без устали
27.11.2001 |
Тайные писательские биографии Владислава Отрошенко Хочу признаться: на чтение Владислава Отрошенко меня впервые подвигло участие в одном из интернет-литературных жюри, создаваемых неутомимой волей Леонида Делицына, Главного жреца и жертвы Сети. Перебирая трудолюбивые сочинения собратьев по перу и преисполняясь читательской тоски по поводу всего этого, я неожиданно натолкнулся на текст, который буквально лучился интеллектуальной и эмоциональной энергетикой: Владислав Отрошенко, "Гоголь и паспорт". Заинтригованный, я принялся за другие критические тексты Отрошенко, и вот, рискну поделиться впечатлениями с кафедры "РП". Впечатления же чрезвычайны. Приходилось ли тебе, читатель, испытывать ощущение абсолютного духовного слияния с чужим текстом, когда каждый абзац, предложение, слово и даже запятая написаны как бы твоею собственною рукою? Когда читаешь - и постоянно восклицаешь про себя: "Мать честная, да это же как будто я сам написал!" Так что записываюсь в пожизненные поклонники Владислава Отрошенко и готов заранее подписаться под любым его новым словом. Перечислю, однако, персонажей его рубрики в "РП": Гоголь; еще (и еще раз) Гоголь; Платонов; Шопенгауэр; Овидий; Пушкин. Казалось бы, что общего между ними? Да, но именно они стали объектом авторского внимания, и со второй статьи начинаешь понимать, почему. Дело в том, что из великого литературного множества Отрошенко извлек то, что никакому эвклидовому объяснению не поддается и представляется здравому человеческому уму фантастикой, мороком, "зоной шиза". У Владислава Отрошенко есть еще один единомышленник в подобном литературном интересе. Вот ты, читатель, ты можешь себе представить такое прочтение гоголевской "Шинели": "И вот, если подвести
итог, рассказ развивается так, бормотание, бормотание, лирический всплеск,
бормотание, лирический всплеск, бормотание, лирический всплеск, бормотание,
фантастическая кульминация, бормотание, бормотание и возвращение в хаос, из которого
все возникло. На этом сверхвысоком уровне искусства литература, конечно, не занимается
оплакиванием судьбы обездоленного человека или проклятиями в адрес имущих. Она
обращена к тем тайным глубинам человеческой души, где проходят тени других
миров, как тени безымянных и беззвучных кораблей." Кто автор этого поразительного критического пассажа? Совершенно верно, мой начитанный и просвещенный друг. Это - Владимир Набоков, и это такое видение художественного текста, которого мы с тобой совершенно лишены. Наши мозги и глаза устроены иным, нормальным образом. Мы созерцаем мир в пределах отпущенных нам семи цветов радуги, слышим его в пределах восьми знаков нотной грамоты и осязаем, как холодный, теплый или горячий. Мы скроены по типовому антропологическому проекту. Большинство писателей - тоже. Их отличие от нас состоит лишь в том, что они беспрерывно пишут, затем называют написанное "стихами", "повестями" и "романами" и таскают все это по редакциям, а мы с тобою - нет. Те, кому посвящена "Тайная история творений" Владислава Отрошенко, составляют в этом писательском множестве исчезающе малый процент. Они "не такие". Вот как говорит о них тот же Набоков: "Для того, чтобы по
достоинству его Гоголя - В. С.)
оценить, надо произвести нечто вроде умственного сальто, отвергнуть привычную
шкалу литературных ценностей и последовать за автором по пути его
сверхчеловеческого воображения /.../. Русские, которые считают Тургенева
великим писателем или судят о Пушкине по гнусным либретто опер Чайковского,
лишь скользят по поверхности таинственного гоголевского моря и довольствуются
тем, что кажется им насмешкой, юмором и броской игрой слов. Но водолаз,
искатель черного жемчуга, тот, кто предпочитает чудовищ морских глубин зонтикам
на пляже, найдет в "Шинели" тени, сцепляющие нашу форму бытия с
другими формами и состояниями, которые мы ощущаем в редкие минуты
сверхсознательного восприятия. Проза Пушкина трехмерна; проза Гоголя по меньшей
мере четырехмерна ." Или вот еще: "В таком мире не может
быть нравственного поучения, потому что там нет ни учеников, ни учителей; мир
этот есть, и он исключает все, что может его разрушить, поэтому всякое
усовершенствование, всякая борьба, всякая нравственная цель или усилие достичь
ее так же немыслимы, как изменение звездной орбиты. Это мир Гоголя, и как
таковой он совершенно отличен от мира Толстого, Пушкина, Чехова или моего
собственного. Но по прочтении Гоголя глаза могут гоголизироваться, и человеку
порой удается видеть обрывки его мира в самых неожиданных местах." Вот она, авторская цель Владислава Отрошенко: писать лишь о тех и о том, что является художественным мышлением в самом прямом и альтернативном смысле этого слова. Пытающемуся представить себе это мышление в более-менее уловимых картезианских формах, не могу дать иного совета, кроме как читать Набокова и Отрошенко. Судя по фотографии в "Русском переплете" Владислав Отрошенко далеко еще не пожилой человек. Но тогда становится непонятным, как он успел освоить такую гигантскую территорию письменной культуры? Позвольте, он цитирует источники и авторов, которых даже ваш покорный слуга, профессиональный филолог с тридцатилетним стажем, в жизни не читал! И сознаться в этом не стыдно, потому что культурологическая оснащенность головы Отрошенко лежит за пределами вообразимых человеческих способностей. Десятки, сотни имен и названий! "Упанишады", "Авеста", римские первоисточники, личная переписка, скрупулезно точное воспроизведение биографий и реалий жизни своих персонажей - и при этом абсолютная внятность изложения, умение разменять загадку художественной личности на демократическую монету общего понимания. Помимо того, что читать Владислава Отрошенко поучительно, читать его еще и безумно интересно. Это "вкусные" тексты, если читатель понимает, что я хочу сказать. Они проглатываются, как яичный желток. Они изящны, композиционно отбалансированы, стилистически выверены, сюжетно самодостаточны. И при этом - почти разговорны. Да вот, берем награжденное "Тенетами" эссе "Гоголь и паспорт" и начинаем с первой строки: "Заграничный паспорт Гоголя, служивший ему верным залогом
беспрепятственных путешествий, невыразимо любезных его загадочному сердцу, был
в полном порядке всегда. Он был в полном порядке и в ту декабрьскую минуту 1846
года, когда Гоголю, вдруг явилась на ум необыкновенная мысль - испросить себе у
императора Николая Павловича... заграничный паспорт. Это случилось в Неаполе, в
доме графини Софьи Апраксиной, где Гоголь тогда зимовал. Мысль была настолько
резкой и оживляющей, что Гоголь, который уже не первый месяц бездействовал
воображением, уже не первый месяц ожидал в тоскливом оцепенении удобного
парохода и возвышенного расположения духа, чтобы отплыть в Палестину, к Гробу
Господню, для смиренных молитв, тотчас же и с былым жаром взялся за перо. "Всемилостивейший Государь!..." Вынужден прервать смакование текста, иначе пришлось бы цитировать его от начала до конца. Если бы ваш покорный слуга обладал в "Русском Переплете" диктаторскими полномочиями, он встречал бы каждого, остановившегося у входа, вопросом: "Читал Отрошенко?" И пропускал бы во внутренние покои только тех, кто ответил на этот вопрос положительно. Не уверен, впрочем, что от этого посещаемость литературного сектора "РП" резко бы возросла. А потому что, побывав в гостях у Отрошенко, заходить в другие рубрики становится уже не так интересно: там пишется про заурядное, общедоступное, "нормальное". "Есть главное, а есть самое главное", - учил Достоевский. Отрошенко пишет исключительно о самом главном в художественной культуре. Он, подобно Сальери, въедается во внелогическое ядро художественной личности, в ее доклеточную прану - и какие же поразительные правды открываются нам о подлинной природе подлинного творчества! Как далеко все это, оказывается, отстоит от литературной беллетристики и от писателей, имя которым Пелевин! Сколь фантасмагоричен внутренний мир Платонова, Шопенгауэра, Овидия! В "Русском переплете", на мой взгляд, тоже есть автор с загадочной психологической конституцией. Назову его, пожалуй. Это Надежда Горлова. Во всякой
уважающей себя рецензии положено содержаться ложке дегтя. И вообще, автору сего
похвалить что-нибудь все равно, что соляной кислоты напиться. Но вот - не
нахожу изъяна в критических изделиях Владислава Отрошенко.
|
13.11.2001 |
|
02.11.2001 |
|
29.10.2001 |
|
28.10.2001 |
|
20.10.2001 |
|
18.10.2001 |
|
13.10.2001 |
|
06.10.2001 |
|
29.09.2001 |
|
16.08.2001 |
|
30.07.2001 |
|
24.07.2001 |
|
24.07.2001 |
|
23.07.2001 |
|
16.07.2001 |
|
13.07.2001 |
|
08.07.2001 |
|
02.07.2001 |
|
26.06.2001 |
1|2|3|4|5|6|7|8|9 |
Добавить статью |
Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия
Содержание
Современная русская мысль
Навигатор по современной русской литературе "О'ХАЙ!"
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Для тех кому за 10: журнал "Электронные пампасы"
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите
© 1999 "Русский переплет"