Блог Малы Ананд (Mala Anand), старшего вице-президента подразделения сервисных платформ компании Group
Когда речь заходит об изыскательских работах, связанных с добычей нефти и газа, то чаще всего повторяется избитая мантра: «бурите, ребята, бурите». Однако с появлением цифровой обработки информации нефтегазовая отрасль ушла далеко вперед. Так, интегрированное моделирование производства появилось еще в 1970-х годах. Недавние потрясения в энергетической отрасли подняли ставки для нефтегазовых компаний еще выше, побуждая их работать расчетливее и эффективнее.
Перспективно мыслящие компании обращаются к реальной цифровой трансформации, что требует внедрения Всеобъемлющего Интернета (Internet of Everything, IoE), т.е. сетевого соединения людей, процессов, данных и объектов, по всей цепочке создания стоимости. По данным недавнего исследования Cisco, из четырех упомянутых базовых элементов наиболее востребованным IoE стал элемент «данные». И именно в области данных необходимы самые серьезные улучшения.
Участники опроса указали, что «данные» — это та сфера Всеобъемлющего Интернета, где им нужно приложить максимум усилий для наращивания ценности.
Между тем на нехватку данных пожаловаться нельзя. Нефтегазовые компании буквально купаются в потоках данных, поступающих от датчиков и механизмов, во множестве находящихся на обширных эксплуатируемых территориях. Задача, однако, состоит в том, чтобы получить актуальные операционные данные как можно ближе к той точке, откуда они поступают, проанализировать их в реальном времени и использовать полученные результаты для улучшения эксплуатационных и бизнес-показателей. Чтобы с выгодой использовать широкий спектр данных, генерируемых во Всеобъемлющем Интернете, нефтедобывающие компании должны решить три основные задачи:
•автоматизировать сбор данных;
•интегрировать данные, поступающие от множества зачастую далеко отстоящих друг от друга источников;
•анализировать данные для получения оперативной информации.
Автоматизация сбора данных. Вынося облачные вычисления и сервисы на границу сети (такую схему иногда называют «туманными вычислениями»), компании смогут анализировать данные в реальном времени и использовать появляющиеся IoE-приложения, требующие малого и предсказуемого времени задержки. Например, типичная нефтяная платформа в открытом море каждый день генерирует порядка одного-двух терабайт данных. Большая часть этих данных, относящихся к производительности и безопасности платформы, сохраняет ценность лишь в течение короткого промежутка времени. На передачу дневного объема данных в центральное хранилище с помощью самой распространенной на таких платформах спутниковой связи требуется в среднем 12 суток. Если же использовать облачные вычисления, то эти данные можно обработать на месте и определить, следует ли пересылать их в облако или ЦОД или же нужно анализировать там, где они получены, т.е. на «границе» сети.
«Граничные» вычисления находят самое разнообразное применение, но особую пользу они приносят в таких отраслях, как нефтегазовая, для которых характерно наличие множества датчиков в отдаленных районах.
Интеграцию данных усложняет то, что они поступают от разнородных и распределенных источников, таких как встроенные датчики, видеокамеры и другие источники третьих фирм. Чтобы гетерогенные наборы источников данных, независимо от формата и местоположения, воспринимались как одна логическая база данных, многие компании начинают прибегать к виртуализации. А так как интеграция происходит «на лету», нет нужды в физическом централизованном хранении: интеграция выполняется тогда, когда пользователь запрашивает данные от нескольких отдельных источников. Интеграция по запросу обеспечивает пользователям моментальный доступ к данным тогда и в таком виде, в каком это необходимо.
Обычно в нефтегазовых компаниях сбор и интеграция данных, поступающих со всех участков технологического процесса, выполняются вручную. Благодаря виртуализации данных, которая способна обеспечить единый обзор скважины и всех ее компонентов, становится возможным быстрее предпринимать необходимые для повышения эффективности действия и, соответственно, увеличивать рентабельность.
Анализ данных, поступающих от Всеобъемлющего Интернета, будь то в облаке или на границе, необходим для получения оперативной информации, которая, в свою очередь, помогает улучшить итоговые результаты. Такая информация затем может использоваться, например, при реорганизации производственных процессов, а также при глобальной трансформации бизнеса. Чтобы максимально эффективно использовать свои данные, нефтегазовые компании должны иметь как инструментарий, способный справляться с постоянно растущими объемами, скоростью и разнообразием данных, так и специалистов, обладающих междисциплинарными знаниями в области информатики, инженерно-технического проектирования и корпоративной архитектуры.
Анализ данных дает множество выгод и в том числе улучшает способность быстро принимать более результативные решения.
Чтобы польза была реальной, информацию, получаемую в результате анализа данных, необходимо связать с конкретными бизнес-процессами и результатами. Отвечая на вопросы Cisco, представители нефтегазовой отрасли согласились с тем, что аналитика данных может стать катализатором достижения критичных бизнес-результатов. В числе трех основных стимулов для инвестирования в такие подключенные технологии, как Всеобъемлющий Интернет, были названы аналитика данных для ускорения и повышения качества принимаемых решений, повышение операционной эффективности и рост продуктивности.
Цифровая трансформация требует, чтобы нефтегазовые компании с помощью Всеобъемлющего Интернета становились все более информированными, прогнозируемыми и маневренными, а для этого необходимы средства анализа данных и управления ими. Для нефтегазовых компаний они играют поворотную роль в извлечении выгоды в процессе добычи, перекачки и переработки. Новой мантрой отрасли становится «бурите, получайте данные и продолжайте бурить».