Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й С М Ы С Л
ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина
01.04.2014 |
Ностальгия по настоящему. Что настанет. Я удивился, услышав вчера, что в Крыму губернатор будет не избираемым населением. Как в Ингушетии, где кланы. Казалось бы, крымчане такими самостоятельными себя зарекомендовали. Ан нет. И им недоверие. И они могут сойти с ума, как все √ при развале СССР. Как те тысячи, что вышли на протест против осуждения жулика Навального. Или именно самостоятельность крымская как раз и напугала? Как майданская?.. Или кланы теневиков померещились в Крыму? √ Испугался кто-то чего-то. Не время-де такая черта самоуправления, как избираемость губернатора населением. Самоуправление √ душа коммунизма. Если её нет √ и движения к коммунизму нет. По-прохановски вместо коммунизма √ счастье, рай. И стремление крымчан в Россию выглядело порывом к раю. Ан нет. Рано? Похоже поступил и Сталин. На XIX съезде предложил (и было принято съездом) заменить маленькое Политбюро на большой Президиум, где полно не партийных, а советских работников. По идее √ передача власти от партии советам. А на первом же пленуме ЦК в нарушение устава Сталин сам предложил опять избрать маленькое Политбюро. √ Рано самоуправляться? Разузнал про готовность американской стратегии ⌠массированного удара■? Или надо сначала нам зажиточными стать? Вперёд тело, а не дух? Вот и дожили, настоящее-то отодвинув. То же происходит в фильме Досталя ⌠Человек с аккордеоном■ (1985) и в то же, сразу послевоенное, время. Ненастоящим считал себя Дмитрий Громцев и √ скромничал. Видел, что только старается его любить Лёля Глан. Поэтому, когда она решила ему, уходящему на фронт, отдаться, он решил её самоотверженность не принять. И воевал не за страх, а за совесть √ чтоб стать настоящим. Потому и не жалел себя даже в последние дни войны. И, такова, наверно, злая судьба Громцева (не Громова!) и страны┘ Как в старом анекдоте: ⌠Чем отличается фашизм от социализма? √ Там очень плохая идея попала в очень хорошие руки, а тут очень хорошая идея попала в очень плохие руки■. √ Вот стоящего парня и ранило. Тяжело. Сама История распорядилась. Не тот социализм строили. Значит и в проигрыше оказывались настоящие. И Громов стал всего лишь Громцевым. Маленьким человеком, от которого ничего не зависит. Тем, кого оттирают хорошо пригодные для не того социализма, что надо. Тень это социализма, в общем. Потому и исчезнет тень. Переродится. В капитализм. Что мы и наблюдаем в 1985 году. √ Последнюю судорогу настоящести: ускорением назвавшуюся. Оно казалось поначалу новой революцией, на этот раз уже с разрушением (гласностью) врага самоуправления как души коммунизма, - тоталитаризма. Но √ всего лишь последней судорогой это оказалось. √ И предвидит это Досталь, редкий человек, чувствовавший в послевоенные дни и в ⌠ускорении■ 85-го трагическую поступь Истории. Кончается фильм красивым салютом (не то, что в конце войны) и под песню, наоборот, не такую пронзительную, как те, что пел настоящий человек, главный герой фильма. Чувствовавший, что не его это было время. Случайно ли, что это оказалась единственная песня в фильме, которую я не знал. (Нет, я её слышал. Но не запомнил ни слов, ни мелодии. Нехорошая, видно.) Здравствуй, здравствуй.
Я понял и почему она для меня когда-то была нехороша. Её пел Утёсов (слушать тут). С этим своим противно завывающим глиссандо от основной ноты почему-то вниз: порога-а-а. Как на останавливающейся пластинке. Его задушевная томность казалась мне притворством. Меня только что не тошнило, когда я его слушал. √ Блатной и всё тут. Золотухин в фильме пел её как через край счастливый человек. Но на меня √ впервые в фильме √ не действовало. Из-за слов, наверно. Они ж совершенно не о том, что было лично с Митей Громцевым при возвращении с войны. Он же не мог ни на что рассчитывать, ТАК расставшись с Лёлей. ⌠- А ты всё такой же. Вдруг исчезаешь куда-то. И стоишь один в темноте■. И при возврате с войны что` его ждало? Заклеенные газетой окна нежилой квартиры Гланов. Потом её заселили, но чужие. Потом он узнал, что родителей Лёли убило в Сталинграде, а где Лёля √ неизвестно. И он её не искал. А и вдруг встретил, так невестой на свадьбе, куда его пригласили поиграть. √ Все не по песне. Другие песни Громцева всегда вламывались вопреки окружающему. И √ побеждали окружение. Но всегда они мне были знакомы и любимы когда-то.
Это он, ещё не зная о начале войны, пел под окном Лёли, прорвавшись к её слуху через сводку информбюро в репродукторе в её квартире и оторвав её от предчувствий: ⌠а в Киеве уже людей убивают■, - и, как сомнамбулу, двинув её к окну, к себе┘ Или как все ожили на той несчастной свадьбе, что назначена была под угрозой отчисления из института, если виновник не женится.
И не танцевальная, вроде, вещь, а как все рванулись танцевать. И┘ Подрядился Митя петь и играть на свадьбах. Лишь бы люди радовались.
Нет. Эта незадачливая песня ⌠Здравствуй, здравствуй■ звучит и недалеко от начала фильма. Как демонстрация соседям привезённого с войны, получается, аккордеона. Но там √ соседям по коммуналке. Действительно, он дома там. И потом соседи ж все высыпали из своих комнат и зачарованы. √ Там эта песня проходит. А в конце √ нет. В конце √ бездушные россыпи салюта, а не живые, сливающиеся с Митей во что-то единое, люди. Кончается время надежды на настоящесть. И Досталь это увидел раньше других. Но не спокойной мудростью веет от этого открытия, а тихой грустью. В тупик завела История. С большой буквы. Давно вела. Потому и неважно, что по времени сразу после войны звучит такой диалог: ⌠- Для меня ничего удивительного в нашей ситуации нет. Я много на свадьбах играл. И странный закон обнаружил. Самые лучшие невесты, как правило, всегда достаются неважным парням. Исключений почти не бывает. Даже странно, неужели эту липу никто не замечает, кроме меня. Впрочем, у меня опыт очень большой■. Смог бы Сталин провести передачу власти от партии советам √ было б иначе. А не смог┘ √ Сломлен был народ всем ходом Истории, с первых послереволюционных лет извне вынужденный отказываться и отказываться от души коммунизма ради его тела. Не настала пора вступать на авансцену Истории настоящим. ⌠┘Впрочем, у меня опыт очень большой. - Но только теоретический. Ты ведь не женат? - Нет. - Тогда понятно, откуда такая философия. Постой. Подожди. А что если мы┘ восстановим справедливость? - Что ты имеешь в виду? - Ну ты же сам сказал, что несправедливо, когда хорошая невеста достаётся недостойному жениху. - Спасибо, Лёля. Спасибо, что ты так сказала. Только это ни к чему. Я знаю, что ты всегда хотела полюбить меня, но┘ Я ведь не герой твоего романа. И ты это знаешь■. Теперь Дмитрий знает, что он таки настоящий. Но знает он и то, что время не его. А √ ярких, пустых. Как этот Лёлин жених. Как тот знакомый артист, что встретился ему в аптеке. Как та красотка из его дома, за которой кавалеры приезжали аж на легковых автомобилях. (Это как давят на спорт больших достижений. И можно лишь удивиться, что вдруг вспомнена массовая система ГТО. Сурдоперевод так и не закрепился на ЦТ┘) Удивительно, что настолько без отвращения к настоящему для него времени изъяснился его отрицатель, уповающий на время сверхбудущее, - изъяснился режиссёр с такой √ опять удивительно √ символической фамилией Досталь.
31 марта 2014 г.
|
||||||||||
26.03.2014 |
Неправду говорит про себя словами Валентин Сидоров.
|
||||||||||
16.03.2014 |
|
||||||||||
11.03.2014 |
Что такое вестернизация русской литературы.
|
||||||||||
09.03.2014 |
|
||||||||||
02.03.2014 |
|
||||||||||
24.02.2014 |
|
||||||||||
18.02.2014 |
|
||||||||||
10.02.2014 |
|
||||||||||
03.02.2014 |