TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


06.11.2016
12:12

Язва.

    Критикую первую главу романа Аксёнова “Таинственная страсть. Роман о шестидесятниках” (2007). Читаю и пишу. Если меня не подводит слух, Аксёнов над Высоцким язвит . . .

05.11.2016
09:27

Андерсон, который не сказочник.

    А один из открывателей, если не открыватель, постмодернизма. Это теперь, на старости лет, я пришёл к мнению, что в советское время гуманитарная сфера была в полном . . .

04.11.2016
11:14

Много шума из ничего.

    Чем-то впечатлила такая картина. Сергей Григорьев. Сердце города. Софийская площадь. 2011. Акварель, бумага. Уж больно угрожающее небо. А Богдан Хмельницкий кому . . .

28.10.2016
16:48

Голубые воришки?

    Извиняюсь за странность названия: множественное число и вопросительный знак образовались непредусмотрено, из-за неожиданного появления второй части статьи. 1 . . .

26.10.2016
15:22

С насмешкой над собою.

    За мною есть грех. Его называют: замыслился. Это значит, что я так глубоко погружаюсь в материал, что забываю, каковы обыкновенные люди (тот же я сам, незамыслившийся), и выражаю то, что мне открылось в том, изменённом психическом состоянии, - выражаю то так… Что, если спустя время, перечитываю мною же написанное, то не понимаю его. Надо опять как-то стать в ударе, чтоб понять себя самого.

    Наверно, потому я статью, в том числе и о “Кающейся Магдалине” (ок. 1565) Тициана (см. тут), постеснялся отправлять в какой-нибудь журнал.

    Но я там, кажется (может, где и раньше), открыл для себя тот фундаментальный принцип, что в искусстве стиля имярек борются два противоположных мировоззрения. В эпоху Позднего Возрождения, к которой относится и поздний Тициан с его “Кающейся Магдалиной” борются разврат с нравственностью. Трагически борются. Веря, что вот-вот победят, но… Трудно идёт. Ценой, может, и личной смерти. Как Галич (за капитализм) и Высоцкий (за настоящий социализм, т.е. с каждый день увеличивающимся самоуправлением,) 400 лет спустя. (Очень здорово сравнивать искусство Позднего Возрождения с искусством излёта хрущёвской оттепели – они оба движимы были идеалом одного типа: трагического героизма.)

    Так теперь, читая там и сям о “Кающейся Магдалине” текст, игнорирующий вышеназванную борьбу мировоззрения безнравственного с мировоззрением нравственным, я чувствую необходимость прежнюю статью переписать – более понятно.

    Тут, правда, встретится проблема психологическая. Надо раздвоиться. Стать временным шизофреником. Как при игре в шахматы с самим собой. Ибо то, что плохо для одного мировоззрения, есть хорошее для другого. И наоборот, то, что хорошо для одного, есть плохое для другого.

    Время позднего Тициана было временем религиозной войны протестантов с католиками. Протестанты считали католицизм развратом. В 1527 году Рим был разорён немцами-лютеранами, ибо "Рим был символом отступничества от христианских ценностей, погрязшим в грехах” (Википедия). В самом Риме сам Микеланджело уже стал такого же мнения (см. тут, тут и тут). Но поздний Тициан был мнения противоположного. Так Микеланджело в своём гневе стал фигуры уродовать (удлинять, вывёртывать в невероятные позы, а позже – то уже был следующий стиль, маньеризм – и вовсе оставлял необработанные куски мрамора). А Тициан ударился в цветность, так сказать.

    "Это настоящие красочные симфонии” (http://www.artprojekt.ru/gallery/titian/051.html).

    Смотрите, на коже лица есть и бурый цвет, и зеленоватый, и оба они нескольких оттенков. Один бурый на одной щеке, другой – на другой. Один бурый – в глубокой тени, другой – в полутени. А какой в уголках губ? И разный же в каждом уголке. То же с зеленоватым. Один – слева (от нас глядя) от левого глаза и на левой стороне носа, другой – справа от верхней губы. А сколько оттенков в белках глаз? –В одном левом (от нас глядя) – семь. Что-то то же с губами.

    Интересно, будет ли то же разнообразие на другой репродукции?

    То же.

    Зелёного, правда, нет, но есть серо-синяя кожа, дымчатая, коричневая, чуть не чёрная, помимо бледно-розовой и тускло-бело-жёлтой.

    "В этот период художник пользовался более жидкими красками. Прежнее колористическое богатство уходит, и на первый план выступает игра света – цвета как бы “тлеют изнутри”. Главную роль играет приглушенный золотистый тон, чаще используются оттенки сине-стального и коричневого” (http://www.kakprosto.ru/kak-860749-osobennosti-zhivopisi-ticiana).

    Всё-таки трагическая борьба идёт вокруг.

    Другое дело, что может быть неприятно с непривычки так вблизи рассматривать. Это вменяли в вину современники и престарелому Тициану.

    "Они привыкли к четким формам, которые можно было смотреть независимо от того, где ты стоишь, вблизи или вдали” (http://www.pr-j.ru/iskusstvo_i_kultura/tician.html).

    Географически враждебные идеологии в Западной Европе разделились по странам света в общем так: на севере – Реформация, на юге Контрреформация. А Италия на юге. Так, думаете, католики под флагом аморальности боролись? Нет. Они стали тоже за нравственность. Они застеснялись наготы обнажённых фигур в “Страшном суде” Микеланджело. Наняли художника, “одевшего” фигуры в накидки и штаны. В соответствующие подобному фарисейству окружающих, то есть в плохие минуты стыда за трусов, поздний Тициан применял противоположный цветности приём – монохромию.

    Тициан. Святой Иероним. 1531.

    Иероним, наверно, не зря, как и блудница Магдалина, был избран антиаскетом, так сказать, Тицианом для изображения.

    "…в характере его было столько неоднозначности, столько он успел нажить себе врагов при жизни, столько успел возбудить споров о себе, что понятно, почему некий папа эпохи Возрождения, глядя на одну из бесчисленных картин, на которой Иероним был изображен как истощенный постом и бдением аскет, бьющий себя в грудь камнем, воскликнул: "О Иероним! Если бы тебя однажды не увидели в этой позе, ты никогда не попал бы на алтари церкви!"” (http://www.ieronim.ru/ieronim/life.html).

    Так Тициан его изобразил, наоборот, богатырём телесным.

    Иное дело – во времена более ранние. Когда трагедии ещё не было. Когда была Гармония высокого и низкого, когда была эпоха Высокого Возрождения.

    "Эмалево-чистые краски насыщенны, а их неожиданные сопоставления придают картинам особый колорит. Часто встречаются сочетания красных и синих тонов” (http://www.kakprosto.ru/kak-860749-osobennosti-zhivopisi-ticiana).

    Тициан. Вакханалия на острове Андрос. 1523. Фрагмент.

    Тут серо-синего, дымчатого, коричневого, чуть не чёрного на коже не найдёте.

    Чуть не чёрного и серо-синего ни на одной фигуре не найдёте.

    Вот при этаком, несколько упрощенном, описании эволюции живописи Тициана всё становится очень ясным. И я могу это выставлять для широкого рассмотрения.

    Но немножко стыдно.

    В самом деле, почему в “Кающейся Магдалине” и “Святом Иерониме” (всё же блуднице и всё же буйном человеке) трагическая борьба с сильнейшим (аскетизмом) за естественность, а в “Вакханалии” (бесстыдно голых) – победное (над аскетизмом) утверждение естественности? Магдалина что: плачет от снисходительности Иисуса, бывшего всё же человеком при жизни на земле и понимавшего, как милы были ей семь бесов, которых изгнал он из неё? А Себастьян что: не себя бьёт камнем в грудь, а на кого-то камнем замахнулся? И в чём гармония естественности пьющих вино? В том, что они не прелюбодействуют так же беззастенчиво, как оголились? – Неужели разное впечатление от красок (тление изнутри или монохромия и бравура) есть образы Трагизма и Гармонии?

    Это – мой собственный домысел (образность красок). А кто я такой, чтоб выдвигать свой домысел?

    С другой стороны, есть не мой домысел (минус-приём), который бы мог логически объяснить смену оперирования красками при Высоком и при Позднем Возрождении. Но. Он трудно постижим непривыкшим читателем, вспоминающим, что быть логичным не значит быть правым. Да и не логика там, если точно, а иное. Вот, что написано в пособии по логике:

    "Размышление над основными принципами и операциями мышления способствует развитию и совершенствованию не только собственно логических, но и других мыслительных навыков. Оно учит, в частности, умению <…> раскрывать замысел и композицию целого…” (Ивин. http://stavroskrest.ru/sites/default/files/files/books/ivin_logika.pdf).

    Заметили? Замысел не логически открывается.

    Логика – это дедукция. А раскрыть замысел – индукция. Логика из верных посылок всегда даёт верные выводы. А индукция – не всегда. И есть – причём много-премного – радетелей обелить это “не всегда”. Произведение искусства, мол, может быть истолковано по разному.

    И был в ХХ веке великий открыватель, что такое художественное (тоже эстетическое, как и образность), но не образность, а противоречивость. Выготский его фамилия. Но. Как в СССР был колоссальный провал в гуманитарной сфере, а капитализм (ради оболванивания) был в ней не заинтересован, то приёмом Выготского никто не пользуется.

    И если я теперь им воспользуюсь, то большинство вспомнят уже упомянутое изречение, что быть логичным не значит быть правым.

    Минус-приём означает, что художник намерено от чего-то очень известного так отталкивается, что вообще его не применяет. Что бросается в глаза современникам. (А через 400 лет об этом знают только специалисты.) Так вот в Раннее Возрождение был такой порыв вон от небесного к земному, что появилась тяга рисовать голых. Она породила реакцию – тягу к одухотворённости. Беато Анджелико её воплотил. Рисовал в кельях, глушил цвет. Тот, мол, не должен отвлекать монаха от богомыслия. “Безыскусственность” называлось это. Так Высокое Возрождение в пику ей породило бравуру красок. А Позднее Возрождение в пику бравуре – тление изнутри.

    Так современники Высокого Возрождения переживали от картины современника и отсутствие глушения цвета (высокие помыслы), и его бравуру (низкие помыслы). По теории упомянутого Выготского эти противочувствия, сталкиваясь, рождали третье переживание. Которое, если его осмыслить (не в акте восприятия, а в акте последействия искусства) и назвать одним словом, то оно будет Гармония. Потому и стиль назвали Высокое Возрождение.

    А современники Позднего Возрождения переживали от картины опять современника, позднего Тициана, и отсутствие бравуры цвета (торжества низкого), и тление его изнутри (упорство низкого). Третье от столкновения этих двух и последующего осмысления – вот-вот победим этих аскетов.

    Так если б такие рассуждения были часты до банальности, их бы принимало большинство. Но…

    И вот я в одиночку бьюсь. (Поверьте, что в одиночку.)

    И как-то будет принято, например, вот то, что вы, читатель, только что прочли…

    Может, надо актуализировать материал?

    Этому есть возможность.

    Все идеалы, которыми движимо искусство, повторяются в веках, и их всего несколько типов. То есть всегда можно обнаружить актуальность по сходству или по противоположности. Галич и Высоцкий уже упоминались. То было время, когда определялось, вылечится ли заболевший социализм или нет. Сейчас, собственно, есть похожесть. Креативный класс, так называемый, не хочет страдать из-за санкций от отсутствия сыра пармезан, а уралвагонзаводовцы, согласны пострадать за то, что Крым наш. Антиаскеты и аскеты. Но долго ли протянут антиаскеты? Историческая аналогия говорит, что побеждают они. Поздний Тициан, а не поздний Микеланджело, так сказать. Галич, а не Высоцкий.

    Но такой будет история до того момента, пока человечество поймёт, что погибнет от перепроизводства и перепотребления, от материального прогресса, и что только коммунистический принцип “каждому по разумным потребностям” может спасти. Со страха его все мирно примут. Так что будет и на улице аскетов праздник. А поздний Тициан сейчас актуален по сходству. Потому будет – по противоположности.

    10 октября 2016 г.

Что говорят об этом в Дискуссионном клубе?
337253  2016-10-26 15:53:29
Константин Бучельников
-

24.10.2016
14:21

Впечатление.

    Эта статья началась с недовольства. Недовольства столь многим, что лучше туда и не погружаться. А оно, недовольство, происхождением имеет, подозреваю, в душе моей . . .

21.10.2016
15:25

Я поражаюсь.

    Поражаюсь я на Ортегу-и-Гассета. Почему-то думалось, что знаменитый философ хорошо чует, что “говорят” нам великие живописцы. Поражаюсь я и тому, как этот философ, . . .

19.10.2016
11:54

Притяжение.

    Естественное дело: сперва нравится, а потом начинаешь думать, почему. Да? Но я стесняюсь. Как вдова, почернела земля заповедная. На угрюмой реке неспокойна вода . . .

17.10.2016
15:51

Страсти по Гроссману.

    1.1 Я про Гроссмана услышал в перестройку. А та очень скоро стала мне подозрительна, что дело ведётся к реставрации капитализма. И, хоть я был противником . . .

14.10.2016
14:28

Песни об Иване Васильевиче.

    В Орле открыли памятник Ивану Грозному. Новости. Ну чем они хороши, старинные народные песни? – Тем, что исполняют свою функцию – выражать черты народного . . .

12.10.2016
21:19

Странность как индивидуализм.

    Я очень практикую вживание при попытках открыть художественный смысл конкретного произведения искусства. И это основано на вере, что я могу вжиться в кого угодно. . . .

11.10.2016
14:43

Всё сходится.

    Сходится вот что: 1) что Сокуров в 2016 году повёз свой фильм “Франкофония” (2015) на 7-й Одесский международный кинофестиваль (а всё-таки там русофобская власть, . . .

09.10.2016
09:54

Тургенев-то - не реалист.

    Нехорошую закономерность замечаю: я всё чаще начинаю писать статью, очень и очень мало представляя себе, что нового я смогу сказать. То есть мне приходится . . .

07.10.2016
13:39

Потомки религии Вуду.

    Я иногда взгляну на себя как бы со стороны и удивляюсь: я почти всё знаю не непосредственно, а со слов других. Тем не менее, у меня страсть всё упорядочивать. Я, . . .

06.10.2016
16:02

Люблю себя ставить в трудное положение.

    От трудного положения можно ждать открытия. Правда-правда. Я раз из-за чудовищной конструкторской ошибки сделал почти изобретение. Потому почти, что, как . . .

04.10.2016
10:40

Пути Господни... исповедимы.

    Вот такую ересь вынес я в название. По странной ассоциации. В писаниях о художнике Бойчуке, как выразителе неовизантизмом украинства, так сказать, упомянули . . .

03.10.2016
17:47

Завывание.

    В эту минуту мне кажется, что я понимаю, завывающих от тоски собак. Или волков. Минута эта – чтение таких слов у Александра Бенуа о художнике Герарде Терборхе . . .

01.10.2016
21:32

Провокация.

    Где-то когда-то я прочёл, что-то типа, мол, бесчеловечный политический режим не способен создать художественное произведение. И в пример приводился режим Франко, . . .

28.09.2016
13:59

Муки сомнений.

    Я отличаюсь от обычных зрителей произведений изобразительного искусства. Я следую мнению великого методиста преподавания литературы Гуковского. Он считал, что . . .

27.09.2016
11:14

Как изнасиловали Чуковского.

    Я еврей по советскому паспорту, но почти не испытывал в СССР бытового и государственного антисемитизма. Может, потому что не похож лицом и ментальностью на . . .

<< 71|72|73|74|75|76|77|78|79|80 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100