КНР, возможно, и отстает в использовании Интернета вещей, но у страны очень серьезные намерения по освоению этой области
Статья британской журналистки Сюзанны Тэббитт (Sue Tabbitt) в сокращенном виде
Проекты по созданию «умных» городов реализуются во многих странах, но усилия Китая в этой области заслуживают особого внимания. Амбициозные планы правительства КНР — как в области национальной экономики, так и в отношении будущего городов — дают мощный импульс развитию Интернета вещей в этой стране. Как известно, если Китай ставит перед собой ту или иную цель, результат не заставит себя ждать.
Если какой-то стране и нужны «умные» города, так это Китаю. В этом густонаселенном государстве с неиссякающими потоками трудовых мигрантов проблемы экологии, транспорта, управления инфраструктурой и сбалансированного распределения ресурсов со временем будут лишь обостряться.
По данным проведенного Калифорнийским университетом исследования, около 1,6 миллиона человек в КНР ежегодно умирают от заболеваний легких, сердца и инсультов, вызванных загрязнением воздуха. А между тем городское население этой страны, увеличившееся на 500 миллионов человек всего за 30-35 лет, продолжает расти и к 2030 году может достичь миллиарда человек.
С удивительной быстротой растет число мегаполисов — огромных городских агломераций с населением свыше 10 миллионов человек. Правительство планирует объединить Пекин с соседними городами и поселками в один «супер-мегаполис» с населением в 130 миллионов человек, что в шесть раз больше населения Нью-Йорка и больше населения всей Японии! А ведь Пекин, где сегодня проживают более 20 миллионов человек, уже и так прославился своими дорожными пробками, что получил прозвище Шоуду («столица заторов»).
С точки зрения экологии и логистики есть только один способ обеспечить стабильное существование таких бурно разрастающихся городских сообществ — с помощью оптимизации их повседневного управления. И решающая роль в этом принадлежит Интернету вещей.
Из отстающих – в лидеры
В начале года аналитическая компания IDC назвала Азиатско-Тихоокеанский регион и Китай, в частности, «передовым рубежом» внедрения Интернета вещей.
Собственно говоря, Китай прибыл на «праздник» Интернета вещей с опозданием, но, похоже, страна быстро наверстывает упущенное. Интернет вещей имеет ключевое стратегическое значение для реализации многих инициатив правительства КНР. К их числу относится программа «Сделано в Китае—2025» (стратегическая концепция развития производства, делающая ставку на качество, инновации и внедрение передовых технологий). Интернет вещей (например, сенсорный мониторинг и интеллектуальная координация многочисленных аспектов производства) поможет обеспечить новый уровень эффективности и контроля качества.
Сейчас в Китае ведется планирование более 500 «умных» городов, причем флагманские пилотные проекты свидетельствуют о том, что у этого направления большое будущее. Один из таких первопроходцев — город Чжаньцзян (провинция Цзянсу), расположенный между Шанхаем и Нанкином. Благодаря использованию Интернета вещей для управления инфраструктурой и ресурсами, там удалось сократить ежегодный объем углеродных выбросов на 6700 тонн и сэкономить на топливе 17 млн юаней (2,7 млн долларов). С помощью внедренных в Чжаньцзяне технологий жители и гости города могут получать на смартфоны актуальную информацию об автобусных маршрутах, наличии парковочных мест и велосипедов в пунктах проката.
А город Иньчуань, административный центр Нинся-Хуэйского автономного района Китая, претендует на звание самого «умного» города страны, использующего, помимо прочих, решения для интеллектуального управления вывозом мусора и водоснабжением.
Мегаполисы — мега-проблемы
Чем крупнее город, тем больше выгод он получает от внедрения передовых технологий. Создаваемый вокруг китайской столицы мега-регион Джин-Цзинь-Джи (Пекин-Тяньцзянь-Хэбэй) охватывает территорию около 212 379 квадратных километров. Новые магистрали и мосты свяжут все входящие в регион зоны, обеспечивая совместное использование ресурсов и мощностей каждой из областей. Поддержание нормального функционирования такого огромного городского образования потребует значительных усилий по координации работы всех систем.
Проекты создания других мегаполисов также идут полным ходом. Данный видеоматериал демонстрирует изменения, которые в настоящее время переживает Чунцин, самое густонаселенное муниципальное образование провинции Сычуань, расположенной на юго-западе страны.
IBM в своем исследовании предупреждает: для нормальной жизни городам-гигантам требуется более интеллектуальная, защищенная, надежная и способная к самовосстановлению инфраструктура.
Перенаселенные города Китая уже сталкиваются с проблемой загрязнения воздуха, и рост количества транспорта и энергопотребления может только усугубить состояние экологии. Городам необходимо интегрировать систему управления в чрезвычайных ситуациях с интеллектуальными государственными сервисами, разумно организованными коммуникациями, транспортом и общегородской инфраструктурой, энергоснабжением и коммунальным хозяйством, здравоохранением и образованием. «Умные» датчики в зданиях, транспортные сети и городские службы должны подключаться к системам анализа данных, чтобы обеспечить оптимизацию ресурсов, профилактического технического обслуживания, эффективности процессов, автоматизации и контроля.
«Загрязнение воздуха — огромная проблема для Китая, и в городах уже действуют нормативы предельно допустимой концентрации аэрозольных частиц», — отмечает Санджай Хатри (Sanjay Khatri), директор по разработке M2M-решений компании Jasper, которая занимается созданием платформы для координации и управления работой приложений Интернета вещей.
Подключенные приложения способны на большее
Несколько месяцев назад Jasper и оператор мобильных сетей China Unicom стали стратегическими партнерами. Есть надежда, что этот шаг ускорит появление новых приложений и сервисов, подключенных с помощью единой сети China Unicom и управляемых через платформу Jasper.
«Функционирование «умных» городов зависит от целого набора приложений, начиная от решений для организации дорожного движения и уличного освещения и заканчивая мониторингом окружающей среды, — говорит Хатри. — Китай уже обладает внушительной базой установленных сотовых и комплексных подключенных устройств Интернета вещей, но до настоящего времени они были неуправляемыми. Установка SIM-карт в отдельные устройства осуществлялась только с целью их подключения. Мы же предлагаем единую платформу для управления подключенными устройствами. Это новый этап в развитии Интернета вещей и межмашинной коммуникации в Китае. С момента формирования нашего партнерства с China Unicom прошло всего несколько месяцев, а мы уже наблюдаем невиданный спрос на средства разработки».
«Умный» учет, более мощные системы видеонаблюдения
Системы «умного» учета скоро получат массовое распространение. Jasper и China Unicom планируют внедрить свои разработки в таких областях, как автомобильная промышленность, грузоперевозки и логистика (например, управление парком транспортных средств), где потенциал рынка огромен, а масштабы преобразований впечатляют.
Среди других возможностей стоит отметить подключенные торговые автоматы нового поколения и «умные» ячейки камер хранения, например, в многоквартирных домах. «Здесь открывается небывалый простор для предпринимательских инициатив, например, в сфере доставки горячей еды, услуг прачечной и такси», — говорит Хатри.
Другая обширная область — видеонаблюдение. Исполнительный директор Китайско-британского делового совета Кирк Уилсон (Kirk Wilson) приводит пример использования в китайских аэропортах подключенных камер видеонаблюдения производства шотландской компании IndigoVision («умные» системы слежения применяются также на всей территории китайской провинции Юньнань для мониторинга ситуации на улицах городов и управления дорожным движением).
Рост программной базы китайского сегмента Интернета вещей
Китай стремится максимально задействовать собственные технологии. Однако так сложилось, что, хотя китайцы и были сильны в производстве аппаратуры, им всегда не хватало навыков разработки собственного программного обеспечения. Но и здесь ситуация постепенно меняется. Об этом говорит Масанари Араи (Masanari Arai), основатель и генеральный директор компании Kii (японский разработчик облачной платформы Интернета вещей): «В настоящее время 90 процентов стартапов в Кремниевой долине специализируются на разработке ПО, тогда как в Китае их всего лишь 30 процентовпроцентов, но это соотношение будет меняться. Приезжающие [в КНР] из США специалисты делятся опытом создания алгоритмов и программного обеспечения, демонстрируя, как такие разработки в дополнение к аппаратным средствам могут повысить стоимость компании».
Как и Jasper, Kii предлагает компаниям платформу, облегчающую работу с Интернетом вещей. Помимо партнерства с мобильным оператором (в данном случае с China Telecom), Kii наладила сотрудничество с китайским гигантом электронной торговли Alibaba, работающим на базе облачного сервиса (Aliyun), схожего с AWS, который использует Amazon.
Поскольку в Китае недоступен сервис Google Play, а решения Интернета вещей для конечных пользователей нуждаются в мобильном приложении, партнерство в этой сфере будет играть важную роль. В дополнение к собственному облачному сервису Aliyun компания Alibaba развернула и облако Kii, чтобы обеспечить возможность работы специализированных решений Интернета вещей на устройствах производства китайских компаний, а также многочисленных стартапов и фирм, занимающихся электроникой и технологиями в Тайване. Kii также наладила партнерские отношения с местными магазинами приложений.
«Распространение мобильных приложений в Китае — дело нелегкое. Приходится налаживать отношения с подходящим локальным магазином приложений, а таких сегодня в Китае более 200, и у каждого своя область специализации, свой набор программных средств, свои правила и процедуры согласований, — поясняет Араи. – Взять решения из других стран практически невозможно: не позволяет «Великий защитный экран» (Great Firewall). Если кто-то захочет создать решение для Интернета вещей, то для этого потребуется облачная платформа в Китае. Интернет в Китае очень закрытый — там нет ни Facebook, ни Twitter, ни Google».
Подключенные дома, забота о здоровье
Платформы Интернета вещей делают процесс установки и координации работы приложений более гладким, что открывает новые возможности использования таких решений в различных областях. «Китай очень активно внедряет Интернет вещей в пользовательскую среду, — говорит Араи. — Например, если в Китае вы останавливаетесь в четырех- или пятизвездочном отеле, то получаете номер, полностью подключенный к Интернету вещей. Подобные сценарии использования пока не столь впечатляющи с точки зрения конечного потребителя, но это скоро изменится, поскольку Интернет вещей стремительно завоевывает рынок».
Kii сотрудничает также с рядом китайских производителей аппаратуры, в том числе с компанией Yankon, выпускающей светодиодную продукцию. Недавно обе компании объявили о запуске в производство нового поколения «умных» световых решений для дома и офиса. Эти изделия удовлетворяют современный спрос на недорогое, удобное и энергоэффективное освещение, которым можно управлять с помощью смартфона.
По мнению Араи, помимо проектов городской инфраструктуры, широкие возможности для применения этой технологии появятся в области здравоохранения. В стране растет число людей с избыточным весом, более 100 миллионов китайцев страдают от диабета. Поэтому решения для подключенных домов становятся все более востребованными.
«Приложения для обеспечения ухода на дому и удаленного поддержания здорового образа жизни пользуются большой популярностью в Китае, что особенно актуально для ухода за престарелыми родителями в условиях политики «одна семья — один ребенок» и городской миграции работников. К несколько необычным сценариям можно отнести отслеживание перемещений людей и велосипедистов. Сейчас такие сервисы тоже вызывают большой интерес», — отмечает Санджай Хатри из Jasper.
Интернет-партнерства доказали свою дееспособность
Доставка приложений подготовленному потребителю не составляет большого труда, поскольку степень охвата населения мобильными устройствами в Китае очень высока, а такие интернет-гиганты, как Alibaba, Baidu и Tencent располагают огромными клиентскими базами и налаженными платежными каналами.
Мобильное приложение для обмена сообщениями и голосовых вызовов WeChat от Tencent уже заключает в себе основу для реализации определенного творческого потенциала. «Все используют его как коммуникационную платформу, но у него есть еще порядка 20 функций: можно отслеживать и вызывать такси, осуществлять платежи», — говорит руководитель Китайско-британского делового совета Кирк Уилсон.
В настоящее время Alibaba и конкурирующий с ним гигант интернет-торговли JD.Com выстраивают огромные по своим масштабам логистические сети, простирающиеся в сельские районы Китая. Эти регионы становятся все более значимыми в экономическом плане, там все быстрее идет процесс подключения к Интернету благодаря доступности устройств мобильной связи.
Коллективное использование данных
Огромный потенциал заключают в себе не только продажи и поставки, но и те громадные массивы данных, которые обе компании аккумулируют при взаимодействии с поставщиками и потребителями. «Alibaba считает себя, прежде всего, оператором данных», — говорит Уилсон. Чем масштабнее коммуникации, тем полнее данные.
Эти информационные активы могут представлять собой исключительную ценность, ведь одним из самых серьезных препятствий на пути развития «умных» городов в Китае может стать доступ к данным. «В Китае сбор данных находится в исключительной компетенции местных органов власти, которые очень неохотно делятся полученной информацией, — поясняет Уилсон. — Они также предпочитают разрабатывать индивидуальные решения, не пригодные для коллективного использования, что создает дополнительные барьеры».
Обозрение "Terra & Comp".