TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Сердитые стрелы Сердюченко  Книга Писем Владимира Хлумова  Слово Владимира Березина  Золотые прииски  "Классики и современники" Олега Павлова  "Тайная история творений" Владислава Отрошенко  
Дискуссия

Обозрение Юлия Андреева

Маркса Тартаковского


Дискуссия

О проекте

02.01.2025
15:53

ВЕКТОР МИРОВОЙ ИСТОРИИ.

    Б.Тененбаум, США: «Собственно говоря, есть ТОЛЬКО ДВЕ ТЕОРИИ ИСТОРИИ: согласно первой, которую с ее бесчисленными ответвлениями можно назвать теорие социального дарвинизма (ославленной как реакционная), и теория марксизма, которая тоже, в сущности, своего рода дарвинизм, но утверждающая, что она (теория) точно знает, какие именно "гены" общества меняются под воздействием внешних обстояетельств. Она полагает, что "гены" - экономические, и дальше - знаменитый тезис о базисе и надстройке»...

    :::::::::::::::

    «Теорий Истории» предостаточно: концепции мировой истории Гегеля, Карла Маркса, Данилевского, Шпенглера, Тойнби, Коллингвуда, Марка Блока,Гумилёва... – современных «несть числа».

    Думаю, моя концепция мировой истории представлена доказательно и детально. Книга (333 большеформатных стр.) «ИСТОРИОСОФИЯ. Мировая история как эксперимент и загадка» прошла рецензирование докторов наук (историка-академика и - философа, проф. МГУ), издана издательством Российского Гуманитарного у-та в рамках целевой программы книгоиздания России и рекомендована высшим учебным заведениям страны. (Всё это указано на её титуле).

    Концепция опубликована также в ряде журналов (включая академический) и в интернете: <Маркс Тартаковский> - в любой из поисковых систем.

    Представлю (реферативно) свою (см.: «ИСТОРИОСОФИЯ. Мировая история как эксперимент и загадка», М. изд-во РГГУ «Прометей», 1993. «Федеральная целевая программа книгоиздания России».

    КОММУНАЛЬНОЙ ОСОБЬЮ ВОШЕЛ ЧЕЛОВЕК в свою, так сказать, сознательную жизнь - в мировую историю. «На входе черного ящика» - особь, духовно зависимая от среды. Если говорить о сознании человеческой ОСОБИ, оно всецело определяется бытием. Отсюда стремление, прежде всего, приспособиться к среде обитания. Интеллектуальная пассивность, полное подчинение обычаям первобытного сообщества, а позднее - государственным институциям (религии, идеологии, законам), стремление уйти от решений, прислониться к преобладающему мнению, - все это формы социальной мимикрии.

    Но в обществе, как и в природе, очевиден и другой процесс; помимо приспособления к среде обитания - ее преодоление. От покорности обстоятельствам (поведение человека родового строя, позднее - так называемый восточный фатализм) до активного их преодоления вплоть до общественной борьбы - таков диапазон. Если даже иметь в виду только одну эпоху, современников, живущих в разных странах, то и здесь очевидна, полярность в менталитетах тех, кто так или иначе лишь служит государству, является винтиком системы, - и других, чье государство осуществляет лишь самые ограниченные, необходимейшие функции.

    В первом случае: индивид, сознавая, что от него лично ничего не зависит, стремится максимально приспособиться, притереться к системе, слиться с ней, рассчитывая, что в любом случае она «вывезет», тогда как в другом он, предоставленный самому себе, склонен положиться на собственную предприимчивость; готов превозмочь трудности, преследуя личный интерес, на который, в пределах законов, никто не вправе покуситься. Уже он в ином качестве, он - ЛИЧНОСТЬ.

    Четкого рубежа постепенного качественного изменения (еще НЕ личность - УЖЕ личность), разумеется, нет. Но сравним среднего современного европейца с его античным пращуром, которым принято восхищаться, беря за образец достижения искусства, культуры... В мировоззрении эллина, хотя бы и в ярчайшую эпоху Перикла, судьба, фатум, неодолимый рок играли решающую роль. Человек стремился исполнить предназначенное ему - как он полагал - судьбой. Рок движет поступками всех греческих литературных героев; сами над собой они не властны. Это еще отголосок первобытного табу. Сам Сократ покорен мистическому Року. Тогда как наш современник, даже так называемый обыватель, ничуть не склонен доверяться судьбе и обычно сознает себя кузнецом своего счастья.

    Даже конформизм такого обывателя вполне осмыслен, проще говоря, циничен; и это куда больше свидетельствует в пользу личности (если лишить этот термин привычной положительной окраски), чем конформизм неосознанный, почти инстинктивный, безвыходный. Личность проявляется, прежде всего, свободой воли.

    Вся мировая история, в конце концов, это борьба личностного в человеке с коммунальным инертным началом.

    Как сосуществуют во времени разные общества, так в каждом намешаны очень разные индивиды; в одних ярко выражена личностная суть, в других - еле брезжит. Энергия общества, сама хозяйственная деятельность определяется соотношением тех и других.

    «Парма не может быть республикой, потому что в Парме нет республиканцев», - так язвительно характеризовал Стендаль гнетущую атмосферу тиранического княжества, где у человека отнято право быть самим собой. Потому что личностное как потенция коренится в самой человеческой природе.

    Наука встает в тупик, сталкиваясь с поразительным феноменом так называемых резервов мозга, запрограммированности на нечто большее, чем требуется для повседневной жизни, для элементарного выживания и воспроизведения себе подобных.

    Для столь утилитарной цели, для того чтобы перешагнуть порог естественного отбора, надо ли быть талантливым? А гениальность - не выглядит ли она противоестественной? Не кажется ли, что гений явился к нам откуда-то из будущего, где его чрезвычайные возможности были как-то вполне практически задействованы?..

    Не углубляясь в теорию эволюции, скажем лишь, что психика любого животного, даже элементарная реакция (муха настораживается, как бы предугадывая опасность), рассчитана на предварение событий, не только на то, что есть, но и на то, что лишь возможно в принципе. Но если это так, значит, при любых обстоятельствах бытие не перекрывает сознание; оно, пусть и на ничтожную долю, шире бытия. И эта генетическая избыточность нашего мозга, реализуясь, движет саму жизнь.

    Мы говорим уже о мышлении - реализуемом сознании.

    И действия людей, хотя бы и самые элементарные, не идентичны случайным броуновым толчкам; ориентированность мышления, высшей формы психики, на то, чего еще нет (но - может быть!), вот движущая сила истории.

    Феномен личности в том, что она КАК БЫ перерастает свою биологическую сущность; более того, способна изменить эту сущность, направлять собственное развитие. Ни одно животное на это не способно; не способна и человеческая особь с ее личиночным сознанием. Личность на основе жизненного опыта вырабатывает собственные духовные установки, не довольствуясь готовыми.

    ЛИЧНОСТЬ - творит; а первое условие творчества (искусств, наук, мышления, не довольствующегося утилитарным сознанием) - выход за пределы конкретного бытия, ПРЕОДОЛЕНИЕ СРЕДЫ, а не только приспособление к ней.

    И можно утверждать теперь, что «на выходе черного ящика» мировой истории - ЛИЧНОСТЬ. И значит, вся она ЕСТЬ РАЗВИТИЕ ОТ ОСОБИ К ЛИЧНОСТИ.

    * * *

    «Если бы всё прошедшее было настоящим, а настоящее продолжало существовать наряду с будущим, кто был бы в силах разобрать: где причины и где последствия?..

    НАСТОЯЩЕЕ ЕСТЬ СЛЕДСТВИЕ ПРОШЕДШЕГО, а потому непрестанно обращай взор свой на зады, чем сбережешь себя от знатных ошибок». Козьма Прутков.

22.12.2024
22:38

Внешность как фактор в мировой истории.

05.12.2024
14:23

Уроки истории.

15.11.2024
22:18

Ничего - кроме правды.

04.11.2024
13:16

К истории случившегося...

03.11.2024
22:40

Расчленение личности.

28.10.2024
21:36

"Это всё накануне было..."

24.10.2024
22:14

Белая ворона.

18.10.2024
13:03

Психология - новые возможности.

12.10.2024
15:06

Европейский выбор. Мнения.

21.09.2024
12:45

ЗЛОВЕЩИЙ УРОК ИСТОРИИ.

20.09.2024
18:10

Адольф Гитлер и его книга.

20.09.2024
17:41

АДОЛЬФ ГИТЛЕР И ЕГО КНИГА *

13.09.2024
15:31

Почему у европейских лидеров нет детей?

12.09.2024
19:17

Ангел за левым плечом.

29.08.2024
14:36

Наталия Осипова (Lebed-com).

России нужны новые мигранты.

25.08.2024
21:25

В океане энергии.

08.08.2024
21:30

Причины и следствия.

27.07.2024
11:32

Ход КОРОЛЕВОЙ!

21.07.2024
22:20

Цикличность МИРОЗДАНИЯ.

1|2|3|4|5|6|7|8|9|10 >>

 

Помощь корреспонденту Добавить новость

Если Вы хотите стать нашим корреспондентом напишите lipunov@sai.msu.ru

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Ссылки | Статистика | Дискуссия

Литературные страницы
Современная русская мысль
Навигатор по современной русской литературе "О'ХАЙ!"
Клуб любителей творчества Ф.М. Достоевского
Энциклопедия творчества Андрея Платонова 
Для тех кому за 10: журнал "Электронные пампасы"
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

© 1999, 2000 "Русский переплет"
Дизайн - Алексей Комаров


Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100