Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й С М Ы С Л
ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина
13.12.2013 |
Но как я пролетел! Пролетел я с оценкой (обнаруженного одним ни в чём не заинтересованным корреспондентом) безразличия большинства присутствующих на евромайдане к евроинтеграции Украины в начале декабря в 2013 году. Я оценил безразличие как мещанство большинства присутствующих. Невольный намёк получился на проплаченность присутствия и на оранжевость революции. Оранжевые ж революции это движения меньшинства, считающего себя духовной элитой, а не народа, то есть большинства, элитой себя не считающего. И оранжевые революции выражают интересы меньшинства. В России в 1991 году, например, на стороне √ так они себя называли √ революционеров были, например, рокеры, отличающиеся ⌠катанием на мощных мотоциклах и тяжелыми кожаными одеяниями■ (Большой толковый социологический словарь). Это √ дорогое удовольствие. И идеал таких людей √ вседозволенность предельного опыта в обществе потребления. ГКЧП мыслился как возврат к советской власти, которая хоть и лживо боролась со вседозволенностью, но всё-таки боролась. И рокерам этого было не нужно. А народу √ нужно, как это стало явным через 20 лет. Менталитет народа не меняется веками. То же, собственно, с украинцами. Они любят лузгать семечки, как и другие славяне. И мечтая о рае Европейского Союза, хотят скорее без виз туда ездить в своё удовольствие, а не потому, что работы не станет от наводнения страны западноевропейскими товарами. Но то √ народ думает про безработицу, а не активисты с политическим темпераментом. Последние же идут на майдан стоять как на обычное дело, пожалуй. Революция и┘ обычность. А я пролетел с мещанством активистов. И вернули меня к истине Гойя с Лотманом. Лотман одним своим соображением побудил, было, меня усомниться в художественности (противоречивости) офортов Гойи. Вот оно, соображение: ⌠Обеднение жизни (тупость, идиотизм, физическое безобразие) тоже может быть предметом искусства, но оно требует компенсации в виде подчеркнутого отрицательного отношения автора. Это мы видим в карикатуре или, например, в гравюрах Гойи■. ⌠┘два противопоставленных объекта меняются доминирующими признаками┘ Эти перевернутые сюжеты, как правило, использовались в сатирических текстах■. Как правило... Но! Для меня-то сатира √ малохудожественный род искусства. Он имеет дело со знаемым. Автор, критикующий нечто, ЗАРАНЕЕ знает норму! То есть в таком произведении не будет загадки, тайны для восприемника, ибо не было её и для автора. Автор не подсознание своё выражал, мечась в противоречиях текста, а сознание (равномощная противоречивость ему не нужна.) Идиотизм (отрицательное), будучи отвергнут (отрицательным к себе отношением автора), даёт нормальность. Отрицание отрицания есть утверждение. Тут чистая логика. Было б жаль отдавать Лотману Гойю для характеристики, мол, в гравюрах он сатирик. Ну кого он высмеивает вот здесь? Какое мужество! http://coleccion.obrasocialncg.com/autores_260_goya.html Или пусть даже здесь не сатира, а восхваляющая изопублицистика √ всё равно жаль признавать и то, и то. Судя по названию, он высмеивает женщину (как вариант, по крайней мере). А ну, анализируем, как предлагает Лотман: безобра`зное, перевёрнутый образ, нежная маленькая женщина на войне √ иронией (ей взобраться на гору трупов здоровенных мужчин пришлось, чтоб дотянуться фитилём до запального отверстия; ну а как она до того целилась-двигала эту громаду-пушку? или она по-женски, без понятия, не целясь, наобум Лазаря стрельнет) √ Гойя превознёс героиню (уж на что, на что, а на порыв женщина способна, пусть и бесполезный). Или что-то не то в этом анализе? Движемся иначе. Трогательная нежная женщина на┘ героической войне (все до смерти на своих местах были) √ это нормальная для народа война: до смерти тяжёлая работа. Трогательная хрупкость, нежность женщины √ это сама по себе ценность. Героизм мужчин на войне, не солдат (они не в форме), не отступать до смерти √ это тоже ценность, совсем другая. У мужчин испокон веков принято на войне вести себя геройски. То есть Гойя столкнул друг с другом ценностные противоречия. То, что и определяет художественность, принадлежность к высочайшему искусству. То же, собственно, и с вариантами понимания названия в зависимости от интонаций произнесения (которых нет!): насмешка / восхищение. Ну а разве это подсознательное переживание √ нормальность? √ Да, пожалуй. Пока Гойя это не открыл. То есть это √ реализм!? А ну, смотрим ⌠Капричос■. Ты, которому невмоготу. http://gravura.ts6.ru/book_history_engraving/western_european_engraving_19th_Francisco_Goya.html Тоже перевёрнутый образ всадника. Шпоры на ослах. И вверху они. На людях. Но главное √ как ни в чём не бывало всё. Ослы дружатся друг с другом. Люди┘ Нижний √ тот совершенно равнодушен. Всё нормально. Верхнему, да, невмоготу что-то. Но оба смотрят вниз. Привычно. Ну власть. Ну она от Бога. Так устроено. Что ж. Ну бурчит один. В чём вид ⌠подчеркнутого отрицательного отношения автора■? √ Неужели в заглавии? Или всё же в изображённой ненамеренности поменять норму? Безобразная норма + ненамеренность её поменять = ? ⌠Лишь тогда, когда ⌠низы■ не хотят старого и когда ⌠верхи■ не могут по-старому, лишь тогда революция может победить■ (Ленин). В случае с невосставшей Испанией и Гойей ситуация какая-то оранжевая: низы (человек, лицо которого ниже) привыкли, некие верхи (человек, лицо которого выше) будоражат. И √ пшик. То есть опять реализм! Бесплодность оранжевых революций (как на Украине в 2004-м, как в Кыргызстане в 2005-м, как в Белоруссии в 2011-м, как безнародные дворянские революции в Европе после падения Наполеона). То же √ с недоговорённостью в названии. Там ⌠Заткнись, слабак!■ или ⌠Скинь осла!■? Что если и то, и то. И итог √ совершенно неожидан и нецитируем: ⌠Договорись с товарищем!■ И √ мудр, как это всегда с реализмом. Аж до некой чуть не безнравственности доходящее спокойствие: вот так оно есть, а я, автор, не при чём; разве что открыл то, что вы не видели. Потому и такая отстранённость от содержания чувствуется в уравновешенности форм. В свету одна часть ствола, в тени √ другая. Тёмная верхняя часть женской фигуры √ светлая нижняя. Пирамидальность композиции в правой части офорта √ пирамидальная гора слева. Статуарность господствует и в другом офорте. Встретились, упёрлись друг в друга. Друзья┘ Эти статуарность, уравновешенность не только в изображениях, но и в недоговорённости названий, могущих быть частями прямо противоположного, доказывают, что перед нами не произведение, характерное эпохе Просвещения (хронологически на которую приходится творчество Гойи). У Просвещения тут была б ⌠в лоб■ страсть: ⌠Так! Так! И только так!■ Как у оранжевых теперь. Нет, реализм (социальное открытие художественным, т.е. противоречивым, образом) у него √ это редкие, наверно, прорывы. Он был всё же сыном эпохи Просвещения и воспевал заранее, до акта творчества знаемую норму. 12 декабря2013г.
|
|||||
11.12.2013 |
Почему сериал "Оттепель" Тодоровского плохой?
|
|||||
08.12.2013 |
|
|||||
01.12.2013 |
Острастка Ставроса Диакумиса Укоаине.
|
|||||
01.12.2013 |
Не про "Идеального мужа" Богомолова.
|
|||||
27.11.2013 |
Появился первый признак моей правоты о Германе старшем.
|
|||||
25.11.2013 |
|
|||||
10.11.2013 |
|
|||||
03.11.2013 |
Всё проходит. А унижение народа?..
|
|||||
01.11.2013 |
|
|||||
20.10.2013 |
|
|||||
12.10.2013 |
Внимательность первооткрывателя.
|
|||||
10.10.2013 |
Бедный, всё потерявший, Кундера.
|
|||||
06.10.2013 |
Рассчётливый фокус или вдохновенное искусство?
|
|||||
04.10.2013 |
|
|||||
03.10.2013 |
|
|||||
21.09.2013 |
|
|||||
14.09.2013 |
|
|||||
09.09.2013 |
Может ли состояться несостоявшийся человек.
|
|||||
08.09.2013 |
|
<< 91|92|93|94|95|96|97|98|99 |
Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия
Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите
© 1999 "Русский переплет"