Выставка работает в Омском областном художественном музее имени М.Врубеля ежедневно, кроме понедельника, с 10 до 19 часов, по адресу: улица Ленина, 3. Стоимость билета на выставку С.Бочарова - 20 рублей. Предполагается работа выставки до 15 июня 2003 года, если руководство города, ошеломленное искусством правды, не попытается закрыть ее раньше.
Среди 44-х экспонируемых картин присутствует и большая картина Сергея Бочарова <Неравный брак> (размер 2х3 метра). Эта картина написана и впервые была представлена зрителю в 1989 году на выставке <Жанровая картина> в Москве, в выставочном зале <Кузнецкий мост>.
Преамбула: В 1863 году группа выпускников Петербургской академии художеств возмутилась тематикой программы и отказалась от золотых медалей с поездкой за границу. Идейным вождем возникшего Товарищества художников-передвижников, которое вошло в историю как бунт-14, стал И.Н.Крамской. Более 20-ти лет руководил этим могучим движением талантливых сил России, создавшим замечательные картины из жизни русского народа, художник Н.А.Ярошенко. В первом зале Мемориального музея-усадьбы художника Н.А.Ярошенко в Кисловодске под его портретам выписаны такие его слова: < Я пишу то, что дает жизнь в данное время и мимо чего равнодушно пройти не могу, а в будущем это занесется в историю.>
Эти слова еще более уместны для художника-патриота России сегодня, может быть, в самый трагический период ее истории, требующий соответствующего отражения. И здесь Сергей Бочаров предстает настоящим продолжателем традиций художников-передвижников XIX века. В то же время, на его просьбу, как члена Союза художников России, предоставить возможность юбилейной выставки в Москве, в связи с 50-летием со дня рождения, его коллеги-чиновники отвечают согласием, но, при условии, - только пейзажами, натюрморты и ! никаких портретов и жанровых картин. Такая вот свобода и гласность.
Сам художник представляет свою картину так:
" Место действия в картине <Неравный брак> - Грановитая палата московского Кремля. Название заимствовано у картины русского художника Федотова, но оно лишь помогает иллюстрировать тот факт, что России с сегодняшней Америкой не по пути, а в самой России сегодня существует только два класса, как определил Иоанн Петербургский и Ладожский. Один класс - это патриоты, любящие Россию всегда и в любой ситуации. Другой класс - это воры, которые любят и представляют Америку, хотя самой Америке они нужны только как пятая колонна в России. Вместе с тем, они жаждут жить как элита на Западе, но для этого выбирают не путь служения России, а грабеж ее богатств и народа. Вот эта действительность и отражена в картине, подвигнувшей Лондонскую национальную галерею к попытке ее приобрести (на выставку в Париже приезжали для переговоров о приобретении картины менеджер и реставратор от Лондонской национальной галереи).
Картина построена по классическому принципу треугольника, который использовался старыми мастерами, а сейчас как бы забыт. Сверху, в вершине треугольника - Саваоф, олицетворяющий идеальное, божественное, ниже его, во втором ряду - его ученики, святые евангелисты, распространяющие учение Христа. Затем третий ряд - русские цари, с которыми народы России, по крупицам, в течение многих веков, собирали и построили великую державу. И такая держава была оставлена нам. А в нижнем ряду, по основанию треугольника, - развернуто современное действо, в результате которого в течение одного десятилетия было преступно разбазарено это великое наследие. Все компоненты картины объединяется в единый комплекс сводами Грановитой палаты.
В одном из центров ( их, по существу, два) действа картины изображена цветущая, красивая, в богатом в русском костюме XIX века невеста - наша Родина (имелся в виду весь бывший Советский Союз, по сроку создания картины) и сухощавый старик-жених - экс-президент США Буш-старший, символ беспощадной и жесткой политики по отношению ко всем странам и народам Земли (только теперь народы начинают понимать, где настоящая <империя зла>). За ними, за громадным столом, уставленным яствами и питьем, - знакомые всем лица - политики, интеллигенция, известные люди, которые маячили на экранах и в прессе и во времена застоя, и сейчас. Для них главное то, что в народе называется "кормушка". Ради нее они готовы все развалить, распродать, разворовать. В этой группе преобладают холодные и мрачные тона. У их ног трое нищих, нарисованных с натуры в подземном переходе в Москве. Уже к 1989 видно, к чему ведут <реформы>.
В клетке в центре - люди, которые остались преданно служить своему народу и Родине. Здесь мы видим писателей Белова, Бондарева, Распутина, Солоухина, Залыгина, академика Панченко, дважды Героя Советского Союза космонавтку Савицкую, скульптора Клыкова, артисток Доронину и Зайцеву, ученых и публицистов Шафаревича и Кожинова, ведущего телепередачу <Русский Дом> Крутова, кинорежиссера Говорухина, иерархов Русской православной церкви Иоанна Санкт-Петербургского и Ладожского и Питирима, певца Талькова и других. Тут использованы, в основном, теплые и светлые тона. На переднем плане девочка в белом - это Россия. Рядом - сам художник, обслуживающий народно-патриотическую группу.
Всего в картине 240 конкретных, узнаваемых лиц. Среди них, и главные исполнители разрушения России - Яковлев, Горбачев, Ельцин. Ельцин посажен на трон Ивана Грозного - намек, что амбиции Ельцина будут направлены на то, чтобы стать царем."
Картина - пророческая во всех отношениях. И только в этой детали художник отмечает свою ошибку, <хотя этот ... деятель еще жив, и его история пока не закрыта>. Да и сейчас художник видит, что, <по существу, продолжает управлять страной Ельцин, вернее ельцинская семья>.
С.Бочаров. <Неравный брак>.
Холст, масло. Размер 200х300(см). 1989.
Вячеслав Сидоров