TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Научный форум
-->
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Нас посетило 38 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад?

| Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?
Rambler's Top100
Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


14.07.2020
14:36

Кухня дела

    Обычно кухню дела не показывают, а мне вдруг захотелось. Я вспомнил совет одного критика критикам показывать движение по разным вариантам толкования и тем . . .

13.07.2020
10:26

По проторённой дорожке

    Как обычно в последние месяцы, я открываю книгу Манина “Русская живопись ХХ века” (2007) на очередном художнике, неведомом мне, и, читая, отталкиваюсь от какой-то . . .

12.07.2020
12:40

Досадно

    Досадно на себя и на людей. Ну, вот, название. Я даю название субъективное: “Досадно”. – Кому интересно, что со мной происходит. Да? Кто я такой, чтоб кому-то этим . . .

11.07.2020
11:56

Неужели тайна?

    Есть такая серия на историческом телеканале – “Тайны великих картин”. И вот однажды там раскрыли тайну картины “Меняла с женой” (1510-1515) Массейса во французском . . .

10.07.2020
17:21

В чём тут противоречие?

    Противоречие, которое составляет самую суть тела художественного произведения, имеет вредное свойство быть незаметным читателю, зрителю, слушателю. А ведь, его . . .

09.07.2020
22:02

Однажды Борис Бурда...

    Однажды Борис Бурда, прочитав мою машинописную книгу о Высоцком, сказал, что тот бы мне морду набил. – Оно и понятно. Бурда кулинарией хорошо вписался в . . .

08.07.2020
19:16

Что тут можно высосать?

    Мой ангел-хранитель или не знаю, кто и что, - я атеист, - каким-то образом вытаскивает меня из искусствоведческих авантюр, в которые я то и дело ввязываюсь. Сейчас я . . .

08.07.2020
07:08

Красота некрасивого

    Вчера у меня был знаменательный день: я наткнулся (см. тут в самом конце) на единомышленника. (Жаль, фамилию свою он не обозначил.) Единомыслие заключается в . . .

06.07.2020
11:46

Быть или не быть

    Знать, что ты не знаешь, очень трудно. Почти невозможно. Мамардашвили. Быть или не быть статье о Битове? О его вещи, называемой “Птицы, или Новые сведения о . . .

05.07.2020
20:54

Игорь Орлов

    У меня проблема. Как сочетать ницшеанство маленьких детей (они центропупы с повышенной ролью “я”-фантастического, это – если б всё было возможно) с ницшеанством . . .

04.07.2020
20:48

Есть шанс понять

    Есть шанс понять, зачем Константин Сомов лица портретов в своей графике выполнял натуралистически, а остальное – "бестелесностью контуров” . . .

03.07.2020
10:27

Обсудим-ка с самим собой...

    Обсудим-ка с самом собой сатиру. Обсудить меня подвигло такое стихотворение Кибирова, будто бы "опубликованное в журнале "Литературная Армения", №5 за 1989г.” . . .

01.07.2020
12:43

Не дикость

    Я уже давно живу на свете и помню, - это было в середине 50-х годов, - как джаз стал проникать в жизнь нашего провинциального города, как джаз считали аморальным и как . . .

01.07.2020
09:12

Абракадабра

    Вот, как ругали в СССР такую гравюру. Фаворский. Ф.М. Достоевский. 1929. "Как сентиментально-бытовую картинку воспринимали они, например, монументально-суровый . . .

30.06.2020
08:43

В порядке исключения

    Вообще-то я боготворю разборы художественных произведений, отталкивающиеся от элементов этих произведений. Но в случае с символистом Сапуновым я сделаю . . .

29.06.2020
20:35

У меня проблема

    У меня проблема. Две проблемы. – Одна – я взялся за очень тонкое дело, толкование произведений искусства, и хочу это донести до довольно далёких от искусства людей, что трудно. Другая проблема – мне скучно повторяться. А вышеназванная тонкость, в частности, состоит в чрезвычайной сложноустроенности. Я с нею разобрался, скажем. И хочу подойти к следующему нюансу. Так мне удобно начать с того, в чём я уже разобрался. И как тогда быть с моим читателем, которому я – в новинку. Я, положим, сошлюсь на что-то своё прежнее. Так не принято ж у далёкого от искусства идти по ссылке, чтоб понимать моё дальнейшее. И мне что: повторяться для его удобства? – Так скучно же…

    Вот я читаю у знаменитого Эфроса:

    ""Мир искусства” жил отрицанием того, что есть, и любованием тем, чего нет. Он был весь поглощен памятью о прошлом. Его программа определялась формулой: что прошло, то мило. Он искал старину, охранял старину, возрождал старину” (https://e-libra.ru/read/489378-profili.html).

    И всё во мне, написавшем вот тут о Бенуа, главе этого “Мира искусства”, восстаёт против Эфроса. Совсем наоборот у Бенуа!

    В общем, не хотите, не ходите по ссылке, а я пойду и стану рассматривать тамошнюю первую же картину, "Версаль" (1906), имея её во втором окне компьютера, мотаясь то туда (смотреть), то сюда (писать), и вам так предлагаю смотреть и читать прыгая.

    Ну какое, к чёрту, "возрождал старину”, когда тут жалкие кусочки Версаля: 1) нарочито плохо прописанное трёхэтажное здание без ожидаемых украшений, 2) еле обозначенная, неразличимая какая-то статуя вдали, беломраморная, наверно, 3) несколько на конус подстриженных кустов тёмно-зелёных, туй, наверно, элементов регулярного, так называемого, французского или геометрического парка. И всё. Большую часть занимает очень плохо написанное травяное поле жёлтого цвета. Пшеницей это не может быть. Значит выгоревшая за лето некошеная трава. (Что странно для Версаля.)

    Всё нарисовано ради соотношения цветов серо-жёлтого поля и серо-бледно-синего неба. Едва ли не ради цветовой красоты. А не ради старины.

    И всё – грубо намалёвано. Грубостью… дана тонкость цветовых отношений. Что есть иррациональное. В пику рациональному в теме (Версаль → классицизм → рационализм).

    И – плохая погода. Минор. То есть всё – плохо: и иррациональное, и рациональное. Всё. И прошлое, и настоящее, и будущее. А что тогда хорошо? – Вообще иномирие метафизическое. И красота цветового отношения есть образ этого иномирия. Оно – есть подсознательный идеал. И радость художника только в одном – в умении дать образ этой метафизике.

    На этой картине особенно хорошо видно, что нет тут обычно понимаемой красоты Версаля, который если с чем и ассоциируется, то с материальной красотой.

    И вдруг Эфрос неожиданно для самого себя точно выразился:

    "Руководящее большинство художников искало того, что именовалось словом “красота”” (Там же).

    Именовалось! Но не было красотой в привычном смысле.

    Нематериальность нарисована и на второй картинке того сайта. Там только кажется, что строение обладает обычно понимаемой красотой. Но декоративизм (о нём в той статье) эту обычность аннулирует. И что оставляет? – Тут опять осень, опять какое-то негативное настроение. Оно по поводу и архитектурной красоты, и живописно-цветовой гаммы (опять противопоставление охры синему). Значит, позитив чему? – Опять образу того же иномирия, автором не осознаваемого.

    Я радикалом, конечно, стал с этим иномирием. Я таким не был, когда писал ту статью. Доказать иномирие в подсознании так же трудно, как и Эфросу трудно избежать намёка на него (он же чуткий искусствовед):

    "…настоящее презираешь и в будущее не веришь. “Мир искусства” – это великая меланхолия” (Там же).

    Так меланхолия ж, как отрицательное, предполагает же что-то положительное. ЧТО-ТО!.. Вот оно и есть подсознательный идеал иномирия.

    А в той моей статье дальше рассматривается столкновение света и бедствия на материале наводнения в Петербурге. Чем это является как не воплощением морали ницшеанства “над Добром и Злом”? А что такое эта формула, как не осознание подсознательного идеала иномирия!..

    И это прорывается в переходе Эфроса от петербургского “Мира искусства” к москвичам, символистам:

    "Московские мистики живописи, в другом лагере, провозгласили иную формулу эстетизма” (Там же).

    Да, всё об эстетизме речь. Но эстетизм же внеморален по духу. Как само ницшеанство (за полюсом индивидуализма). Да и символизм (за полюсом коллективизма) в качестве ингуманизма тоже имеет сложные взаимоотношения с обычной моралью. Да, всё да. Но слово "мистики” не зря перекликается с моим иномирием. Эфрос тут переходит к сверхморальным символистам, полярным внеморальным ницшеанцам. Но пристрастный я в слове "мистики” вижу то общее (духовный экстремизм), которое равно` для ницшеанцев и символистов, ра`вно ультраразочарованных в действительности на грани XIX и XX веков.

    Эфрос, будучи неправым по тексту, то и дело касается самой сути – подсознательного идеала автора.

    18 июня 2020 г.

27.06.2020
18:46

А ведь я ошибся

    А ведь я ошибся с Юоном и тут, и тут. Благо, ошибки – учат, если в них признаваться. – Ни он авангардист, злящийся на крестьян, принявшихся восставать против . . .

26.06.2020
15:42

Это начётничество?

    Когда спрашиваешь поисковик: “начётничество”, - открывается такая запись: "Начётничество — в старообрядческой среде — начитанность, учёность, любовь к . . .

25.06.2020
09:50

Я начинаю читать...

    Бывают странные сближенья. Пушкин. Я начинаю читать исторический роман “Генерал и его семья” (2017) Тимура Кибирова что из большого списка кандидатов на премию . . .

24.06.2020
16:09

Грусть-тоска меня съедает

    Я несвободный человек. И это грустно. Свободным я б был, если б брался писать только о тех картинах, которые мне невольно бросились глаза. Я бывал свободным, посещая . . .

<< 11|12|13|14|15|16|17|18|19|20 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100