. Путь к Будде Амида, или Ave, Akunin.

23.03.2009
22:46

М.А.Бабкин. Еще раз о позиции духовенства Русской православной церкви в 1917 году (данные источников и мнение Ф.А.Гайды)

20.03.2009
16:25

Михаил Бабкин. События первой русской революции и Святейший Синод Русской Православной Церкви (1905-1906 гг.)

17.03.2009
19:25

Александр Рашковский. Жизнь народа в России и причины его бедности

04.03.2009
02:06

Василий Пригодич. Пуруша - не параша, или Новый роман Маканина

1|2|3|4|5|6|7|8|9|10 >>

 

Помощь корреспонденту Добавить новость

Если Вы хотите стать нашим корреспондентом напишите lipunov@sai.msu.ru

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Ссылки | Статистика | Дискуссия

Литературные страницы
Современная русская мысль
Навигатор по современной русской литературе "О'ХАЙ!"
Клуб любителей творчества Ф.М. Достоевского
Энциклопедия творчества Андрея Платонова 
Для тех кому за 10: журнал "Электронные пампасы"
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

© 1999, 2000 "Русский переплет"
Дизайн - Алексей Комаров


Rambler's
Top100
  Rambler's Top100

Rambler's Top100