TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум Рунетки рунетки
-->
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад?

| Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?
Rambler's Top100
Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


01.10.2022
17:52

Невольная подлость Евгения Добренко (Великобритания)

    Начну с обычных воспоминаний. Отроческих. В какие-то надцать лет мне бабушка по папе подарила скрипку. И я мучил инструмент, а возможно, и уши соседей по . . .

30.09.2022
17:50

Надо же…

    Надо же… Читал-читал стихотворение Шпаликова и в конце вдруг слёзы накатили. По несчастью или к счастью... По несчастью или к счастью, Истина проста: Никогда не . . .

29.09.2022
19:12

Ещё одно объективное проявление подсознательного идеала художника

    Большинство таких проявлений как бы субъективны – “тестовые” странности для времени создания вещи. Ведь от меня зависит, правильно ли я определю нестранное . . .

27.09.2022
22:43

И фамилия-то какая – Поперштейн

    Его фамилия Пивоваров, но он себе взял такой псевдоним. . Я недавно признался, что иногда ненавижу себя за вмешательство словами в созерцание картины. Так вот об . . .

26.09.2022
19:52

Что такое ломография, или Как австрийцы Путина развели на патриотизм

    Это было, когда Путин при Собчаке работал в Питере по каким-то связям с заграницей. Но сначала немного теории. Прочтя “Психологию искусства” Выготского, когда она . . .

25.09.2022
09:41

Вечная тоска

    У меня был один почитатель… Говорил, что все знакомства его – так, пустяк, и только со мной это что-то особенное. По несчастью, я уехал из того города. А когда через . . .

24.09.2022
21:19

Иногда я себя ненавижу

    За вмешательство в смотрение произведений изобразительного искусства своими словами. Когда хочется на пейзаж, скажем, смотреть и молчать от удовольствия . . .

23.09.2022
15:14

Нищета духа

    К Репину я обращался не систематически, натыкаясь. И, помнится, каждый раз удивлялся. Потому что каждый раз Репин являл себя реалистом в истинном значении этого . . .

23.09.2022
15:14

Нищета духа

    К Репину я обращался не систематически, натыкаясь. И, помнится, каждый раз удивлялся. Потому что каждый раз Репин являл себя реалистом в истинном значении этого . . .

22.09.2022
21:11

Ненавистный биографизм

    С тех пор, как я стал персоной нон грата в одном журнале, где меня привечали, я стал оголтелым. Выгнала меня редактриса, имевшая образование психолога. Формально . . .

21.09.2022
17:36

Причина заморочки со спиралью в живописи

    Сперва художников просто считали общающихся с . . .

19.09.2022
12:31

Эмпиреи

    Предположим, что Луначарский прав (самому мне судить не пристало, я музыкально не образован), и целью Мусоргского было: "…величие содержания, глубина . . .

18.09.2022
15:35

Хочется жаловаться, жаловаться и жаловаться

    И в процессе этих жалоб посеять некоторые намёки, если случится на них набрести. Жаловаться хочется на столь многое, что а растерянности я: с чего начать. И стыдно . . .

17.09.2022
21:47

Мимо этого нельзя пройти

    Скульптор Гликман "постоянно имел официальные заказы, рассматривая профессию как средство честного заработка” (Мамонова). А душу отводил в живописи. И . . .

16.09.2022
15:14

Так называемый социализм, зачем, если его, оказывается, ТАК трудно построить?!.

    30 мая художнику Павлу Никонову исполнилось 92 года! Потому мелькнуло в ТВ его имя. А я, оказывается, ещё 6 лет назад с ним “встречался". Его идеал, - думаю, он . . .

14.09.2022
20:06

Смелого пуля боится

    Продолжаю чтение журнала "Новое искусствознание” № 19. Будеева. “Городской пейзаж в ксилографиях ленинградских мастеров 1960-х –1970-х годов. Традиции и . . .

13.09.2022
17:55

Художник Мыльников и современность

     

    Вот цитируются слова Мыльникова:

    ""Историческая картина меняет свои формы, но обязательно должна соответствовать мыслям и чувствам, задачам нашего времени. Она должна не просто отражать то или иное действие, но и давать оценку событию, сопричастную проблемам сегодняшнего дня”” (ссылка перестала работать).

    И я прихожу в ужас. Тут меня осенило, что “Клятва балтийцев” (1946) была реакцией на объявление холодной войны Советскому Союзу, что объясняло вспышку ненависти, через год после окончания войны. Тут – “Изобилие” (1955) – реакция на какое-то упрямое неумение власти справиться с сельским хозяйством, что объясняло усмешку насчёт дурной бесконечности. Тут"Пробуждение” (1957) – в год 6-го Всемирного фестиваля молодёжи и студентов – сомнение, что деколонизация это не неоколониализм, как новая зависимость. А такое обобщение, какое я процитировал, лишает же художника подсознательного импульса в создании картины! Получается, что Мыльников поднаторел в создании произведений прикладного искусства.

    И как же становится противно читать продолжение этой цитаты от лица Дмитренко:

    "Веским подтверждением этому является картина “Прощание”. На выставке был представлен эскиз к картине — образ Матери, подвиг которой не уступает грядущему подвигу ее сына, уходящего в тревожное, опаленное пожарищами пространство. Такие картины подлинно современны, они позволяют остро ощутить высокую человеческую цену завоеванного”.

    Эскиз называется “Голова матери”, и его нет в интернете.

    А в 1975 году ничего такого к 9 мая не случилось, чтоб ТАК загореться чувством по поводу окончания войны. Наоборот, исключительное потепление международной обстановки. “Союз”-“Аполлон” слились в одну космическую станцию. Вот это потепление и был тот ужас, который грозил опрокинуть те достижения, которые сделаны были ценой того, что сделало таким страшным лицо матери к 1941 году: индустриализация, коллективизация, революция. А не начавшаяся война.

    Риск, конечно, обсуждать то, что не видел… Но. Вряд ли не страшное лицо в том эскизе, а на картине оно – страшное.

    Для Дмитренко не существует внимания Мыльникова к "проблемам сегодняшнего дня”, когда он пишет исторические картины.

    Для неприкладного искусства полезно не обращать внимания на слова автора, сказанные вне произведения автора: он в неприкладном движим не сознанием, а подсознанием. Но тут же – прикладное. Можно б и прислушаться. – Нет. Ведёт себя так, словно Мыльников ничего не говорил.

    *

    Так же поступает и следующий искусствовед – Юрий Бундин:

    "Историческая дистанция позволила глубоко осмыслить и отразить события войны во всем многообразии тем, сюжетов и мотивов. Весьма характерными примерами могут служить две картины А. А. Мыльникова: “Клятва балтийцев” и “Прощание”, написанные, соответственно, в 1946 и 1975 годах. На выставке в НИМРАХ были показана лишь подготовительная работа к “Прощанию”, но и она раскрыла многое в пути воплощения военной темы в живописи мастера”.

    Видите: "военной”! Хоть страшное лицо матери стало страшным не из-за только что (как это следует из-за изображённого в самой картине) начавшейся войны.

    Со страшностью лица он обошёлся вольно – с помощью: "вдруг постаревшего лица”.

    И я совсем принципиально не против изображения мистики. Я могу себе вообразить на секунду Мыльникова этаким провидцем ("Историческая дистанция позволила глубоко”), который только из-за максимальной политической разрядки в 1975 году как раз и вещает, как библейский пророк какой-нибудь, о грядущих бедах еврейского народа, который в очередной раз откатывается от веры (теорией конвергенции капитализма и социализма {разрабатывалась на Западе с 1950-х годов и в СССР "переговоры советских лидеров с транснациональными элитариями велись тогда [в 1970 году] полным ходом - https://www.stoletie.ru/territoriya_istorii/sovetsko-amerikanskaja_revolucija_2011-04-21.htm"}): Мыльников, мол, чует геополитическую ловушку Запада, не способного принять само существование российской цивилизации, как это ясно сейчас каждому ввиду почти неизбежности ядерной войны, когда Запад с Украиной удержу не знает, а Путин сказал: “Мы как мученики попадем в рай, а они сдохнут”. Для такой воображаемой ситуации я допускаю применение изображения мистики в виде "вдруг постаревшего лица”. Я согласен с "зримой пространственной близостью Голгофы, показанной горным, безжизненным рельефом и тремя телефонными столбами как аллегория крестного пути”.

    Столбы в самом деле похожи на кресты. Я, правда, не могу согласиться с "горным” рельефом местности.

    Возвышение за спиной матери это не гора вдали, а край балкона на втором или третьем этаже, судя по тому, что точка зрения на всё находится на втором или третьем этаже (лицо матери показано несколько снизу).

    Но можно обойтись без горы, там паче, что столбы-кресты на равнине ж стоят, а не на горе. Обойтись и говорить о Голгофе. Имея в виду не смерть Бога, а смерть человечества в ядерной войне.

    Я согласен вообразить это всё на секунду, и тогда понадобилось бы вживание в кошмар первых дней войны в 1941 году.

    Но не мог Мыльников в 1975 году предвидеть 2022 год. Он сермяжно видел смерть социализма, так называемого, от вещизма, что видели все левые шестидесятники. Это у него сермяжное произведение прикладного искусства.

    А у Юрия Бундина – сермяжное накачивание себя эмоциями, плюя на реалии картины: на невозможность лицу вдруг постареть, на стояние столбов-крестов не на горе. Он знает, что никто не привлечёт его к ответственности. Все привыкли делать вид в торжественные моменты. Тогда целая мораль двойничества была: на собраниях люди были одни, а на кухнях – другие. Официальное красноговорение процветало. А это красно: Голгофа, "о нем, уже положившем душу на алтарь Отечества” и т.д.

    8 июля 2022 г.

11.09.2022
16:02

Подозрение

    Все знают, что заоблачный символизм явился реакцией на трезвый, мол, натурализм в 19 веке. А всё периодично. Мечтательная заоблачность надоела. Улетать из . . .

04.09.2022
14:05

В Советском Союзе секса не было

    Каюсь, я статью искусствоведа Кудреватого о художнике Мыльникове использую, в частности, как источник названий его произведений. Искусствовед их распределяет . . .

03.09.2022
19:00

Упрёки формалисту

    Я дочитал у Кудреватого до второго, не лирического, как он классифицирует, типа пейзажей Мыльникова – до напряжённого. Интересно, что там мне откроется. Пока я . . .

1|2|3|4|5|6|7|8|9|10 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100