28.12.2022

NASA разрабатывает искусственный интеллект для навигации по лунной поверхности

Инженеры NASA обучают приборы использовать объекты на горизонте Луны для навигации по лунной поверхности. «Для обеспечения безопасности и научных геотегов . . .

28.12.2022

Астросейсмология помогла найти структурные аномалии в ядрах звезд красного сгущения

Они влияют на характер распространения волн внутри звезды Астрономы при помощи космического телескопа «Кеплер» обнаружили 24 звезды из области красного . . .

28.12.2022

Астрономы отыскали двух экзогигантов вдали от своих звезд

Помимо них в системах есть и короткопериодные небольшие планеты Положение TOI-1669b и TOI-1694c и других известных экзопланет на диаграмме «Масса—орбитальный период» . . .

27.12.2022

Климатологи заподозрили, что гренландские ледники тают в 100 раз быстрее, чем считалось

Ученые создали новую компьютерную модель для анализа скорости таяния ледников Гренландии. Об этом сообщает пресс-служба Техасского университета в Остине . . .

К концу века в Антарктиде могут погибнуть 97% видов животных

По словам специалистов, наиболее уязвимы императорские пингвины, морские птицы и круглые черви Только 3% фауны может выжить на территории Антарктиды к 2100 году . . .

27.12.2022

Астрономы описали процесс возникновения радиовсплесков в космосе

Ученые из Института астрономии РАН (ИНАСАН) и Государственного астрономического института имени П. К. Штернберга (ГАИШ МГУ) подтвердили гипотезу возникновения радиовсплесков в космос за счет нейтронных звезд с экстремально сильными магнитными полями. Об этом сообщили в понедельник в отделе популяризации науки и технологий Министерства науки и высшего образования России.

Быстрые радиовсплески в космосе - кратковременные импульсы, длительность которых составляет одну тысячную долю секунды. На вопрос о природе возникновения быстрых радиовсплесков у научного сообщества не было однозначного ответа, астрофизики предлагают различные гипотезы происхождения подобных явлений. Одна из версий связывает радиовсплески с магнитарами, нейтронными звездами с экстремально сильными магнитными полями, которые в десять в пятнадцатой степени раз превосходят земное. Российским ученым удалось подтвердить эту гипотезу многомерными численными расчетами на суперкомпьютерах. Исследование провели Максим Барков, ведущий научный сотрудник отдела физики и эволюции звезд ИНАСАН, и Сергей Попов, ведущий научный сотрудник ГАИШ МГУ.

"Вопрос о том, где рождается излучение - вдали или в магнитосфере самого магнитара - оставался открытым. Более года мы пытались решить эту задачу, и вот, использовав результаты Сергея Корягина из Федерального исследовательского центра Института прикладной физики Российской Академии наук о свойствах излучения мазерного синхротрона, нам это удалось. В 2022 году вместе с Сергеем Поповым мы применили предложенную модель излучения для быстрых радиовсплесков к результатам моделирования взаимодействия пульсарного и звездных ветров в двойных системах с большим эксцентриситетом", - приводятся в сообщении слова Баркова.

Большинство звезд во Вселенной двойные - они связаны гравитацией в тесную двойную систему и вращаются вокруг общего центра масс. Более массивная звезда в системе эволюционирует быстрее и взрывается как сверхновая, то есть резко увеличивая свою яркость в 106-109 раз на несколько недель, а вторая звезда остается невредимой. В результате взрыва сверхновой может образоваться магнитар - это нейтронная звезда с экстремально сильным магнитным полем. Оба компонента двойной системы обладают звездным ветром: ветер магнитара разреженный и прозрачный для радиоизлучения, а ветер второго компонента - плотный и непрозрачный для радио. Со временем эти ветра смешиваются и образуют спиралевидную оболочку вокруг двойной системы. На границе раздела ветров находится ударная волна.

На поверхности магнитаров происходит пересоединение магнитного поля, изменение топологии его силовых линий, с выделением большого количества энергии, которое сопровождается вспышками. Если вспышка происходит вблизи магнитного полюса, то при взаимодействии с ударной волной вспышка может привести к формированию быстрого всплеска в радиодиапазоне. Эти короткие события, длящиеся тысячную долю секунды, несут энергию, сопоставимую с той, которую Солнце излучает за год. В одном из самых изученных источников FRB 180916 всплески происходят один раз с периодичностью в 16 дней.

Российские астрономы показали, что в то время, когда спиральная ударная волна на луче зрения находится ближе к магнитару, видно излучение на 1 ГГц, а когда спираль удаляется, то частота излучения падает до 100 МГц, что отлично согласуется с ранее описанными наблюдениями других ученых. Они смогли описать и воспроизвести как длительность видимости радиовспышек, так и эволюцию частот самих вспышек. В будущем научный коллектив планирует развивать предложенную модель излучения, а также исследовать взаимодействие магнитарных вспышек с ветром двойной системы.

По информации https://nauka.tass.ru/nauka/16689173

27.12.2022

Моделирование показало, почему солнечная корона горячее плазмы

Исследователи обнаружили скрытый процесс, который объясняет, почему солнечная корона горячее поверхности, которая формирует «атмосферу» звезды. Ученые из . . .

27.12.2022

Загадочные гамма-всплески дают ключи к разгадке эволюции Всeленной

Гамма-всплески – самые яркие взрывы во Вселенной. Они позволяют астрономам наблюдать интенсивное гамма-излучение, которое прекращается за короткие промежутки . . .

Телескоп “Хаббл” обнаружил свободно плавающую глобулу в туманности Вестерхаут 5

Исследователи опубликовали невероятно красивое изображение небольшой части массивной эмиссионной туманности Вестерхаут 5, сделанное космическим телескопом . . .

27.12.2022

Рост солнечной активности будет изучен телескопом DKIST

Вскоре учёные смогут разобраться с некоторыми большими тайнами Солнца. Сейчас, когда крупнейший в мире солнечный телескоп проводит наблюдения, учёные стремятся . . .

“Хаббл” смотрит на звёзды Большого Магелланова облака

Этот красочный вид звездного неба был запечатлен, когда космический телескоп им. Хаббла (NASA / ESA) развернул свои камеры в направлении созвездия Стрельца (Sagittarius). По . . .

27.12.2022

Чукотка и Аляска соединились друг с другом всего 35,7 тыс. лет назад, выяснили геологи

Европейско-американская группа геологов обнаружила природные свидетельства неверной датировки, что ранее существовала в отношении возникновения Берингова . . .

27.12.2022

Сухопутный мост между Азией и Америкой последний раз появился около 36 тысяч лет назад

Ученые извлекли керны отложений в Северном Ледовитом океане и проанализировали в них содержание изотопов азота. Оказалось, что в последний раз сухопутный мост . . .

27.12.2022

«Джеймс Уэбб» впервые рассмотрел звезды в очень далеких квазарах

Инфракрасный космический телескоп «Джеймс Уэбб» впервые увидел звезды в очень далеких квазарах. Свет от них шел до Земли 13,43–13,56 миллиарда лет, а результаты . . .

27.12.2022

Астрономы изучили вращающийся радиотранзиент PSR J0628+0909 с помощью радиотелескопа FAST

Используя сферический радиотелескоп с апертурой в пятьсот метров (FAST), китайские астрономы изучили поведение вращающегося радиотранзиента с одиночным импульсом . . .

HAARP передаст радиосигнал на астероид 2010 XC15, чтобы изучить его недра

Эксперимент по отражению радиосигнала от астероида 27 декабря будет репетицией перед зондированием более крупного астероида, который в 2029 году подойдёт к Земле . . .

27.12.2022

Эксперты: ослабление магнитного поля Земли негативно отразится на жизнеспособности зоопланктона

Магнитное поле Земли ослабевает, отмечают ученые. Последние исследования Института биологии внутренних вод РАН показали, что этот процесс накладывается на . . .

27.12.2022

Частые засушливые периоды могли быть необходимы для возникновения жизни на Земле

Как жизнь возникла на Земле из множества неживых молекул, до сих пор остается загадкой. Эксперименты могут показать нам, как могли произойти ключевые шаги, но на . . .

26.12.2022

Исследователи смоделировали возникновние «волн-убийц» в стоячих волнах p>

Журнал Physical Review Letters опубликовал материал с результатами исследования интернационального коллектива. Это была совместная работа по моделированию волн-убийц . . .

26.12.2022

Почему большинство горных пород на Земле намного моложе самой планеты?

Не все породы на Земле имеют одинаковый возраст. Большинство из них значительно моложе нашей планеты. Считается, что самым старым участкам океанической коры 200 . . .