Источник: «Экспертный центр электронного государства» от 17.06.2015
Совокупный экономический эффект от дистанционной работы в масштабах страны уже составляет около 94 миллиардов рублей в год, согласно исследованию, проведенному компанией «1С-Битрикс» совместно с агентством J’son & Partners Consulting.
Специалисты исследовали текущую ситуацию и перспективы развития рынка удаленной занятости в России, существующие платформы и инструменты для планирования, организации и контроля деятельности удаленных сотрудников, а также возможный экономический эффект от перехода офисных сотрудников на дистанционный режим работы. В рамках исследования был проведен опрос руководителей компаний среднего, малого и крупного бизнеса в 15 регионах, которые имеют в подчинении удаленных сотрудников. Исследование выявило, что помимо очевидных плюсов, таких как экономия, возможность формировать гибкий график и др., есть и сдерживающие факторы для дистанционной работы, в числе которых боязнь руководителей ослабить контроль над сотрудниками, отсутствие эффективной системы мотивации, опасения по поводу невключенности работника в коллектив и др.
Результаты исследования показали, что каждый сотрудник, перешедший на удаленную работу и имеющий необходимое программное и аппаратное обеспечение, внесет свой вклад в экономику предприятия в размере 170 тысяч рублей за год за счет снижения расходов.
По расчетам J’son & Partners Consulting, типовая компания из десяти человек при переводе половины сотрудников на дистанционную работу экономит 3% выручки только лишь за счет аренды офиса.
Экономия складывается из четырех факторов:
отсутствие необходимости тратить время на дорогу (совокупная экономия 22 миллиарда рублей в год);
доступ к рабочему месту даже в период больничных отпусков (5 миллиардов рублей);
экономия на содержании офисного места (38 миллиардов рублей без учета возможных доходов от сдачи в аренду высвободившихся офисных площадей и 64
– с учетом сдачи в аренду);
снижение затрат на оплату труда за счет расширения географии найма (3 миллиарда рублей).
На настоящий момент доля дистанционных работников в России не превышает 1% от общего количества рабочих мест. При этом в США, к примеру, доля удаленных работников составляет 34-36%, по данным McKinsey.
Дистанционная работа — это работа, выполняемая сотрудником на расстоянии от офиса работодателя из любого удобного ему места с помощью современных средств IT и телекоммуникаций — такое определение дали специалисты. Исследование включало только работников, которые постоянно интегрированы в процессы компании – таким образом, исключались те, кто привлекался на разовые задачи.
В 68% опрошенных компаний размер зарплаты не зависит от того, в офисе работает сотрудник или нет, а в 12% компаний дистанционные работники получают даже больше офисных.
В первую очередь, удаленными сотрудниками оказались программисты — 51%, сотрудники служб поддержки клиентов (38%), дизайнеры (27%), аналитики (15%) и сотрудники финансового департамента (15%).
По данным опроса, контроль рабочего дня дистанционных сотрудников осуществляет 59% компаний, но более половины опрошенных руководителей признались, что это лишь формальность.
Российские работники ментально пока больше тяготеют к офисному труду, а кроме того, не у всех есть возможность работать дома (на человека приходится лишь 10 кв. м жилья без учета аварийного и ветхого). Однако доля дистанционных работников будет расти, и вместе с ней увеличится экономический эффект от их деятельности, считают исследователи. Главной предпосылкой этому они назвали взрывное развитие высокоскоростных средств передачи информации.
Для организации эффективной удаленной работы используется разнообразное программное обеспечение – от набора различных инструментов для решения отдельных задач до комплексных систем (такие решения зачастую разрабатываются самостоятельно либо заказываются компаниями под свои нужды).
Для контроля и постановки задач специализированное ПО применяют 54% руководителей. По популярности среди участников опроса разновидности софта распределяются так: системы работы с почтой и документами онлайн (67%), IP-телефония (52%), хранилище данных (50%), корпоративная социальная сеть (43%), мессенджеры (39%), далее идут системы управления проектами, CRM и «таск-трекеры».
Исследование показало, что 83% компаний, использующих сервисы для организации работы сотрудников вне офиса, отмечают их влияние на экономическую эффективность бизнеса. При этом 19% оценивают это влияние как сильное, и 57% как среднее и только 7% как слабое.
По прогнозам J’son & Partners Consulting, в ближайшие пять лет Россию ждет взрывной рост удаленной работы, и уже к 2020 году каждый пятый сотрудник компании будет работать удаленно. Совокупная экономия от этого перехода составит более 1 триллиона рублей.
Однако специалисты признают, что есть факторы, сдерживающие рост дистанционной занятости. Среди них увеличение расходов компаний на IT-инфраструктуру и ПО при первоначальном внедрении, сложность управления сетью с многочисленными подключенными устройствами, дополнительные требования безопасности, противодействие служб безопасности, сложившиеся стереотипы и др.
По информации http://www.4cio.ru/news/view/5182