TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


23.08.2020
09:11

На засыпку

    Вот чем меня остановила эта репродукция? Широков. Хохловка. 1992. Неужели тем, что точка зрения выбрана под облаками? Ну в самом деле… Высокая линия горизонта – . . .

22.08.2020
12:05

Про одну афонскую икону

    Недавно мне повезло ухватиться за общие слова Флоренского о сознательности работы иконописца. Они подтверждали определение прикладного искусства как сообщения . . .

21.08.2020
10:40

Что Нестеров ницшеанец, многих оскорбит...

    Я люблю следовать логике. И если она меня приводит – уже не впервые (см. тут) – к тому, что Нестеров ницшеанец, то я это и обнародую, ещё раз, буде такое подтвердится . . .

20.08.2020
10:17

Жуть

    Меня когда-то, давным-давно, в отрочестве, посетила жуть от мысли, что на всех концах Вселенной электрон имеет одни и те же свойства. Мне в этом виделся след . . .

19.08.2020
10:02

Пуантилизм выражает буддизм

    Чюрлёнис его когда-то отругал: "Segantinis puikus, tačiau per daug didelis technikas" (http://www.prodeoetpatria.lt/index.php/tevyne/knygos-uz-tevyne/185-m-k-ciurlionis-kurejas-ir-zmogus-stasys-yla). – Перевод: "Сегантини хорош, однако . . .

18.08.2020
08:49

Неужели это открытие?

    Вы, читатель, меня проверите. Мне кажется, что я сделал открытие. Оно связано со словами Флоренского: "…в этом диптихе головы двух позади стоящих фигур больше, . . .

17.08.2020
12:57

О безумной сложности - просто

    Я вчера посмел высказать суждение о подсознательном идеале Пушкина, когда он писал “Телегу жизни” (1923). И меня так замучили сомнения, что я решил к теме вернуться. . . .

16.08.2020
15:22

Голь на выдумки хитра

    Теория, мой друг, суха, Но зеленеет жизни древо. Мефистофель, переодетый в Фауста, ученику. Я был лично знаком с одним поэтом. И не думаю, что он соврал, сказав, . . .

15.08.2020
10:24

Негонимый Каллима

    Объективность заставляет признать, что понятие “идеостиль” полезнее понятия “стиль”. Я поймал себя на мысли, что надо немедленно дать пример. Уподобляясь . . .

14.08.2020
08:58

Сближение

    Сегодня день рождения поэта Бориса Петровича Корнилова, автора слов песни “Нас утро встречает прохладой…”. Сегодня одновременно произошли два случая. Одно – . . .

13.08.2020
09:02

Проверка

    Предисловие. Всё, что я ни пишу, имеет скрытую связь с написанным мною ранее. Если оказывается, что я ранее ошибался, я место ошибки у себя на сайте помечаю красной . . .

12.08.2020
14:27

Религии как бунт

    Религии родились в бунте против самого наличия на свете смерти и несчастий. В бунте, не в смирении. Древнеегипетская, например. Оттого мумии фараонов там. – Якобы . . .

11.08.2020
11:02

Второсортное искусство

    Признаюсь, что действую по принципу: “Если я тебя придумала – стань таким, как я хочу”. Я беру, притворяюсь, что общественность приняла мои предложения. И дальше . . .

10.08.2020
08:23

Одно спасение - что ошибки учат

    Я, похоже, опять ошибся. Только я разобрался с “Конём” (1983) Битова (см. тут), что там вполне осознаваемое исповедание постмодернизма (ничто недостойно ранга идеала), . . .

09.08.2020
09:18

Без дипломатии

    Дипломатия требует теперь, при непопулярности идеи коммунизма, помалкивать о нём. Но я человек антидипломатичный. Плевать мне, что я от этого проигрываю. За то я . . .

08.08.2020
08:38

Амикошонство?

    Это будет статья про один рассказ Толстого (1881 года) про то, как сапожник Семён спас от смерти голого человека зимой. Надел на него, что на самом было. Привёл домой . . .

07.08.2020
23:17

Предзаря Оттепели

    Недавно читал очень яркие упрёки Путину, нарушившему историческую правду тем, что не сказал он, что главной причиной победы в Великой Отечественной Войне была . . .

06.08.2020
08:29

Со слезами о Таниче

    Я ее [эстраду] не понимаю. Вот у них сейчас популярна песня “На тебе сошелся клином белый свет, на тебе сошелся клином белый свет, на тебе сошелся клином белый . . .

05.08.2020
09:45

Напропалую

    Чем для меня живопись лучше литературы? (Надо знать меня, чтоб угадать.) – Литературы, к которой я мог бы приложить себя, стало мало. (Вот ведь… И это требует . . .

04.08.2020
09:24

Через тернии к звёздам

     

    Все это, видите ль, слова, слова, слова…

    Пушкин.

    Под конец моей жизни (мне 82) я пришёл к тому, против чего восстал в юности, когда думал, что искусство постижимо ВСЕМ (просто плохие искусствоведы виноваты в том, что народ не выучили). Я принялся на себе доказывать своё предположение. И… Одновременно и доказал, и не доказал. – Доказал я тем, что сам явно выработал вкус и чего только ни понял, чуть не всё, казавшееся в юности непостижимым (абстракционизм, скажем). А вот что пришлось признать: что большие художники – как бы люди без кожи, с такими острыми переживаниями и оттого неожиданными для обычных людей реакциями на остроту, что большинству это не станет внятно даже при самом хорошем учителе-искусствоведе. Я – первый пример. Мне надо тянуться себя, как Мюнхгаузену, из болота, чтоб вжиться в этих бескожих. Мне часто удаётся, и я оторвался от большинства непонимающих, к которым принадлежал сам. Не для всех, выходит, искусство-то.

    Чуть не вся античность, по-моему, получилась переполнена художниками, доведёнными до последнего отчаяния от простой нуды жизни, от необходимости жить по правилам, от самого существования причинности. Ну? Не дикость ли? Пусть Гомеру попалось жить при отчаяннейшей катастрофе – нашествии дорийцев на ахейцев, и он убежал из действительности в ритм своих поэм, ритм, совершенно не зависящий от окружающей удручающей зависимости. Но таких потрясений (аж рабовладельческий строй сменился обратно – на первобытно-общинный) все последующие 2000 лет античности ведь не было! – Приходится придумать просто чрезвычайную ранимость чуть не всех художников, кто жил после Гомера. Ну, во всяком случае, приходится придумать им умение впадать в такую крайность обидчивости на весь Этот свет, что им в подсознательном идеале своём хочется бежать в иномирие иное, чем – если трезво и из сегодня глядя – являлось иномирие их тогдашней религии. А та учила, что такое хорошо и что такое плохо. – Художниками же двигало подсознательное “над Добром и Злом”. (Ницшеанством это стали называть в XIX веке. Оно в XIX веке наибольшим врагом имело христианство. И слоган “над Добром и Злом” был уже осознаваем в XIX веке. Но по-прежнему неосознаваемым остался идеал иномирия.)

    Если всю вот эту исключительность признать, то логика дальше заставляет прослеживать умственные движения ну просто невероятной сложности. – Вот я читаю:

    "…в I помпейском “стиле” (фото ниже) неожиданно вспоминается Ротко” (Артхив).

    Дом Саллюстия в Помпеях. 200-80 г. до н.э.

    А Ротко на Западе во второй половине ХХ века рисовал на холстах монохромные прямоугольники рядом друг с другом. В отчаянии, можно думать, на эру организаций и Потребления, сменившую эру свободной конкуренции и нужды масс. Так почему не придумать, что Ротко на свой лад взвыл от рванувшихся по этому случаю к потребительской, по сути, вседозволенности студентов, этим потреблением обманутых властью так, чтоб воля тех не распространилась на отнятие частной собственности, и – чуялось, мол, Ротко, что этак капитализм опять уцелеет. А в СССР свободы нет. То есть ну никуда не годится этот плохой-преплохой мир. И единственный улёт из него – в метафизическое иномирие.

    Но чем, вопрос, руководствовались архитекторы и художники Помпей 200-80 г. до н.э.? Они тоже ужасались римским оргиям и подсознательно хотели в иномирие? Пока не появились христиане со своим спасительным тем светом…

    Ведь всегда можно взять и сказать, что вокруг настолько плохо, что чувствительные художники впадают в это в веках повторяющееся ницшеанство.

    Но.

    "Образцы этого "стиля" сохранились в Доме Фавна” (https://ulli-u.livejournal.com/71993.html).

    А там же есть и не такая абстракция.

    Больше логики в суждении Сергеенко:

    "Первый стиль “утверждал стену” как нечто прочное, как некую преграду между комнатой и остальным миром” (http://www.sno.pro1.ru/lib/sergeenko/20.htm).

    То есть, ни в какое не в иномирие сокровенно стремился оформитель, а, вживаясь в желания заказчика, в свою, от имени заказчика, частную жизнь, и наплевать на всех остальных.

    Историческое изменение стиля это подтверждает. Следующий стиль такой:

    "…настоящая стена исчезает, будучи заслонена, как театральной декорацией, тем, что нарисовал художник” (Там же).

    Фрески в Доме Лабиринта. 80 г. до н.э. - 15 г. н.э.

    Индивидуализм осваивает линейную перспективу. В ней всё сходится ко мне. К “моей” точке зрения. Пока общая точка схождения параллельных линий ещё не получается. Но всё же, всё же. Важна тенденция.

    Остаётся вопрос с моей идеей-фикс. Эту тягу к линейной перспективе можно считать следом подсознательного идеала мещанства, скажем так?

    Витание в эмпиреях искусства с тематикой высокой, не частной, в принципе не требовало линейной перспективы, с которой люди сталкивались в быту каждый день. Так что перед авторами росписей комнат стояла пионерская задача – впервые выразить ценность частной жизни на плоскости. Поэтому я смею думать, что применение прямой перспективы было настолько поразительным явлением, что его рождение вполне можно отнести к проявлению подсознательного идеала частной жизни.

    27 июля 2020 г.

     

     

     

<< 41|42|43|44|45|46|47|48|49|50 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100