TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
-->
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад?

| Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?

Урания

В МИРЕ ДВОЙНЫХ ЗВЕЗД

Владимир Липунов

ГЛАВА I "ЧТО ТАКОЕ ДВОЙНАЯ СИСТЕМА?"

ГЛАВА II. ПАРАДОКС АЛГОЛЯ

Кто "громче" светит?

В астрономии блеск звезд измеряется в безразмерных звездных величинах. Звездная величина вводится следующим образом: выбирается какая-нибудь опорная звезда и ее блеск принимается равным нулевой звездной величине. Записывается это так: m = 0. Блеск любой другой звезды можно найти по формуле

m = - 2,5 lg(F/F0)

(3)

где F и F0 - величины, характеризующие энергетический блеск звезд m-й и нулевой величин соответственно. Обычно в качестве энергетической характеристики выбирают освещенность, создаваемую звездой - количество световой энергии, падающей от звезды в единицу времени на поверхность единичной площади. Из определения звездной величины видно, что звезда, например, 5-й величины в 100 раз слабее звезды нулевой величины.

Может возникнуть вопрос: зачем понадобилось вводить звездные величины, если есть такая физическая характеристика, как освещенность? Звездная величина удобна тем, что освещенности, создаваемые звездами, очень сильно отличаются друг от друга. Например, самая яркая звезда (Солнце) и самая слабая звезда, видимая невооруженным глазом, отличаются по блеску более чем в 1012 раз. А в звездных величинах это соответствует чуть более 30м . Такое число произносить гораздо удобнее.

Это обстоятельство учла природа, создавая человеческий глаз. Она поместила внутри нас своеобразную " вычислительную машинку " , которая умеет логарифмировать. В физиологии эту " машинку " называют законом Вебера - Фехнера: наши ощущения растут в арифметической прогрессии, когда раздражение нарастает в геометрической прогрессии. Это относится не только к нашим глазам, но и к ушам. Именно благодаря закону Вебера - Фехнера силу звука измеряют в децибелах. Правда, в отличие от звездных величин, в определении децибела перед логарифмом силы звука стоит множитель 10, а не - 2,5. Но принципиальной разницы между звездными величинами и децибелами нет. Желающие могли бы измерять силу звука в звездных величинах или яркость звезд - в децибелах. Но так уж повелось (начиная с Гипарха - II век до н. э.), что в астрономии привились звездные величины. Чтобы представить себе блеск звезды нулевой величины, взгляните летом на Вегу. Ее звездная величина близка к стандарту: m = 0,14. Но вернемся к Алголю.

Продолжение следует