Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й С М Ы С Л
ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина
03.07.2024 |
Новый (для меня) вид импрессионизма
|
||
30.06.2024 |
Я понимаю, почему большинству отвратительно натурокорёжение
|
||
28.06.2024 |
|
||
18.06.2024 |
|
||
17.06.2024 |
И Никита Михалков свалился раз в антисемитизм
|
||
15.06.2024 |
«Полюбилась» мне предательница Вольтская
|
||
15.06.2024 |
«Полюбилась» мне предательница Вольтская
|
||
13.06.2024 |
Меня пленяет трудность как таковая
|
||
09.06.2024 |
|
||
02.06.2024 |
|
||
29.05.2024 |
Молодцы* были американцы, когда издевались над собой
|
||
28.05.2024 |
|
||
26.05.2024 |
Я волком бы выгрыз авангардизм
|
||
25.05.2024 |
Индикатор для определения в прошлом возможности нынешнего предательства России
Кроме одного (см. тут), уже найденного… . Я и всегда почти начинаю с себя, а теперь, чувствую, надо начать с себя очень давнего. Со времени, когда мне, провинциалу, открылось такое явление как авторская песня. Я считаю временем этого открытия 1969 год, когда я познакомился со своей будущей женой, имевшей некий вес в этом явлении. Она была в числе зачинателей движения “По местам боевой славы”. В Кавказских снегах они искали незахороненных. И пели туристические песни по вечерам у костра. От него, этого движения, отщепилось движение КСП (клубы самодеятельных песен). Она и там преуспела в масштабах города (Одессы). Приз, стеклянный дельфин, теперь стоит в буфете у нашей дочки. Что симптоматично – куда скатилась авторская песня. Она началась с хрущёвской оттепели, так называемой. И это было какое-то чудо, считаю я. А я теперь (да и давно уже) – человек-экстремист эстетический. Разбил искусство на неприкладное и прикладное; назвал неприкладное первосортным, а прикладное – второсортным. Неприкладное, мол, рождается подсознательным идеалом, а прикладное – замыслом сознание. Меткой прикладного считаю странности и недопонятности. И вот массовую самодеятельность в явлении авторской песни считаю первосортной, неприкладным искусством. И разбиваю на две ветви: левую и правую. А содержанием подсознательного идеала левых авторов считаю настоящий социализм, а правых – метропольный (как на Западе) капитализм. Содержание это сознанию авторов и восприемников дано не было, как и полагается всем подсознательным идеалам, какие они ни есть в истории искусства. А доказательством, что я попал в истину с таким толкованием авторской песни – тут я прошу мне поверить на слово – является та горячность, с которой принимались мои разборы, когда я излагал их перед исполнителями и слушателями этих песен. (Собирались только надёжные люди, которые не донесут в КГБ {оно и правых и левых гнобило}.) Ясного понятия настоящего социализма у меня тогда, правда, ещё не было. Но чувствовалось. Позже я называл его так: ежедневное увеличение доли самодеятельности при попустительстве государства вплоть до полного отмирания государства, что и означит наступление коммунизма. Наверно, теперь надо это не распространять на хозяйственную деятельность, где господствуют специалисты, а в каком-то будущем их заменит искусственный интеллект и роботы. А люди будут жить в искусстве: творцами и сотворцами. Странностью в тех песнях была грусть. Нормой же, задаваемой эстрадой, был оптимизм. Левые и правые темно предчувствовали, что ничего не получится с достижением неосознаваемого ими их идеала: настоящего социализма и метропольного капитализма. – Что и случилось в относительно скором будущем (через 20 с чем-то лет после 1969 года). И теперь вот я думаю, что тёмное предчувствие со временем привело к вырождению явления, к возвращению авторской песни из необычного для неё состояния неприкладного искусства в обычное, прикладное. Помните ещё, что такое прикладное? – Рождённое замыслом сознания. Например, любовные песни, застольные, туристические без того довеска, какой они приобрели в 60-е годы. Вот одна из таких туристских, в 1982 году победитель всесоюзного конкурса на лучшую туристскую песню – “Люблю костёр”, слова Михаила Садовского, музыка Романа Майорова (слушать, например, тут):
Перед тем, как начать писать эту статью, я прослушал эту песню. А пока выше прочтённое вами написал, я её уже не помню. – Плохие и слова и музыка. Это не значит, что вообще прикладное искусство оправдывает моё его называние второсортным. Нет! Я первосортным называю за тонкость переживания, а второсортным – за силу. Просто таланта требуют оба, но второе его требует в принципе меньше. Поэтому маленькому таланту или бесталанному легче создать произведение прикладного искусства. Когда наступил общественный упадок после хрущёвской оттепели, силу набрали малоталантливые. Вон, в 1982 году эта песня победителем стала. Мне-то зачем понадобилось с ней связываться? – Меня попросили написать о рассказе её автора. Я, не глядя, по обыкновению своему, что это за человек, рассказ разобрал. Такой автор должен теперь в лучшем случае держать фигу в кармане на СВО на Украине. Смотрите. Прочитав рассказ Садовского “Соседи” (самая ранняя его датировка - 27 июня 2013 г.), я лишний раз удостоверился в своей деревянности. Персонаж Фельдман напился от тяжёлых воспоминаний и чувствительность его ещё больше обострилась. И автор предлагает мне поверить, что 66 лет спустя после расстрела его отца (в 1947 году) можно ТАК переживать от несправедливости. Мне это тяжело в мои 85 сегодня. А может, ещё и потому, что я до 18 лет, до 1956 года (“разоблачения” культа личности Сталина) не знал о существовании несправедливых репрессий в сталинскую эпоху. В это, может, кому-то теперь трудно поверить (особенно либералам по мировоззрению), но это факт. Я родился в том самом пресловутом 1938 году, но родился в глубокой провинции, которой репрессии не коснулись, наверно, совсем, в семье очень мелких служащих (отец бухгалтер в какой-то производственной артели, мать ретушёр в фотографии). Не только их репрессии не коснулись, но и кого бы то ни было из знакомых или знакомых знакомых. Хотя… Году в 1950-м или позже у нас появился маленький радиоприёмник “Москвич” и по нему раз, возможно, это было в связи со смертью Сталина (в 1953), я поймал какую-то станцию, с которой по-русски говорили о вине Сталина за множество невинно убитых, и мама что-то быстро подлетела ко мне и крутанула ручку, чтоб станция пропала. И сказала: “Не слушай это враньё!”. До сей минуты я никогда ни в чём не видел в маме, чтоб она чего-то боялась. И вокруг никто ничего не боялся. Кроме лесных братьев (я к тому времени уже 5 лет жил в бывшей столице Литвы, и по одному знакомому пацану, который ехал на велосипеде, был выстрел). Несколько моих одноклассников имели пап МГБ-шников, но те своих сыновей не посвящали в репрессии. Для меня они – слова, не способные всполошить мою чувствительность так, чтоб я этому Фельдману из рассказа сегодня сопереживал. Да и в 2013-м – тоже. Пусть в 2012-м началось белоленточное движение в России из-за, в общем, поворота политики, грубо, к некому возврату в СССР. Ибо я был против развала СССР и начитался, КАК либералы наврали на Сталина с репрессиями. Чтоб мне войти в курс дела с этим Фельдманом, я прочёл следующее: "Историк Леонид Млечин [который мне чисто физиономически подозрителен, честен ли он] утверждает, что первопричиной дела ЕАК [Еврейский Антифашистский Комитет] было ухудшение здоровья Сталина, точнее, то, что о нем писали западные корреспонденты в Москве. Старого диктатора это сильно раздражало. Основой для спекуляций служили его внешний вид и участившиеся исчезновения из публичного пространства. Но вождя такое объяснение не устраивало. Он был уверен, что кто-то из окружения сливает иностранцам сведения о его медицинских проблемах. МГБ нашло устроившее Хозяина объяснение: информация уходит через родственников его покойной жены. В конце 1947 года арестовали сестру Надежды Аллилуевой Анну, супругу ее покойного брата Павла Евгению, их дочь Киру и второго мужа Евгении инженера Николая Молочникова. . . . . . Получили нужные показания и от Евгении Аллилуевой. Она заявила, что личной жизнью Сталина интересовался ее знакомый доктор наук Исаак Гольдштейн из Института экономики Академии наук. "Меня стали жестоко и длительно избивать резиновой дубинкой, - показывал впоследствии Гольдштейн. - Измученный дневными и ночными допросами, я стал оговаривать себя и других лиц". Гольдштейн дал показания на руководителя исторической комиссии ЕАК Захара Гринберга и главу комитета Соломона Михоэлса, который якобы "проявлял повышенный интерес к личной жизни главы советского правительства, чем интересовались американские евреи"” (https://www.bbc.com/russian/features-46225286). Так подвёрстывается Фельдмановское: "только я сорок седьмой хорошо помню…”, - и последовавшее угасание мамы. А также: "справку получили через десять лет, что не виноват он…”. (То есть 10-то лет мама ещё жила. Впрочем, если она непрерывно на одном и том же нерве "дрожала мелко-мелко и часто”, рассказывая об отце, то это врезалось Фельдману и мыслимо, что действует и 56 лет спустя, в 2013 году. Но более вероятно, что просто автор накручивает себя – ибо интенсивность белоленточного движения падала c 2011 к 2012 году: https://oko-planet.su/politik/politikrus/153096-doklad-novaya-protestnaya-volna-mify-i-realnost.html Садовский в ужасе от “возврата” в СССР, и отсюда ТАКАЯ странная памятливость и чувствительность у его Фельдмана. Этим же объясняется его нынешняя – в 28.04.2023 – повторная публикация рассказа: СВО на Украине ведь колоссально двинуло общественную жизнь России влево, от капитализма, что Садовскому плохо переносимо, ибо для него капитализм и свобода – близнецы-братья.) Не верите, что страсть накалена? – Перечитайте: "Выпил-то он не так уж много и, когда почувствовал, что хмель не берёт его, а только внутри всё сильнее и сильнее жжёт, будто кто-то влил в его сосуды раскалённого свинца, какой он вытапливал на углях в консервной банке, когда мастерил себе блёсны для рыбалки”. "...слова были самым страшным, что можно было себе представить, — хуже ничего не было. В эти два слова входило всё неустройство жизни, от глупости до предательства, от невежества до насилия — всё, что не давало посмотреть любому человеку в глаза, потому что в душе какая-то грязь”. Предложения такие длинные, что аж задыхаешься. Как задыхалась и мама, рассказывая об отце: "И мама потом никогда не жаловалась, она и об отце спокойно рассказывала… мне… ну, для примера. А когда останавливалась воздуха набрать, или вздохнуть…”. Или вот: "А я вот забыть не могу, как у меня от этого сжималось всё внутри и холодело, будто меня в прорубь окунали”. Страсти-то мордасти какие, а? Мне аж вспоминается – как из другой жизни – как я, 48-летний, не понимал, как теперь жить, когда умерла мама, или как я, 65-летний, не мог видеть вообще людей, когда умерла моя жена. Так это я вошёл в курс дела. А сперва я вообще не понял, чего Фельдман так страстен. Стал даже искать в интернете про психические эпидемии в истории человечества. Думаю, автор подчёркивает еврейство своего персонажа, а у евреев может быть генетическая память о жизни в местечках, а отсюда "переживания, свойственные деревенским жителям того времени [средневекового, когда было особенно много психических эпидемий]" (https://podcast.lib33.ru/psixicheskie-epidemii-v-istorii-chelovechestva/). Я года два назад столкнулся с так взбудораженным евреем. Ему дали телефон мой, как человека, родившегося и жившего в Ромнах Сумской области. Человек был взволнован тем же, что и Фельдман ("Уговорил местного одного показать мне, где всё было… ну, где их… и где хоронили… Даже изгороди нет. Лес другой. Понимаешь, место накорчёванное было, а не заросло ещё по-настоящему… и холмики кое-где различить можно… они вытаптывают! Знаешь… — он покрутил над полом кистью руки. — Землю вытаптывают, как собака, когда лечь хочет: ходит, ходит кругами на одном месте и лапы так плотно на землю ставит, что видно: это она траву вытаптывает, чтобы плоско было, чтобы улечься и ничего не росло под ней, не мешало покою. И эти так же, а ещё когда вытопчут, как молитву твердят свою партийную [выделено мню]… ”). Взбудораженность его была оттого, что, будучи в отпуске, он услышал, что там, в лесу под Ромнами, собрались срыть следы убийства всех евреев Ромён, убитых в 1941 году (правильная затея нацистского режима Украины). И он хотел поднять общественность, что ли, чтоб что-то сделать для сохранении памяти о невинно убиенных. Он спрашивал нет ли там моих родственников. Я сказал, что точно нет и что очень стар и маломощен. И он отстал. И ничто во мне, деревянном теперь, не шевельнулось. А в Фельдмане Садовского ого что делается. "Если говорить широко, то всю древность и средневековье можно назвать затяжной психической эпидемией” (https://darkermagazine.ru/page/epidemii-razuma). Самые последние конвульсии либерализма наводят на мысль, что история повторяется. Что такое русофобия от СВО на Украине? – Не похожее ли явление? Взбудораженность сегодняшнего Фельдмана не то же ли самое? . Написав это я решил глянуть в интернет, кого ж это я так раскокал? – Боже! Какой именитый человек… Уезжал из России, но вернулся. И теперь не уехал. – И мне понадобилось ознакомиться ещё с чем-то, созданным им. – Ознакомился. – Теперь у меня кошки не скребут в душе, что я не увидел в его рассказе первосортности-по-моему. 27 мая 2023 г.
|
||
24.05.2024 |
Искусствоведы – несчастные люди
|
||
22.05.2024 |
Искусствовед Екатерина Андреева и… всераздрай
|
||
01.05.2024 |
Своим искусствоведением – на жалобу артиста Галкина, что неверно его в иноагенты записали
|
||
30.04.2024 |
|
||
11.04.2024 |
У меня явная слабость к предателям России: у иных есть тонкость, а я её люблю
|
||
02.04.2024 |
Утончённый антисоветизм Екатерины Андреевой
|
1|2|3|4|5|6|7|8|9|10 >> |
Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия
Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите
© 1999 "Русский переплет"