TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
-->
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад?

| Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?

Урания

В МИРЕ ДВОЙНЫХ ЗВЕЗД

Владимир Липунов

ГЛАВА I ЧТО ТАКОЕ ДВОЙНАЯ СИСТЕМА?

ГЛАВА II ПАРАДОКС АЛГОЛЯ

ГЛАВА III

ВДВОЕМ В ОДИНОЧЕСТВЕ

Всего за 40 минут

Охлаждаясь, нагревается

Всего за 30 миллионов лет

Если бы не квантовая механика

Скептики, действуя в рамках существующих законов, ⌠доказали■ полную несостоятельность термоядерного синтеза в центре Солнца. На рис. 30 показан график зависимости энергии взаимодействия двух протонов от расстояния между ними. Вдали взаимодействие определяется электрическим отталкиванием двух положительно заряженных частиц. Энергия взаимодействия положительна и растет по мере сближения частиц как 1/R. В максимуме энергия примерно равна 1000 кэВ. Затем, на расстоянии ~10-13 см, в силу вступает ядерное взаимодействие и появляется область с отрицательными энергиями, соответствующая связанному состоянию. Но чтобы проникнуть в область с отрицательной энергией, нужно преодолеть барьер в 1000 кэВ.

Температура в центре Солнца оценивается из условия примерного равенства тепловой и гравитационной энергии (RMT=~GM/R2 GM2 и оказывается равной 10 миллионам градусов. Средняя энергия протонов при такой температуре около 1 кэВ, т. е. в тысячу раз меньше, чем энергия, необходимая для синтеза гелия. В центре Солнца

Рис. 30. График зависимости энергии взаимодействия двух протонов от расстояния между ними

слишком холодно, говорили скептики. Но сэр Артур Эддингтон упрямо заявлял: ⌠Поищите-ка место погорячее!■ Тогда это расценивалось как упрямство, теперь - как интуиция.

На помощь пришла квантовая механика. Открытая в 1926 г., она очень быстро проникла в астрономию. Оказалось, что микромир обладает совершенно удивительными свойствами. Одно из них - туннельный эффект, просачивание частиц под потенциальным барьером. Элементарные частицы могут просачиваться под барьер, даже если их энергия много меньше этого барьера. Если бы прыгун в высоту проскочил под планкой, ему не засчитали бы взятие высоты. Законы природы не так строги■.

Получается, что самый зримый квантовый эффект ≈ это свечение звезд. А если бы не квантовая механика?..