TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
-->
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад?

| Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?

Урания

В МИРЕ ДВОЙНЫХ ЗВЕЗД

Владимир Липунов

ГЛАВА I

ЧТО ТАКОЕ ДВОЙНАЯ СИСТЕМА?

В нашей Галактике большая часть звезд - двойные. Автор не решается поставить ударение в слове " большая " , так как точное количество двойных звезд и их доля в общем числе звезд неизвестны. Известно только, что их не менее десятка процентов. Некоторые оценки приближаются к 80 - 90%. Но это не единственное и даже не главное, что привлекает в двойных звездных системах. Главных причин две.

Первая - чисто практическая. Одиночная звезда - вещь труднопознаваемая. Другое дело, если звезда входит в двойную систему. Двойственность многое делает доступным. Здесь можно, что называется, " попробовать ее на зуб ".

Вторая причина состоит в том, что жизнь двойной намного разнообразнее, чем жизнь одиночной звезды. Двойные звезды интереснее. Добавление к одной звезде другой эквивалентно прибавлению еще одного измерения. Жизнь вдвоем настолько же богаче одиночества, насколько плоскость богаче линии, а пространство богаче плоскости.

Двойные звезды исследуются несколько столетий. Но только в последние десятилетия мы начали понимать законы, по которым они живут. Особенно большие сдвиги произошли в последние 10 - 15 лет благодаря развитию новой отрасли астрономии - рентгеновской астрономии. В науке о двойных звездах наблюдения и теория постоянно соперничают, подталкивая друг друга к самым неожиданным и смелым открытиям.

Круто изменились наши представления о жизни звезд. Изменилась и мораль. Многое стало дозволено. Разве мог астроном 50-х годов серьезно говорить, например, о таком процессе, как " проглатывание " одной звезды другой? Сейчас же это - одна из серьезнейших проблем, исследуемых наблюдательно и теоретически. Можно ли

было представить, что в Галактике есть объекты, которые существуют только потому, что есть гравита- ционные волны? То, что десятилетиями физики пытаются зарегистрировать, в природе используется самым прозаическим образом. ;

Особенно привлекает в двойных звездах многообразие протекающих в них физических процессов, для пони- мания которых необходимо знание практически всех разделов современной физики. Конечно, рассказать обо всем, что нового и интересного произошло в науке о двойных звездах, совершенно невозможно, да и не нужно. Как говорит Незнайка: " Все знать нельзя... "

Автор старался выделить принципиальные идеи, которые определили направление исследований. Там, где не хватало слов, автор брал в руки перо и тушь.

Исследования продолжаются. Уже сейчас видны совершенно новые горизонты. Несомненно, предстоит еще много открытий и интересных событий, свидетелями (а возможно, и участниками) которых станут читатели этой книги уже в ближайшие годы.

Я посвящаю это переработанное и виртуальное издание, которое начинается отныне памяти моей матери - первой моей (и многих других) учительнице, Липуновой Вере Степановне.

ГЛАВА I

ЧТО ТАКОЕ ДВОЙНАЯ СИСТЕМА?