Rambler's Top100
Портал | Содержание | О нас | Пишите | Новости | Книжная лавка | Голосование | Топ-лист | Регистрация | Дискуссия
Лучшие молодые ученые России

Авторские научные обозрения в "Русском переплете"
"Физические явления на небесах" | "Неизбежность странного микромира" | "Биология и жизнь" | "Terra & Comp" | Научно-популярное ревю
ТЕОРФИЗИКА ДЛЯ МАЛЫШЕЙ
Обозрение Игоря Иванова
НАУКА

Новости

Научный форум

Научно-популярный журнал Урания в русском переплете

Космические новости

Энциклопедия космонавтика

Энциклопедия "Естествознание"

Журнальный зал

Физматлит

News of Russian Science and Technology

Научные семинары

Почему молчит Вселенная?

Парниковая катастрофа

Кто перым провел клонирование?

Хронология и парахронология

История и астрономия

Альмагест

Наука и культура

 Журналы в сети:

Nature

Успехи физических наук

New Scientist

ScienceDaily

Discovery

ОБРАЗОВАНИЕ

Открытое письмо министру образования

Антиреформа

Соросовский образовательный журнал

Биология

Науки о Земле

Математика и Механика

Технология

Физика

Химия

Русская литература

Научная лаборатория школьников

КОНКУРСЫ

Лучшие молодые
ученые России

Для молодых биологов

БИБЛИОТЕКИ

Библиотека Хроноса

Научпоп

РАДИО

Читают и поют авторы РП

ОТДЫХ

Музеи

Игры

Песни русского застолья

Народное

Смешное

О НАС

Редколлегия

Авторам

О журнале

Как читать журнал

Пишут о нас

Тираж

РЕСУРСЫ

Поиск

Проекты

Посещаемость

Журналы

Русские писатели и поэты

Избранное

Библиотеки

Фотоархив

ИНТЕРНЕТ

Топ-лист "Русского переплета"

Баннерная сеть

Наши баннеры

НОВОСТИ

Все

Новости русской культуры

Новости науки

Космические новости

Афиша

The best of Russian Science and Technology



"Русский переплет" зарегистрирован как СМИ. Свидетельство о регистрации в Министерстве печати РФ: Эл. #77-4362 от
5 февраля 2001 года. При полном или частичном использовании
материалов ссылка на www.pereplet.ru обязательна.

Тип запроса: "И" "Или"

22.04.2002
23:35

Теорфизика для малышей -- 16: самоорганизованная критичность

    Эта заметка -- последняя из трилогии про свитер. Хоть ее можно читать и независимо, для понимания, о чем идет речь, я советую прочитать первую и вторую заметки из . . .

22.04.2002
14:26

Теорфизика для малышей -- 15: обратная задача рассеяния на примере Байкала

    Интригующее название, не правда ли? На самом деле, я хочу показать одну свою фотографию, сделанную осенью прошлого года на Байкале (106-й км Кругобайкальской ж/д, база . . .

07.02.2002
17:33

Теорфизика для малышей - 14: антропное происхождение численного значения массы протона

    В прошлой заметке я описал, откуда в безразмерных формулах появляются размерные величины и с чем связано явление размерной трансмутации с точки зрения теории. Там . . .

07.02.2002
17:31

Теорфизика для малышей - 13: развенчание размерной трансмутации

    Эта и последующая заметки являются продолжением обсуждения, начатого в заметке "Теорфизика для малышей-12: размерная трансмутация -- поразительнейшее явление в . . .

04.02.2002
00:42

Теорфизика для малышей-12: размерная трансмутация -- поразительнейшее явление в теорфизике

    Когда на первых курсах университета (а некоторым, если повезет, то еще в школе) хорошие преподаватели учат своих студентов "чувствовать физику", они обязательно . . .

17.01.2002
20:58

Теорфизика для малышей - 11: про журналистское вранье и несчастную квантовую гравитацию

    Последние годы я активно занимаюсь написанием популярных новостных заметок о последних событиях в физике. Однако иногда ловишь себя на мысли, что гораздо более . . .

15.01.2002
21:03

Теорфизика для малышей - 10: свежайшие новости про Хиггсовский бозон, или возрождение 3-сигмового сигнала

    Это -- краткая заметка вдогонку подробной статьи Николая Никитина "Мелодрама под названием Время искать Хиггс". Хиггсовский бозон, как известно, пока не открыли . . .

13.01.2002
02:39

Теорфизика для малышей – 9: свитер с точки зрения материаловедения

    Итак, вернемся к нашему падающему свитеру и попытаемся понять, что заставляет его так долго "падать". Для тех, кто не в курсе дела, речь идет об интересной загадке из . . .

07.12.2001
22:17

Теорфизика для малышей–8: что может натворить потерянный знак "минус"

    Менее года назад Брукхэвенская Национальная Лаборатория обнародовала последние данные по измерению аномального магнитного момента мюона (читайте подробнее . . .

28.11.2001
00:10

Теорфизика для малышей – 7: про жидкость, "необязательное" агрегатное состояние вещества

    Представьте себе некий мир, который вовсе не состоит из атомов и молекул, а ну какой-то совсем другой. (Я понимаю, что эта фраза из серии "предположим, что шар ≈ это . . .

27.11.2001
23:25

Теорфизика для малышей -- 6: о том, что все состоит из атомов и что из этого следует

    После окончания школы, где-то в начале первого курса всякая там термодинамика, молекулярная физика и тому подобные дисциплины казались мне беспросветным лесом . . .

27.11.2001
23:23

Теорфизика для малышей – 5: про волновое уравнение

    Вокруг нас есть много примеров волновых процессов. Стандартный метод, с помощью которого физика доказывает, что в данной системе в самом деле должны существовать волны, это получение некоего дифференциального уравнения второго порядка в частных производных, известного под именем волнового уравнения:

    д2f(x,t)/дt2 √ v2 д2f(x,t)/дx2 = 0.

    Здесь д это значок частной производной, а v ≈ это скорость волны. После того, как это уравнение выведено, все рады и говорят, что в нашей системе есть волновое движение.

    Где-то в районе первого курса университета это уравнение меня смущало. Ну да, если подставить туда синус, получится все правильно, и даже если подставить любую функцию, зависящую только от разности x√vt, то и она оказывалась решением этого уравнения. Однако как почувствовать, что это уравнение с неизбежностью есть именно то уравнение, которое описывает волны? Можно ли вывести его, не привязываясь к какой-то конкретной волне в какой-то конкретной системе, а просто чтоб из одних только слов "бегущая волна" получить это уравнение?

    Некоторое время спустя я придумал некий вывод, которых хочу показать вам. Я не претендую на нечто новое, я просто предлагаю взглянуть на известные уже вещи с другой точки зрения.

    Итак, я стартую со слов "бегущая волна". Что это значит? Это значит, что тот объект, для которого мы хотим найти уравнение, есть нечто, смещающееся в пространстве. Разумеется, это не просто движение какого-то тела, а смещающийся профиль какого-то распределения, неважно какого.

    бегущая волна
    Рис.1 Бегущая волна.

    Волны бывают разные, но давайте сейчас получим уравнение, описывающее волну, которая бежит вперед без изменения своей формы. Профиль f(x,t), нарисованный на Рис.1, как раз подходит под наше определение бегущей и неизменяющейся волны.

    Что означают слова "бегущая и неизменяющаяся волна"? Только то, что если мы взглянем на профиль в определенный момент времени, подождем, взглянем в другой момент времени, то мы увидим, что профиль не изменится по всоему виду, а только немного сместится. Уже исходя из этого наблюдения, можно записать главное уравнение, описывающее волну:

    f(x,t2) = f(x√v(t2-t1),t1)

    Здесь v ≈ это некая константа, показывающая, насколько "шустро" смещается профиль (она равна, разумеется, скорости волны).

    Здесь я хочу особо остановиться на трех пунктах.
    Первое: самое нетривиальное в этом уравнении, это то, что с обоих сторон стоит одна и та же буквочка f. Это означает, что функция f ≈ не любая, а какая-то особенная: это самоподобная функция, функция, которая равна самой себе, взятой при других агрументах.

    Второе, перед нами ≈ не дифференциальное, не интегральное, а функциональное уравнение. А функциональные уравнения -- самые сложные уравнения в мире. (Кто не верит, пусть попробует решить задачу: найти такую функцию f(x), чтобы для всех x выполнялось f(f(x)) = exp(x). )

    Третье, я хочу донести мысль, что выписанное здесь функциональное уравнение является самым интуитивно понятным волновым уравнением, самым непосредственным переводом слов "бегущая волна" на язык математики. Это уравнение заключает в себе одну-единственную, но самую главную мысль: волна ≈ это самоподобный профиль. И в физике нередко бывает так, что всякие сложные дифуры на самом деле проистекают из одного прозрачного функционального уравнения, которое схватывает самую суть.

    Ну а теперь покажем, как получить из нашего функционального уравнения всем известный волновой дифур.

    Выписанное функциональное уравнение справедливо для любых значений аргументов, в том числе и когда t2√t1 = dt ≈ дифференциально малому приращению. Но тогда обе части уравнения f(x,t+dt) = f(x√v*dt,t) (где t1 заменили просто на t) можно разложить в ряд Тейлора около точки x,t:

    f(x,t) + дf(x,t)/дt * dt = f(x,t) √ v дf(x,t)/дx *dt

    откуда получаем

    дf(x,t)/дt + v дf(x,t)/дx = 0.

    Казалось бы, все. И это пока не совсем похоже на общеизвестное волновое уравнение. Дело в том, что мы пока получили волну немножко странного вида: это волна, которая может распространяться только вправо. Это не совсем то, что нам надо: мы хотим, чтобы у нас волны могли бежать во всех направлениях. В нашей одномерной задаче это значит, что функция волна f(x,t) должна мочь описывать волны, бегущие и влево. То есть функция f(x,t) должна вдобавок удовлетворять уравнению

    дf(x,t)/дt √ v дf(x,t)/дx = 0.

    В итоге, уравнение, описывающее систему с волнами в обе стороны, есть

    (д/дt √ v д/дx)(д/дt + v д/дx)f(x,t) = д2f(x,t)/дt2 √ v2 д2f(x,t)/дx2 = 0.

    Напоследок, небольшое предостережение. Проведенный вывод: это чисто кинематическое объяснение, почему волновой дифур в самом деле описывает бегущую волну. Это лишь некое размышление про свойства волн, и ни в коем случае не может служить методом для выяснения, существуют или нет волны в той или иной системе. Для вывода же волн в конктерной системе надо пользоваться честными и аккуратными динамическими уравнениями.

27.11.2001
23:18

Теорфизика для малышей – 4: про механическую неустойчивость и страшную экспоненциальную функцию

    Еще в детстве я не раз подмечал такую картину: повесил я, скажем, свитер на спинку стула, он там висит час, висит другой, а потом вдруг ≈ раз, и падает на пол. Причем . . .

27.11.2001
23:14

Теорфизика для малышей – 3: побудем в роли Бога.

    Честно говоря, иногда думаешь: ну хорошо, вот есть уравнения, описывающие наш мир, и из них следуют такие-то и такие-то явления. А вот интересно, что было бы, если бы . . .

27.11.2001
23:13

Теорфизика для малышей – 2: пару слов про дробный квантовый эффект Холла

    Эффект Холла ≈ это явление, происходящее, когда проводник с током помещают в магнитное поле. Движущиеся носители тока (например, электроны) чувствуют присутствие . . .

27.11.2001
23:08

Теорфизика для малышей -- 1: о том, что такое конденсированные среды и как теоретическая физика справляется с ними.

    В природе есть много таких систем, которые физики называют конденсированными средами. Типичная конденсированная среда — это когда есть очень много частиц, и при . . .

1

ЛИТЕРАТУРА

Новости русской культуры

К читателю

Содержание

Публицистика

"Курск"

Кавказ

Балканы

Проза

Поэзия

Драматургия

Искания и размышления

Критика

Сомнения и споры

Новые книги

У нас в гостях

Издательство

Книжная лавка

Журнальный зал

ОБОЗРЕНИЯ

"Классики и современники"

"Слово о..."

"Тайная история творений"

"Книга писем"

"Кошачий ящик"

"Золотые прииски"

"Сердитые стрелы"

КУЛЬТУРА

Афиша

Новые передвжиники

Фотогалерея

Музыка

"Неизвестные" музеи

Риторика

Русские храмы и монастыри

Видеоархив

ФИЛОСОФИЯ

Современная русская мысль

Искания и размышления

ИСТОРИЯ

ХРОНОС

История России

История в МГУ

Слово о полку Игореве

Хронология и парахронология

Астрономия и Хронология

Альмагест

Запечатленная Россия

Сталиниана

ФОРУМЫ

Дискуссионный клуб

Научный форум

Форум "Русская идея"

Форум "Курск"

Исторический форум

Детский форум

КЛУБЫ

Пятничные вечера

Клуб любителей творчества Достоевского

Клуб любителей творчества Гайто Газданова

Энциклопедия Андрея Платонова

Мастерская перевода

КОНКУРСЫ

За вклад в русскую культуру публикациями в Интернете

Литературный конкурс

Читательский конкурс

Илья-Премия

ДЕТЯМ

Электронные пампасы

Фантастика

Форум

АРХИВ

2001

2000

1999

Фотоархив

Все фотоматериалы

Помощь корреспонденту Добавить новость
НАУКА В "РУССКОМ ПЕРЕПЛЕТЕ"

Если Вы хотите стать нашим корреспондентом напишите lipunov@sai.msu.ru

 

© 1999, 2000 "Русский переплет"
Дизайн - Алексей Комаров

Rambler's Top100