TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Научный форум
-->
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Нас посетило 38 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад?

| Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?
Rambler's Top100
Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


05.07.2020
20:54

Игорь Орлов

    У меня проблема. Как сочетать ницшеанство маленьких детей (они центропупы с повышенной ролью “я”-фантастического, это – если б всё было возможно) с ницшеанством . . .

04.07.2020
20:48

Есть шанс понять

    Есть шанс понять, зачем Константин Сомов лица портретов в своей графике выполнял натуралистически, а остальное – "бестелесностью контуров” . . .

03.07.2020
10:27

Обсудим-ка с самим собой...

    Обсудим-ка с самом собой сатиру. Обсудить меня подвигло такое стихотворение Кибирова, будто бы "опубликованное в журнале "Литературная Армения", №5 за 1989г.” . . .

01.07.2020
12:43

Не дикость

    Я уже давно живу на свете и помню, - это было в середине 50-х годов, - как джаз стал проникать в жизнь нашего провинциального города, как джаз считали аморальным и как . . .

01.07.2020
09:12

Абракадабра

    Вот, как ругали в СССР такую гравюру. Фаворский. Ф.М. Достоевский. 1929. "Как сентиментально-бытовую картинку воспринимали они, например, монументально-суровый . . .

30.06.2020
08:43

В порядке исключения

    Вообще-то я боготворю разборы художественных произведений, отталкивающиеся от элементов этих произведений. Но в случае с символистом Сапуновым я сделаю . . .

29.06.2020
20:35

У меня проблема

    У меня проблема. Две проблемы. – Одна – я взялся за очень тонкое дело, толкование произведений искусства, и хочу это донести до довольно далёких от искусства . . .

27.06.2020
18:46

А ведь я ошибся

    А ведь я ошибся с Юоном и тут, и тут. Благо, ошибки – учат, если в них признаваться. – Ни он авангардист, злящийся на крестьян, принявшихся восставать против . . .

26.06.2020
15:42

Это начётничество?

    Когда спрашиваешь поисковик: “начётничество”, - открывается такая запись: "Начётничество — в старообрядческой среде — начитанность, учёность, любовь к . . .

25.06.2020
09:50

Я начинаю читать...

    Бывают странные сближенья. Пушкин. Я начинаю читать исторический роман “Генерал и его семья” (2017) Тимура Кибирова что из большого списка кандидатов на премию . . .

24.06.2020
16:09

Грусть-тоска меня съедает

    Я несвободный человек. И это грустно. Свободным я б был, если б брался писать только о тех картинах, которые мне невольно бросились глаза. Я бывал свободным, посещая . . .

23.06.2020
10:06

Прочтение

    Всё будет по-старому. Чехов. Дядя Ваня. Ну вот зачем, давая панораму сада в телевизионной версии спектакля 1986 года “Дядя Ваня” БДТ в постановке режиссера . . .

21.06.2020
10:51

Революционная эволюция

    Знаете, что такое готтентотская мораль? "Миссионер: Ты знаешь, в чём разница между добром и злом? Готтентот: Конечно. Добро — это когда я украду чужой скот и чужих . . .

20.06.2020
15:24

Господи, я ни с чем не могу согласиться!

    Что ни пишут о Павле Кузнецове – меня не устраивает. Вот слова Эфроса: "Изучение кузнецовских образов на самом деле обнаруживает в них надтреснутость, или . . .

17.06.2020
15:15

Беззаконная комета

    Тяжело быть не таким, как все, даже если давно инакость эту в себе чувствуешь. Одна надежда – что все когда-нибудь станут такими. А пока – тяжело.

    Одна из таких инакостей – что ницшеанцы не просто парят над Добром и Злом. Это-то они сознают в себе. (Это – словами стихотворения, которое я сейчас буду разбирать – определено словами: "Изо рта, сказавшего все, кроме “Боже мой””, то есть о безбожнике в первом приближении.) А вот я смею думать, что только это заметить у ницшеанца – мало. Ибо такой реалии, - негативной (Этот мир, мол, очень плох, и сам благой в итоге Бог дело не спасает, ибо нет Его; а негативность такой реалии видна из продолжения процитированной фразы: "вырывается с шумом абракадабра.”), - такой реалии мало. И надо, - говорю я, - ещё заметить, тот бессловесный позитив, который даёт возможность такому непригодному для жизни ницшеанцу всё же жить – его подсознательный идеал метафизического иномирия, недостижимого принципиально (за одним исключением: возможности этому иномирию дать образ).

    Так вот до этого последнего никто не дошёл, и я остаюсь белой вороной. И мне тяжело одному.

    Нет, иносказательно многие дошли. Вот, например, Самуил Лурье, обсуждающий и это стихотворение, на какое я нацелился:

    "Стихи описывали недоступный для слишком многих уровень духовного существования.” (http://www.librapress.ru/2015/08/I-Brodskij-Konec-veshhi-Pjat-esse.html).

    Иносказательно дошли многие. А вот в виде краткой формулы: иномирие (одним словом) или принципиально недостижимое метафизическое иномирие (несколькими словами), - никто. Особенно если это возвести в ранг подсознательного идеала, текстуально не существующего, цитированию не подлежащего. (С подсознательностью идеала отдельная часть моей инакости, но помолчу тут о ней.)

    Вот само стихотворение.

       
     

    Точка всегда обозримей в конце прямой.

    Веко хватает пространство, как воздух жабра.

    Изо рта, сказавшего всё, кроме “Боже мой”,

    вырывается с шумом абракадабра.

    Вычитанье, начавшееся с юлы

    и т. п., подбирается к внешним данным;

    паутиной окованные углы

    придают сходство комнате с чемоданом.

    Дальше ехать некуда. Дальше не

    отличить златоуста от златоротца.

    И будильник так тикает в тишине,

    точно дом через десять минут взорвется.

    1982.

    Чтоб взять быка за рога – в чём я вижу метафизическое иномирие? – В том результате, какой можно помыслить от того, что "взорвется”. Причём не только заявленный "дом”, а вся тяжеловесная конструкция стихотворения, прекрасно охаянная Алексеем Ковалевским:

    "Тяжеленный слог, с провалами вкуса, игрой и размытостью смысла. Фикция, имитация переживания, поэтическая неестественность — в каждом затянутом или даже коротком произведении.

    Точка всегда обозримей в конце прямой.

    Что это, как не оригинальничание, не псевдозначительность? И все стихотворение — на расстоянии вытянутой руки от подобных определений…

    “Вычитание”, “внешние данные” — здесь этой “прозы” еще немного, в некоторых строфах знаменитого “Осеннего крика ястреба” сквозь нее вообще не хочется продираться: обвисшие нити сюжетного шитья, избыток подробностей, а то и плюшкинского сора, рваные контуры идеи, рассудочность и описательность в одном флаконе, причем на грани занудства. И все это претендует на философичность, притчевость, бытийное откровение.

    Не русская ментальность, которая с заводной, механистической изобретательностью говорит русскими словами о мелочах, русского мало интересующих.

    Кстати, почему дом-то взорвется? Ничего подобного контекст, вроде, не предвещает: угасание — да, но не взрыв. Очевидно, что взрыв здесь просто притянут ради двух эффектных заключительных строчек. Хороших, выразительных. Не в пример “паутиной окованным углам”...

    Думаю, столь “раскрепощенное” письмо и то отношение, которое это письмо с самых первых своих витиеватостей к себе задает, — уровень не совсем классики. Она лепится из чего-то другого. Не из разреженного воздуха. Не из вяловатого, сибаритского состояния души, которое поэт будто с трудом и высокомерно преодолевает, кладя на бумагу широкие прозаизированные сообщения или неуклюжие сентенции, как в случае с точкой в конце прямой, приведенном выше” (https://www.chitalnya.ru/work/2822782/).

    От себя могу добавить, что, если пометить косым шрифтом всё, что считается в русском языке неблагозвучным, даже и по площади, зрительно занимает довольно много места. Плюс меньшая, по-моему, благозвучность тонического стихосложения.

    Непереносимость Этого мира – короче сказал бы я. Которая, непереносимость, как раз и есть тот контекст, который взрыв-то и "предвещает”. Именно не "угасание”.

    Ничего себе угасание:

    Веко хватает пространство, как воздух — жабра.

    Много ли воздуха может рыба ухватить вне воды, на воздухе? Аж страшно себя представить в таком положении. Так от коронавируса, наверно, умирают, лишившись лёгких. А ведь речь же – о пространстве. Его не хватает! Я иногда с ужасом представляю себя очнувшимся в закопанном в могилу гробу… Перед носом крышка гроба! Нет пространства! Лучше не думать... И если такой вот представить себе не смерть свою, а жизнь?.. Вы себе представьте тихонько ТАКУЮ жизнь. А? Которая как последняя агония жизни… А так Бродский себя почувствовал вне родины. Вне окружения, говорящего на русском языке… – Врагу не пожелаешь.

    Что в первую очередь не устраивает в Этой жизни всех ницшеанцев? – Наличие в ней смерти. Ни много, ни мало. Если уж быть недовольным быть, то по большому счёту. А не – каким-то эсэсэсэровским тоталитаризмом. Хотя и он – как несуществование точки на прямой. Вся она, точка, – во взаимосвязях с соседями. Правилами общежития. Правилами социалистического общежития. Вообще неисчислимыми правилами. – Правила есть вторая Этого света непереносимость для ницшеанцев. Что и выражается первой строчкой.

    Точка всегда обозримей в конце прямой.

    В смысле: умираешь – всё-таки значимей, чем был до того, когда ещё никакого следа собою не оставил. А всё-таки, и оставив что-то, чего это сто`ит, положа руку на сердце? Все всё забудут рано или поздно. И скорее – рано. И что сделал – словно "абракадабра”. Коль скоро вечной жизни души нет в безбожном мире, жизнь бес-смыс-ленна! "не отличить златоуста от златоротца”. Нобелевская премия не в счёт. Всё – забудется, если мерить аршином Вечности. Любая жизнь – "Вычитанье, начавшееся с юлы”. Неиспользуемый чемодан. Взятая паутиной комната.

    Так и на чёрта Это всё?!. – Взорвать!

    И какой будет результат ТАКОГО взрыва?

    Иномирие.

    Что и выразило стихотворение.

    А процитировать – нельзя. Ибо идеал этот – подсознательный.

    Все, кто может, подсознанием же и чуют величие услышанного (прочтённого). Об Абсолюте каком-то речь. Даже Ковалевский что-то такое чует: "философичность… откровение… высокомерно”. – В том и радость для поэта. Для того и пишет. Осознаёт. А раз слов категории Абсолюта почти не применил (кроме затерявшихся "всегда”, “всё” и "некуда”), то это и значит, что в сознании иномирия нету, только в подсознании. – Значит – художественно.

    13 июня 2020 г.

16.06.2020
17:25

Что меня злит

    Что меня злит у большинства пишущих об искусстве? – Лялякание. Общие слова, не привязанные к “тексту” произведения. Вот, например, что пишет один о знаменитом . . .

14.06.2020
20:44

Пашинин пашет

    Именно пашет, а не летает, как поэт. Я пишу о басне Пашинина “О биологическом детерминизме" (2020). Я б не писал, да меня попросили. Почему я б не писал? Потому что моё . . .

13.06.2020
09:48

Земля плоская, непосредственно глядя. Но это не доказательство.

    Это – продолжение сочинённого тут. Я там, сославшись на принципы, дал их мало. Больше козырял непосредственностью переживания. Вот и результат получился неполным: . . .

12.06.2020
17:12

Дню России посвящается

    . Русская исключительность. Но я люблю - за что, не знаю сам – Ее степей холодное молчанье… Лермонтов. Я пишу только то, что могу назвать новизной, даже не будучи . . .

11.06.2020
13:29

Останавливает внимание

    По-моему, такая картина останавливает внимание. Чехонин. Иллюстрация к „Фауст и Город“ А. В. Луначарского. 1918. Чем? Какой-то симфонией, торжествующей . . .

<< 11|12|13|14|15|16|17|18|19|20 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100