Используя прибор Multi Unit Spectroscopic Explorer (MUSE), европейские астрономы более внимательно изучили планетарную туманность NGC 3132. Наблюдения MUSE позволили получить важные данные о физических и химических свойствах туманности. Новое исследование подробно описано в статье, опубликованной 5 декабря на arXiv.
Планетарные туманности (PNe) - это расширяющиеся оболочки из газа и пыли, которые были выброшены из звезды в процессе ее эволюции из звезды главной последовательности в красного гиганта или белого карлика. Они относительно редки, но важны для астрономов, изучающих химическую эволюцию звезд и галактик.
Хотя NGC 3132 была предметом нескольких исследований, многие вопросы о ее природе остаются без ответа.Известно, что центральным объектом этой планетарной туманности является двойная система, состоящая, скорее всего, из ионизирующей звезды с эффективной температурой около 100 000 ° С и звезды-компаньона спектрального типа А0. Существует огромная неопределенность в отношении расчетного расстояния до NGC 3132, поскольку некоторые исследования предполагают, что она расположена на расстоянии около 1760 световых лет, в то время как другие указывают на расстояния до 4042 световых лет.
Чтобы пролить больше света на свойства NGC 3132, Ана Монреаль-Иберо из Университета Ла-Лагуна, Испания, и Джереми Р. Уолш из Европейской южной обсерватории (ESO) в Гархинге, Германия, исследовали этот объект с помощью MUSE. Это панорамный спектрограф с интегральным полем на Очень Большом Телескопе (VLT) ESO, работающий в видимом диапазоне длин волн. Инструмент позволил исследователям узнать больше о физике и химическом составе этой планетарной туманности.
«Получены двумерные спектроскопические данные по всей протяженности планетарной туманности NGC 3132. Мы представляем уменьшенный объем данных и высококачественные карты на основе многих линий излучения, попадающих в спектральное покрытие MUSE в диапазоне поверхностной яркости более 1000. Обсуждаются физические методы диагностики, полученные на основе изображений эмиссионных линий, открывающие множество научных применений», - написали астрономы в статье.
Наблюдения выявили сложную морфологию и ионизационную структуру NGC 3132. В частности, две дугообразные структуры с низкой ионизацией были обнаружены к северу и югу от туманности. Недавно обнаруженные особенности демонстрируют чрезвычайно высокое поглощение и содержание гелия, что, по мнению авторов статьи, позволяет предположить, что они могут быть следствием прецессии струй, вызванных двойной звездной системой.
На карте угасания показана значительная структура NGC 3132, причем на больших территориях значения в четыре раза превышают медианное значение, особенно за восточной стороной края туманности. Астрономы предполагают что эта характеристика, демонстрирующая наличие пыли как внутреннего компонента туманности, может быть общей для всех планетарных туманностей.
В ходе исследования была обнаружена внутренняя высокоионизационная плазма с относительно высокой плотностью около 1000 см-3, в то время как низкоионизационная плазма имела плотность с типичными значениями около 300 см-3 и пиком на границе со значениями на уровне 700 см-3. Кроме того, средняя температура предполагает наличие сгустков высокой плотности в NGC 3132.
Согласно работе, оцененное среднее содержание гелия [He/H] в исследуемой туманности составило приблизительно 0,124, с несколько более высокими значениями на краях и внешней оболочке. Когда речь заходит об ионном содержании легких элементов, результаты оказались совместимыми с предыдущими исследованиями.
В заключительных замечаниях исследователи отметили, что спектрографы, такие как MUSE, важны для развития знаний о планетарных туманностях. «Вместе с работой над NGC 7009, представленной Уолшем и соавторами (2018), настоящее исследование иллюстрирует огромный потенциал широкополосных интегральных полевых спектрографов для изучения планетарных туманностей (PNe)», - заключили астрономы.
По информации https://www.astronews.ru/cgi-bin/mng.cgi?page=news&news=20191216175712