TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


17.06.2020
15:15

Беззаконная комета

    Тяжело быть не таким, как все, даже если давно инакость эту в себе чувствуешь. Одна надежда – что все когда-нибудь станут такими. А пока – тяжело. Одна из таких . . .

16.06.2020
17:25

Что меня злит

    Что меня злит у большинства пишущих об искусстве? – Лялякание. Общие слова, не привязанные к “тексту” произведения. Вот, например, что пишет один о знаменитом . . .

14.06.2020
20:44

Пашинин пашет

    Именно пашет, а не летает, как поэт. Я пишу о басне Пашинина “О биологическом детерминизме" (2020). Я б не писал, да меня попросили. Почему я б не писал? Потому что моё . . .

13.06.2020
09:48

Земля плоская, непосредственно глядя. Но это не доказательство.

    Это – продолжение сочинённого тут. Я там, сославшись на принципы, дал их мало. Больше козырял непосредственностью переживания. Вот и результат получился неполным: . . .

12.06.2020
17:12

Дню России посвящается

    .

    Русская исключительность.

     

    Но я люблю - за что, не знаю сам –

    Ее степей холодное молчанье…

    Лермонтов.

    Я пишу только то, что могу назвать новизной, даже не будучи начитанным. Потому что то, что я акцентирую, у других слышится только в обертонах. – Речь об этой картине.

    Остроухов. Сиверко. 1890.

    Обертоном я считаю слова "несмотря на… самым… русской” в высказывании Бенуа:

    "…несмотря на свою жёсткую и не особенно виртуозную живопись, эта одинокая картина должна быть отнесена к самым драгоценным явлениям в русской живописи”.

    Слова "через головы всех” у Грабаря:

    “В этой вещи есть замечательная серьёзность, есть какая-то значительность, не дающая картине стариться и сохраняющая ей бодрость живописи, ясность мысли и свежесть чувства, несмотря на все новейшие технические успехи и через головы всех модернистов”.

    А я говорю просто: русская исключительность. Несмотря на:

    "Картина не отличается особенной экзотичной красотой, зато честно представляет русский пейзаж в средней полосе” (https://muzei.club/0861-opisanie-kartiny-ili-ostrouhova-siverko).

    Оно, конечно, все народы любят себя и в глубине души своей считают себя народом лучшим, единственным и неповторимым. Но русские – как-то с большим правом, чем многие, а может, и все. Даже и объективно великим народом называют мало кого, и русских называют. А среди великих, только русские живут в таком холоде. Даже в южной, казалось бы, степи – тоже холодно, как написал и Лермонтов. Изотерма -8° идёт прямо по большей части западной государственной границы РФ.

    Изотермы среднегодовой температуры Европы.

    И очень красящей ландшафт гористости нет на Русской равнине. А есть скромные холмы. И это на менталитет народа повлияло. И он тоже исключительный, в общем, положительный, "несмотря на” всю объективно обоснованную хулу на него соседей ближних и дальних.

    Но вот вопрос: как Остроухов смог настолько сильно выразить любовь русских к своей Родине?

    Одну странность я вижу в картине. – Судя по ряби на воде, ветер дует на нас. А судя по вытянутости облаков – перпендикулярно нашему взгляду. В природе направления ветра, ряби и рядов облаков совпадают.

     

    Может ли быть, что это несоответствие создаёт в подсознании неуют, ЧТО-ТО, словами невыразимое. То, о чём непатриотичная нынешняя молодёжь говорит: “Надо валить отсюда”. А у патриотичных, наоборот, неуют шепчет их подсознанию о печальной истории Родины, которую тем более любишь. Как мать – больного ребёнка. В XIX веке (победу над Наполеоном можно считать продолжением самого успешного XVIII века) несчастьями были разгром декабристов, затянувшееся крепостничество, проигранная Крымская война, освобождение крестьян от крепостничества без земли, ужасы первичного капитализма, разгром народничества, политическая реакция при Александре III, спад революционного движения при нём и оценивание России Западом как страны отсталой, что и объективно так было в хозяйственной сфере.

    Вот и перед нами дикая природа и ноль цивилизации. – Во Франции такое немыслимо.

    Приятие пейзажа в обоих случаях обеспечивается точкой зрения “с высоты человеческого роста”. В последнем случае обеспечивается дополнительно “приглашающей” ступить на неё дорогой. Зато в “Сиверко” – приглашение “полететь”. Как чайки. Что обеспечивает духоподъёмность.

    Приятие и духоподъёмность как раз и обеспечивают "Сиверко" исключительность русской суровости перед лицом невзгод.

    Когда-то, тут, я заикнулся было про эту картину, что национальная исключительность это ницшеанство. Тут я тоже вообще живописный национализм попробовал было приноровить к ницшеанству – не вышло. Из-за коллективизма, из-за воспевания исключительности российского менталитета. Это, по сути, идеал Гармонии низкого и высокого, нищеты и шири, земной любви, тогда как ницшеанство – любит иномирие. А тут – Гармония как русская исключительность!

    Я ожидал, что представителю нынешней 5-й колоны, русофобской, должен не нравиться “Сиверко”. Спросил. Нет, нравится:

    "В моем юношестве на байдарках шли вместе с семьей Игоря Гусельникова-Наташи Бурмейстер по Онежскому озеру, и налетел ветер – он поднимал холодные брызги с верхушек внезапно выросших волн. Остроухов написал картину-прогноз о стране”.

    Для него, контрреволюционера 1980-х и антипутинца сейчас, плевать, что 100 лет назад со времени его байдарочного похода, в 1880х, перед Остроуховым был спад революционного движения, на что художник плевал с точки зрения вечности и сверхценности сурового менталитета русского народа. Он принимал само превращение страны Александром III в полицейское государство, как холодный северный ветер, который только закаляет русский характер, а не требует революционно менять климат, чтоб Россия противоестественно стала тёплой страной, как идущий к эре Потребления Запад.

    12 июня 2020 г.

11.06.2020
13:29

Останавливает внимание

    По-моему, такая картина останавливает внимание. Чехонин. Иллюстрация к „Фауст и Город“ А. В. Луначарского. 1918. Чем? Какой-то симфонией, торжествующей . . .

10.06.2020
10:19

Битэ-дриттэ, фрау-мадам

    За какими-то непостижимыми ассоциациями я влекусь… Заглавие – от фамилии Бритов. Художник такой. Почти непримечательный. Я его картины рассматривал в интернете . . .

09.06.2020
09:01

Пленительно

    Я читаю книгу, которая есть как бы насмешка надо мной. Это “Крук” (2016) Бердичевской. Я аж вспоминаю… стыдно сказать… как я наткнулся на опус моей дочки-школьницы . . .

08.06.2020
12:19

Принципиальность

    Принципиальным быть трудно и легко. Трудно – потому что надо беспрерывно отстаивать свои принципы, а жизнь их с неиссякаемым упрямством пытается опровергнуть. А . . .

07.06.2020
18:36

Подвиг бесполезный

    Конечный смысл любого текста за пределами того, чтобы быть написанным, — также быть и прочитанным. Деление на ночь. Роман Аросева и Кремчукова “Деление на . . .

02.06.2020
10:03

Можно ли разбить кирпич ладонью

    Десантнику разбить кирпич ладонью можно. В десантники берут особенных здоровяков. Плюс их специально тренируют. А вот может ли разбить кирпич хлюпик от роду? – . . .

01.06.2020
09:24

Кота за хвост

    Нравственность должна лежать в характере. И. Кант Начинаю читать выдвинутую в большой список претендентов на соискание премии “Большая книга” 2020 книгу . . .

31.05.2020
15:12

Случайность ли?

    Я не помню, когда я лично по ТВ слышал от Путина общее соображение, что людей жалко. А одно и по конкретному поводу помню, по пожару в Кемерово: мол, заботимся о том, . . .

28.05.2020
09:40

Существует ли идейная безыдейность?

    – Прекрасно! – промолвил Рудин, – стало быть, по-вашему, убеждений нет? – Нет – и не существует. – Это ваше убеждение? – Да. – Как же вы говорите, что их нет? . . .

21.05.2020
20:07

Я растерялся

    Речь пойдет не о, а вокруг фильма Урушадзе “Мандарины” (2013), получившего премии: “Оскар” (2015 – лучший фильм на иностранном языке), “Золотой глобус” (2015 – лучший . . .

19.05.2020
09:50

И никакого шаблона

    Я часто пишу статью в порядке спора с каким-нибудь искусствоведом. Но вот случилось, что то, с чем я примерился спорить, вдруг навело на ассоциацию, заставляющую не . . .

14.05.2020
10:19

Тончайшее

    Пока не могу понять, почему такой давний фильм так свежо смотрится. Из интернета. Наутро после просмотра фильма Зобина “Среди тысячи дорог” (1983) мне вдруг . . .

13.05.2020
12:12

Замотало Мателли

    Я чувствую вину перед своим читателем. (Свой – это тот, кто приметил мою фамилию и читает: что, дескать, он опять написал? Перед тем, кто, наоборот, как раз избегает . . .

11.05.2020
09:56

Кривда Шаламова или Есть левые и левые, а ещё "новые левые"

    Чем хорош для меня Дмитрий Быков? – Тем, что возбуждает энергию неприятия своих высказываний. Каюсь, априорную. Я так много раз его опровергал, что есть соблазн . . .

09.05.2020
18:08

Плохо дело... (Анти)

    Плохи дела со мной: гадостное чувство внушают искусствоведы. Многие из них. Вот уж 60 лет. С тех пор, как я начал самообразовываться в этой области. Вот последний – . . .

<< 51|52|53|54|55|56|57|58|59|60 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100