22.09.2022

Космические лучи ежесекундно «атакуют» Землю: откуда они взялись на самом деле

Международная группа ученых разработала компьютерную программу, которая моделирует перенос космических лучей в космосе. Физики надеются, что это поможет разгадать тайну, откуда они появляются.

Что такое космические лучи?

Космические лучи по своей природе — это элементарные частицы и ядра атомов, которые движутся с высокими энергиями в космическом пространстве. Основными источниками первичных космических лучей считаются взрывы сверхновых звезд (галактические космические лучи) и Солнце, однако их природа до сих пор до конца неизучена.

Большие энергии (до 1 016 эВ) галактических космических лучей ученые объясняют ускорением частиц на ударных волнах, образующихся взрывах сверхновых. Они движутся практически со скоростью света, составляющей приблизительно 300 000 км/с.

История открытия

Космические лучи открыл в 1912 году австрийский физик Виктор Гесс. Он был сотрудником Радиевого института Вены и проводил исследования ионизированных газов. Однако и до этого момента ученые подозревали об их существовании.

Французский физик Шарль Огюстен де Кулон, исследуя природу электричества с помощью электроскопа, обнаружил, что заряд спонтанно утекает с листков фольги даже при самой лучшей электроизоляции. Позже Уильям Крукс выяснил, что скорость этого процесса снижается, когда понижается давление воздуха в электроскопе. Так ученый пришел к выводу, что причина разряда — в ионизации воздуха.

Однако в чем его причина, было неизвестно, пока физики не открыли феномен радиоактивности. Потом ученые выдвинули гипотезу о существовании глобального радиационного фона, источником которого являлась либо Земля, либо атмосфера, либо космос.

После серии экспериментов Гесс пришел к выводу, что источник радиации — небо. Ученый назвал ее «высотным излучением».

Спустя 20 лет Гесс получил Нобелевскую премию, а его исследования послужили фундаментом для развития новой области науки — физики космических лучей. С тех пор ученые далеко продвинулись в их исследовании, но на некоторые вопросы нет ответа до сих пор. Например, о скорости и процессе образования космических лучей.

Почему космические лучи тяжело наблюдать?

С момента открытия космических лучей 100 лет назад исследователи пытаются расшифровать, откуда они берутся. Проблема в том, что если смотреть с Земли, то невооруженным глазом их не рассмотреть «по отдельности». Они одинаково ярко освещены почти везде, куда бы ни посмотрел человек.

Все потому, что солнечный свет рассеивается в атмосфере Земли и равномерно распространяется по небу. Космические лучи также рассеиваются на пути к планете. Это происходит за счет взаимодействия с магнитными полями. Все, что мы можем видеть с поверхности Земли, — это равномерно освещенное изображение. Однако само происхождение излучения остается неизвестным.

Что сделали ученые?

Чтобы решить проблему, ученые создали специальную компьютерную программу CRPropa (англ. Cosmic Ray Propagation Framework, схема распространения космических лучей). Она позволяет ученым отслеживать траектории частиц от их образования до прибытия на Землю. Кроме того, данные помогут полностью объяснить взаимодействие частиц с материей и фотонными полями во Вселенной.

Примечательно, что программа моделирует не только распространение космических лучей, но и сигнатуры нейтрино и гамма-лучей, которые возникают при их взаимодействии. В отличие от космических лучей, эти частицы-мессенджеры можно наблюдать непосредственно из их источников. Все потому, что они летят к Земле по прямому пути.

Напомним, нейтрино — это нейтральные фундаментальные частиц с полуцелым спином. Они участвуют только в слабом и гравитационном взаимодействиях. Ранее «Хайтек» рассказывал, что это такое и какие еще взаимодействия существуют в природе.

На них держится Вселенная: как работают четыре главные силы природы

Кроме того, ученые планируют использовать программное обеспечение, чтобы предсказывать такие сигнатуры нейтрино и гамма-лучей от далеких галактик, таких как вспышки звезд или активные галактики.

Как она поможет?

Авторы разработки уверены — их ПО «открывает новые окна во Вселенную». С ее помощью физики исследуют новые энергетические диапазоны, которые невозможно полностью охватить с помощью доступных на сегодняшний день программ.

А самое главное — теперь ученые разработают теоретическую модель, которая описывает движение космических лучей из нашей галактики Млечный Путь к далеким скоплениям звезд и сравнить данные с наблюдениями.

Программу моделирования разработали 17 исследователей из Германии, Испании, Голландии, Италии, Хорватии, Англии и Австрии. Проект проводился в рамках Совместного исследовательского центра, который финансируется Немецким исследовательским фондом.

Ученые уверены, CRPropa внесет значительный вклад в понимание того, откуда берутся космические лучи. Новые теоретические расчеты помогут физикам интерпретировать разнообразные данные, которые ученые получают от различных инструментов, наблюдающих за космосом.

По информации https://hightech.fm/2022/09/20/aids-cosmic-rays

21.09.2022

Подводные леса размером с целые страны могут стать спасением человечества

Австралийские исследователи впервые в истории постарались обобщить данные о подводных лесах из водорослей в масштабах всей планеты. Согласно их расчетам, . . .

21.09.2022

Геологи пролили новый свет на то, как могли образоваться континенты

Международная группа ученых обнаружила, что первые континенты не были стабильными и перерабатывались в мантии Земли. Исследование, опубликованное в Proceedings of the . . .

21.09.2022

“Хаббл” наблюдает за очень молодой протозвездой

Астрономы с помощью космического телескопа “Хаббл” (НАСА / ЕКА) получили потрясающее изображение IRAS 05506+2414, загадочного звёздного объекта, окружённого толстым . . .

21.09.2022

Астрономы обнаружили солнцеподобную звезду, вращающуюся вокруг чёрной дыры

Gaia BH1 – солнцеподобная звезда, вращающаяся вокруг чёрной дыры, масса которой в 10 раз больше массы Солнца. Авторы и права: ESO / L. Calcada. В 1916 году Карл Шварцшильд . . .

В Китае найден 4500-летний гигантский город неведомой цивилизации

Город построен со сложными системами укреплений Как сообщает rg.ru, завершился третий сезон раскопок руин древнего города Хоучэнцзуй на севере Китая. Город был . . .

21.09.2022

Земля может быть исключительно уникальной

Согласно исследованию, вероятность возникновения планет, покрытых сушей, составляет около 80%, в то время как вероятность возникновения планет, покрытых океаном, . . .

21.09.2022

Черные дыры могут быть воротами в мультивселенную

Благодаря таким фильмам, как "Интерстеллар", "Доктор Стрэндж в мультивселенной безумия", "Звездный путь" и "Звездные войны", такие темы, как космические путешествия, . . .

Ученые изучили центр скопления Волос Вероники с помощью AstroSat

Используя индийский космический аппарат AstroSat, астрономы исследовали центр скопления Волос Вероники. Результаты исследования представлены в статье, . . .

«Джеймс Уэбб» сфотографировал Марс

Инфракрасный космический телескоп «Джеймс Уэбб» получил свои первые изображения Марса и спектра его атмосферы. На снимках хорошо заметна самая глубокая . . .

20.09.2022

Византийские записи солнечных затмений позволили уточнить измерения вращения Земли

Записи солнечных затмений полуторатысячелетней давности позволили ученым уточнить измерения изменения вращения Земли. Кропотливый анализ исторических . . .

20.09.2022

Тунгусская катастрофа: редчайшее и самое разрушительное стихийное бедствие в истории

В 1908 сибирскую тайгу потряс чудовищной силы взрыв. Ученые долгое время спорили о природе явление, которое назвали Тунгусским феноменом. После десятилетий . . .

20.09.2022

От рекорда тепла к рекорду холода - арктические ветры резко понижают температуру в Европе

В выходные были побиты два новых рекорда: температура на метеостанции Capanna Margherita в Монте-Роза, Италия, упала до -6,2°F (-21,2°C) в 6 часов утра 17 сентября. Это побило . . .

НА ВЫБОРАХ ПРЕЗИДЕНТА РАН ПРОГОЛОСОВАЛИ 1390 ЧЕЛОВЕК

По итогам подсчета голосов на выборах президента РАН, прошедших  20 сентября в Академии наук в Москве, академик Г.Я. Красников набрал 871 голос, академик Д.М. Маркович . . .

20.09.2022

Новая программа обнаружения экзопланет для гражданских ученых

Институт SETI и его партнер Unistellar запускают новую программу обнаружения экзопланет, в которой примут участие гражданские ученые по всему миру. Астрономам-любителям . . .

20.09.2022

Астрофизики доказали, что «детство» звезд влияет на звездную эволюцию

В классических моделях звездной эволюции до сих пор мало внимания уделялось ранним этапам развития звезд. Ученые из Инсбрукского университета доказали, что . . .

Энтомологи насчитали 20 квадриллионов муравьев на Земле

Энтомологи впервые подсчитали общую численность особей муравьев на Земле, она составила 20 квадриллионов особей. Для этого группа ученых провела метаанализ около . . .

Основной принцип ОТО выдержал самое строгое испытание

При помощи специального разработанного спутника международная команда ученых измерила ускорение частиц пар свободно падающих объектов на орбите Земли . . .

Основной принцип ОТО выдержал самое строгое испытание

Ученые допускают, что жизнь на Земле существовала еще 3,95 миллиарда лет назад

Как сообщает grodno24.com, группа ученых из Америки и Японии определила изотопный состав химических элементов осадочных пород, взятых в Канаде в регионе Лабрадор . . .