TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
-->
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад?

| Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?
Rambler's Top100
Rambler's Top100

Портал | Содержание | О нас | Пишите | Новости | Книжная лавка | Первая десятка | Топ-лист | Регистрация | Дискуссионный клуб | Научный форум | Исторический форум | Русская идея

Тип запроса: "И" "Или"


Сердитые стрелы Сердюченко  Книга Писем Владимира Хлумова  Слово Владимира Березина  Золотые прииски  "Классики и современники" Олега Павлова  "Тайная история творений" Владислава Отрошенко  
Дискуссия

КОШАЧИЙ ЯЩИК Василия Пригодича


КОШАЧИЙ ЯЩИК
Василия Пригодича


О проекте


19.11.2009
03:05

Михаил Бабкин. "По плодам узнаете их..." Кто дирижировал фильмом "Царь"

22.10.2009
01:42

Василий Пригодич. Письма к Прекрасной Знакомке, или НЕодиночество в Сети

05.10.2009
00:45

Василий Пригодич. Тяжкий крест, или Легкий "Квест"

10.09.2009
01:35

Александр Рашковский. Новый проект строительства Кировской областной научной библиотеки им. А.И.Герцена

30.08.2009
02:53

Александр Рашковский. Духовная нищета управления архитектуры города Кирова

28.08.2009
18:30

Открытое письмо читателей Кировской областной научной библиотеки им. А.И.Герцена Губернатору Кировской области

20.07.2009
17:42

Александр Богатырев. Искушение. Одиссея Кесовых.

09.07.2009
04:06

Василий Пригодич. Странная книга, или Книжная странность (Я.Л.Вишневский: "Одиночество в сети")

08.07.2009
01:37

Александр Рашковский. Как большевики распорядились имуществом закрытых церквей

05.07.2009
17:48

Дебилиное озеро, или Литературный этикет

19.06.2009
01:55

Международный конкурс поэтов эмигрантов

17.06.2009
18:32

Из формулярного списка и переписки Александра Ивановича Герцена

28.05.2009
00:50

Михаил Бабкин. Воззрения иерархов Русской православной церкви на миропомазание всероссийских императоров в царствование Николая II

13.05.2009
12:09

Василий Пригодич. Поэтическая проза, или Прозаическая поэзия (Пелевин)

12.05.2009
01:30

Александр Богатырев. Искушение.

02.04.2009
02:23

Василий Пригодич. Путь к Будде Амида, или Ave, Akunin.

23.03.2009
22:46

М.А.Бабкин. Еще раз о позиции духовенства Русской православной церкви в 1917 году (данные источников и мнение Ф.А.Гайды)

20.03.2009
16:25

Михаил Бабкин. События первой русской революции и Святейший Синод Русской Православной Церкви (1905-1906 гг.)

17.03.2009
19:25

Александр Рашковский. Жизнь народа в России и причины его бедности

04.03.2009
02:06

Василий Пригодич. Пуруша - не параша, или Новый роман Маканина

    Василий Пригодич

    Пуруша √ не параша,

    или Новый роман Маканина

    25 ноября минувшего года самой престижной российской литературной премии был удостоен роман Владимира Маканина ╚Асан╩ (денежный эквивалент √ 3 миллиона рублей; первая премия). Это событие вызвало скандал еще до того, как оно состоялось. Критики окрысились, как пасюки натуральные (об этом √ ниже). Большой роман о большой Чеченской войне. Итак: Владимир Маканин. М., Издательство ╚Эксмо╩, 2008. Тираж 15 000 экземпляров. 478 С.

    Как обычно, несколько фраз об авторе. Владимир Семенович Маканин (ему уже исполнился 71 год) √ выдающийся прозаик, автор шести романов, пятнадцати повестей и десятков рассказов √ кумир ╚семидесятников╩√╚восьмидесятников╩, интеллигенции всех толков и ╚изводов╩. По ╚первому╩ образованию он √ математик, выпускник механико-математического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова. Позже он окончил Высшие сценарные курсы. Дебютировал романом ╚Прямая линия╩ в 1965 г.

    Поэт Осип Мандельштам в ╚Четвертой прозе╩ (невозможно определить жанр этого произведения; скорее всего √ исповедальная поэма в прозе) писал: ╚Все произведения мировой литературы я делю на разрешенные и написанные без разрешения╩. Грустно, но все так, все именно так.

    Так вот: проза Маканина была формально ╚разрешенной╩. Но это ╚разрешенное╩ творчество первого ранга, сверхранга, если угодно. Писатель всегда вел себя в высшей степени достойно, не восславлял КПСС, не лгал и не подличал, не лизал руки литературным генералам (и был прав). Советские цензоры чуяли в произведениях писателя запрещенный воздух свободы, но по колхозной малограмотности подписывали его книги в печать.

    Теперь о скандале. Еще до присуждения премии критики начали борзо писать о романе. Никогда этого не делаю, но на сей раз прочитал три рецензии маститых критиков.

    Первый критик упрекает писателя в мелких фактических ошибках, мол, писатель там не воевал, мол, солдатики в Чечне по дороге из ╚учебки╩ в часть не могли ╚нажраться╩ в хлам, а ╚горючка╩ распределялась иным способом. Всё. Из этого вытекает, что рецензент прочитал только первую главу. Так роман не об употреблении военнослужащими горячительных напитков и не только о горючем в Чечне. В одном из интервью писатель сказал, что книга создана по рассказам его племянника, воевавшего и раненного в боевых действиях на Кавказе. Это весьма достоверная информация.

    К примеру, мой отец √ военный врач-рентгенолог, участник Финской кампании, Великой Отечественной войны всего лишь один раз участвовавший в штыковой атаке (немцы окружили госпиталь), рассказывал мне о войне сорок лет. Я помню много такого, о чем не идет речь в официальной истории ВОВ, в цензурованных мемуарах. Прежде всего это √ абсурдность войны. Именно об этом проникновенно и пронзительно пишет Маканин.

    Правда, у Маканина абсурдность несколько иная, нежели в рассказах моего отца. Война в Чечне не имела четко определенной линии фронта и ╚наши╩ продавали чеченцам ┘ и ┘ ценой крови своих боевых товарищей. Такое участникам ВОВ и в голову прийти не могло. Маканин показывает, что в современной войне колоссальную роль играет сотовая связь (наличие мобильников у ╚своих╩ и ╚чужих╩).

    Второй и третий критики невнятно жуют жвачку, мол, роман написан с оглядкой на Кремль, это √ правительственный заказ. Вранье это всё: в романе есть прямые грозные обвинения в адрес ельцинского правительства и командования. А ещё: из премии писатель будто бы выплатил жюри ╚откатные╩.

    Общее мнение таких ╚критиков╩ афористически подытожил критик-зоил, литературный скандалист Виктор Топоров (литературный Чикатило, как пишут о нем ласковые и учтивые коллеги): ╚Роман плохой, а писатель хороший╩. Все рецензенты, как положено, раскрывают ходы несложного сюжета, т.е. роман уже читать неинтересно. Друг-Читатель, не верь критику злому, а верь своему глазу прямому.

    Ни один из этих строчкогонов не заметил, что своему главному герою Маканин дал фамилию Жилин: герой рассказа Льва Толстого ╚Кавказский пленник╩. Профессионалы. Толстой о той войне на Кавказе написал в начале 1850-х три рассказа: ╚Набег╩, ╚Рубка леса╩ и ╚Кавказский пленник╩. Кстати, он непосредственно участвовал в боевых действиях.

    Маканинский роман и толстовский рассказ имеют много точек соприкосновения, только у Маканина враги √ чеченцы (чичи), а у Толстого √ татары (так тогда именовали мусульман Северного Кавказа). Толстовский Жилин с товарищем попадают в плен, после неудачного побега сидят в яме √ всё, как сейчас. Правда, рассказ Толстого заканчивается вполне┘ Но я не об этом. Все у нас на Руси-Матушке повторяется, только с неизменно большей жестокостью и кровью.

    Почему роман так назван? Асан у Маканина √ древний┘, тотемная мифологема, воплощенная в образе ╚двурукой птицы╩, уходящая корнями в глубь глуби веков. Асан сохранился в прапамяти горцев, ибо два с лишним тысячелетия назад ┘ √ воин-полубог ┘ изгнал предков горских народов из долин в горы. Красной нитью сквозь ткань произведения проходит жуткий клич: ╚Асан хочет крови╩ и ╚Асан хочет денег╩. Кровь и деньги перетекают друг в друга, и наоборот┘ Асан √ прародитель всего сущего, войны и мира, воплощенный ┘ насилия и убийства. Ну, точь-в-точь, как древнеиндийский ведический первочеловек Пуруша, из частей тела которого произошло все, что есть в универсуме.

    А почему Маканинского героя чеченцы называют ╚Асан╩ √ не скажу. Читайте и обрящете или не читайте и не обрящете.

    Читатель спросит: а причем тут ╚параша╩? Отвечаю: одно из значений этого чрезвычайно богатого лексическими обертонами слова √ вранье, ложные слухи, недостоверная информация и т.д. Роман Маканина √ не параша, а предельно (вернее √ беспредельно) честная, чистая, высокая, большая книга. Поэт Алексей Ивантер в статье недавно опубликованной в ╚Русском Переплете╩, справедливо написал: ╚Искусство √ не средство украшения жизненного пространства, это боевая колесница, расчищающая дорогу для Грядущего за ней╩.

    Майор Александр Сергеевич Жилин, человек со складов, складской человек (как он себя сам именует), √ царь и Бог в воюющей Чечне, получатель-распределитель горючего, а нефть √ кровь войны. Причем снабжает он обе противоборствующие стороны. Только не надо: вор, расстрелять и т.д. Он делает это на свой лад СПРАВЕДЛИВО. К нему одинаково уважительно относятся и наши, и чеченцы. Почему? Да потому, что он┘

    Есть у Жилина и еще один заработок. Он за деньги освобождают солдатиков из чеченского плена. Да, за деньги, но освобождает. Жилин √ типический ╚маленький человек╩ в нетипических обстоятельствах. Как пушкинский Евгений из ╚Медного Всадника╩, он мечтает о тихом мещанском счастье с женой и дочкой в собственном доме ╚на берегу неназываемой реки╩ (он так конспирируется от своих и чеченцев). Вот он и посылает жене эти неправедные деньги, желая скорейшего завершения строительства. В финале романа майор┘

    Жилин √ умный и добрый человек (не просто деляга-выжига). Через весь роман проходит история двух контуженных солдатиков (шизиков; они тронулись умом после побега из чеченского плена), которых Жилин в конце концов┘

    Образы Жилина и его сослуживцев (от рядовых, сержантов, младших и старших офицеров до генералов) вылеплены весьма рельефно. Несложная мысль: война войной, а люди остаются людьми (или нелюдями).

    Смею думать, что ╚классические╩ либералы, ежели соблаговолят прочитать ╚Асан╩, возопят: роман не политкорректен. Странно, что еще ничего такого не пишут. Чеченцы в романе не милые расшалившиеся дети, которых покормят демократической манной кашкой, и они мгновенно приобщатся к общечеловеческим ценностям. Нет, это жестокие дикие бойцы, не чуждые, впрочем, коммерции. У читателя создается впечатление, что когда они получают-отдают деньги, у них проявляется извечное стандартное человеческое качество: алчность, стремление к наживе любым путем.

    Сразу запоминается образ первого президента Чечни генерала Дудаева (майор Жилин встречается с ним не в тривиальных обстоятельствах). Генерал √ красив, смел, опасен, как леопард. Он склонен к философствованию, рассказывает Жилину глубокую, врезающуюся в память притчу о предательстве (волк, хозяин и конь). Читатель, это ничего Тебе не напоминает? Да, пушкинская ╚Капитанская дочка╩; Пугачев рассказывает Петруше Гриневу калмыцкую сказку об орле и вороне: ╚Чем триста лет питаться падалью, лучше раз напиться живой кровью, а там что Бог даст╩. И там, и там речь идет о войне (пугачевское восстание было войной, да еще какой). И лидеров этих национальных восстаний сближает победоносное мужество, вседозволенность в способах ведения войны, харизматичность, картинность в поведении и трагический финал.

    В романе подробно реконструирована история освобождения некоей журналистки (Елена Масюк?), выступавшей на стороне ╚моджахедов╩, интервьюировавшей Басаева, и т.д. Ее хорошо отблагодарили ╚воины Аллаха╩. Речь идет и о неприглядной, не просто пораженческой, а предательской роли отечественной прессы в освещении первой чеченской войны. Мир невесел, господа.

    ╚Асан╩ √ роман не для барышень нежных и дам грубых. Эта книга √ для суровых дяденек.

Что говорят об этом в Дискуссионном клубе?
286692  2009-03-04 02:07:39
-

286703  2009-03-04 19:28:43
Алла Попова /avtori/popova.html
- Спасибо, Сергей Сергеевич. Изящная рецензия, хоть и для "суровых дяденек". Всё так, всё именно так. Владимир Маканин достоин внимания, в частности и как "...кумир ╚семидесятников╩╚восьмидесятников╩, интеллигенции всех толков и ╚изводов╩."
А позвольте мне, непонятливой барышне, спросить. Хорошо стоит здесь слово "извод", но в каком смысле Вы здесь его употребили?
Трата? Молью траченный халат? Или "из вод выходит ясных"?

286707  2009-03-05 00:31:20
Василий Пригодич http://www.prigodich.8m.com/
- Дорогая Алла!

Благодарю сердечно за благосклонный отзыв. Вы - чрезвычайно понятливая барышня. Извод... Это я так шучу по-дурацки... Целую ручки.

286714  2009-03-05 16:36:47
-

286721  2009-03-05 22:52:23
Борис Тропин
- Уважаемый котофей, от души благодарю за прекрасный текст о замечательном романе замечательного писателя. И не устаю цитировать слова моего доброго знакомого академика Янина Валентина Лаврентьевича: "Коты они умные! Не то что мы и собаки". Не думаю, что АСАН станет широко популярной книгой, а жаль. Подлая суть этой войны вскрывается в романе с предельной достоверностью, несмотря на некоторые противоречия с конкретными реалиями. И понимание этих скрытых силовых линий войны кое-что проясняет и в нашей якобы мирной жизни.

286723  2009-03-06 01:10:21
Василий Пригодич
- Дорогой Борис!

Вы написали краткий отзыв, а на самом деле подробный контекст прекрасной статьи. Благодарю за со-понимание и благосклонное внимание. Обнимаю. Сергей.

286794  2009-03-12 03:40:05
-

287114  2009-04-06 17:05:22
Игорь
- Действительно, очень сильный роман. Сильный в том смысле, что позволяет увидеть войну в Чечне как метафору. Война - это концентрированный абсурд, а наша мирная жизнь - это просто абсурд. Логика событий и там, и там выстраивается только победителями. Победителей не судят, все дозволено! Но, если раньше русская литература говорила, что людей в рамках удерживают природная доброта и христианские нравственные скрепы, то сегодня Маканин - тоже большой русский писатель - каким-то непостижимым образом вписывает сюда, как упорядычивающий, сдерживающий фактор - деньги. Деньги - кровь войны! Но и кровь - жизни! Насколько органично маленький-великий человек Жилин-Асан служит как житейским добру и справедливости, так и Маммоне! И нам-читателям, и Маканину понятно какой хороший человек Жилин - на нем держится баланс войны, баланс жизни. Но это совершенно не понятно растерявшимся, обезумевшим от страха детям - солдатикам-новобранцам. Они боятся, что их "сдадут" или продадут в рабство, они стреляют в корень зла - деньги и убивают своего благодетеля. Они не в состоянии разобраться в этом абсурде, они не читали "Асана", а если бы и читали, это им вряд ли бы помогло. В этом тоже большая сила "Асана", хоть и вшита эта сюжетная линия в роман белыми нитками. Но без нее, похоже, было никак нельзя. Пронзительная, большая вещь.

287116  2009-04-06 20:11:15
Василий Пригодич
- Дорогой Игорь!

Сердечно благодарю за внимание к роману "Асан" и к моей заметке о нем.

1|2|3|4|5|6|7|8|9|10 >>

 

Помощь корреспонденту Добавить новость

Если Вы хотите стать нашим корреспондентом напишите lipunov@sai.msu.ru

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Ссылки | Статистика | Дискуссия

Литературные страницы
Современная русская мысль
Навигатор по современной русской литературе "О'ХАЙ!"
Клуб любителей творчества Ф.М. Достоевского
Энциклопедия творчества Андрея Платонова 
Для тех кому за 10: журнал "Электронные пампасы"
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

© 1999, 2000 "Русский переплет"
Дизайн - Алексей Комаров


Rambler's
Top100
  Rambler's Top100

Rambler's Top100