Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й С М Ы С Л
ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина
31.07.2020 |
|
30.07.2020 |
|
29.07.2020 |
С чего Сальвадор Дали начинал в сюрреализме
|
28.07.2020 |
Рождение сюрреализма у... левых
|
27.07.2020 |
Недостаток как продолжение достоинства
|
26.07.2020 |
Быть логичным не значит быть правым
|
25.07.2020 |
|
24.07.2020 |
|
24.07.2020 |
В связи с дискуссией о Мемориале подо Ржевом
|
22.07.2020 |
Подумаем Вместе. Я - с клавиатурой.
|
21.07.2020 |
|
20.07.2020 |
Почему Леонардо да Винчи гений Позавчера я прошёл ЕГЭ по русскому языку. Первым там надо было выбрать верный вариант высказывания об искусстве, и первым был такой вариант: "В искусстве мы всегда воспринимаем не только то, что непосредственно сообщается нашему зрению или слуху, не только само действие, сам предмет, но и то, что кроется за ним” (https://app.egerf.site/test?mode=started&test_variation_id=2). Я выбрал его и тем потерял один балл. То, чему я посвятил всю жизнь, красно говоря, в теперешней школе запрещено. Впрочем, и когда я учился, 70 лет назад, - тоже. Но я поклялся, что выучусь, стану на ноги и разберусь, почему Леонардо да Винчи гений. – Оказалось, потому, что он достиг описанного в егэшном первом варианте признака искусства. Подсознанию Леонардо стало ясно (а шла эпоха Раннего Возрождения), что дальше так жить нельзя – в таком разгуле разврата. Под-соз-нанию. Сознанию – нет. Он вполне себе с интересом читал (нашли в его библиотеке) книги о разврате. "Он читал сонеты Буркиелло, “Шутки” Поджио и почти исчезнувшую с лица земли маленькую книжонку под названием “Manganello”. Буркиелло, Поджио и Манганелло - это выразители веселья Ренессанса. Но какого веселья! Веселья чувственного сладострастия, веселья откровенного цинизма, грубо плебейского по форме и тем более завлекательного для пресыщенных нервов” (Волынский. http://www.vinci.ru/glava2_1.html). И какое-то откровение или что на него снизошло (от Бога, так, наверно, он думал)… Да не на него, а, опять же, в его подсознание… Что можно людей спасти. – Под-соз-нанию это стало “ясно”. И он это выразил картинами. И “это” согласились, в общем, все критики будущего называть идеалом Гармонии низкого и высокого. Не революцией, а эволюцией изменять людей. Принимая людей, какими они есть, но веря, что Бог их не покинул. И в коротком историческом будущем всё будет хорошо. Так вот эта Гармония земного и небесного “текстом” не дана. Подсознание не имеет ни слов, ни изобразительных канонов, "не сообщается нашему зрению”. А прямиком, благодаря странности “текста” (соединению чистоты и… вакханки в “Моне Лизе” {это слова Чичерина}), - прямиком оказывается в нашей душе в подсознательном же виде (Выготский назвал это катарсисом). И нас распирает от ЧЕГО-ТО, словами невыразимого. – Вот и назвали Леонардо гением.
То же получилось с Шеренбергом. Но не по части всемирной известности. А с его подсознательным идеалом. Он жил-бедствовал в Париже в исканиях себя как художника среди богемной радикальной художественной тусовки, порождавшей одного за другим ницшеанца в лучшем случае. Это всё-таки идеал. Трудно постижимый большинству. Самим приобщаемым тоже. И потому они один за другим дорывались до славы. Но не Шеренберг. Его, наверно, эта чернота угнетала. Как разврат Реннего Возрождения – Леонардо. И вдруг – в России победила Октябрьская Революция. Его, как и Леонардо – Бог, осенило ЧТО-ТО. Расшифрую его подсознание: это уверенность, что теперь-то рай на земле не за горами, а в близком историческом будущем. – Он вернулся из Парижа в РСФСР. И… Штеренберг. Селёдки. 1917. В Советской России голодно. Мещане только о еде и думают. Как заработать, где еду достать, в общем, как дожить до завтра. И война ж. Аскеза на картине есть образ этого. Жалкие две селёдки. Даже вилка с ложкой заодно выполнены – экономия. Жалкая палитра – тона тёплого коричневого и холодного околосинего в ложко-вилке, тона белого и чёрного в спинках селёдок. И – всё. И – напротив – какая сочность живописи. – Как низкое и высокое у Леонардо. – Катарсис, который, будучи осознан, есть надежда на скорое наступление коммунизма. 5 июля 2020 г.
|
19.07.2020 |
|
18.07.2020 |
|
17.07.2020 |
|
16.07.2020 |
|
15.07.2020 |
|
14.07.2020 |
|
13.07.2020 |
|
12.07.2020 |
|
<< 51|52|53|54|55|56|57|58|59|60 >> |
Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия
Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите
© 1999 "Русский переплет"